Елена Ильясова
Педсовет «Укрепление здоровья воспитанников посредством создания системы формирования культуры здоровья и образа жизни»
Педсовет Укрепление здоровья воспитанников посредством создания системы формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у всех участников образовательного процесса.»
Повестка:
1. Актуальность темы педсовета
2. Доклад заведующей «Система работы ДОУ по укреплению здоровья воспитанников посредством создания системы формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у всех участников образовательного процесса».
Публикация «Педсовет „Укрепление здоровья воспитанников посредством создания системы формирования культуры здоровья и образа жизни“» размещена в разделах
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Краткий обзор программ по здоровьесбережению
Виды здоровьесберегающих технологий
3. Выступление медицинской сестры «Обучение детей основам здорового питания».(ОганянТ. С.)
4. «Роль физического развития детей дошкольного возраста в укреплении здоровья и развитии стойкости организма к заболеваниям».(Малинкович Я. Я.)
5. Выступление педагогов из опыта работы «Эффективные формы работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей».
6. Итоги тематического контроля «Здоровьесберегающая система в МКДОУ. Уровень сформированности основ здорового образа жизни у воспитанников» (заведующая).
Слайд. 3. Мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. "Будьте здоровы!" - говорят люди друг другу. "Желаем вам самого главного - здоровья!", говорят наши близкие. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и богатства
Слайд 4. В соответствии с Федеральными государственными стандартами направление «Физическое развитие» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно! Последние данные по статистике Министерства Образования и Науки РФ говорят, что XXI век в России начался с резкого ухуджения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8% снизилось число здоровых детей. На 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии.
Слайд 5. Таким образом, ситуация по этому вопросу такова: «хотя много лет в практике дошкольного образования проповедуется необходимость комплексного подхода к оздоровлению детей, эта проблема до сих пор должным образом не решена. Поэтому приоритетным направлением деятельности ДОО является сохранение и укрепление здоровья воспитанников и педагогам необходимо искать новые эффективные способы сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Важным в определениях здоровья считается отношение к нему самого человека, как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.
Слайд 6. Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Слайд 7. Занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада).Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями
Слайд 9.. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др., с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Слайд 10. В условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. Возникает потребность в создании :
— гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения;
— воспитания личности в условиях дошкольного учреждения.
Слайд 11. Под технологией понимают совокупность процессов, методов и материалов, которые используются в определенной сфере. Использование инновационных технологий здоровьесберегающего обучения позволит :
— сформировать основы здорового образа жизни;
— развить у ребенка чувство сопереживания другим людям;
— сформировать определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение.
Слайд 12. Образовательно-воспитательные программы, используемые в детских садах, как правило, уже содержат здоровьесберегающие технологии, позволяя сформировать универсальные способности.
Слайд 13. Среди специализированных образовательных программ следует акцентировать внимание на парциальных, направленных на валеологические знания, физкультурно-оздоровительные методики.
Слайд 14. Дошкольный возраст – это фундамент здоровья :
— Физического
— Психического
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Слайд 15. При участии медиков и, согласно медицинским нормам и требованиям, они помогают сохранять здоровье детей. Медработник следит за соблюдением СанПинов и правильной организации здоровьесберегающей среды в детском саду, проводит мониторинги здоровья, дает рекомендации по мерам профилактики, закаливания, контролирует рацион питания и физические нагрузки детей.
Слайд 16. С тимулируют физическое развитие и оздоровление детей через двигательную активность, приобщение к физкультуре. Технология использует самомассаж и массаж, закаливание, все виды гимнастики, ортопедические мероприятия. Цель их формирование у детей правильной осанки, физической выносливости, приобщать к ежедневной физической активности. Реализуют это направление преподаватели физвоспитания, воспитатели.
Слайд 17. Отвечают за социальное и психическое здоровье воспитанников посредством создания условий для эмоционального комфорта, оказании помощи в формировании положительных взаимоотношений с воспитателями и сверстниками. За реализацию этих технологий отвечает психолог, который проводит индивидуальные и групповые занятия. Воспитатель оказывает посильную помощь.
Слайд 19. Работа над валеологической просвещенностью родителей воспитанников и потребностью к ведению здорового образа жизни у педагогов. Родители должны знать, как правильно организовать режим дня и питания малыша вне ДОУ. Для этого их знакомят с видами детсадовской работы по физвоспитанию и сбережению здоровья, привлекают членов семей к спортивным праздникам, прогулкам, экскурсиям и другим мероприятиям в ДОУ, готовят информационные стенды, памятки, проводят консультации и дни открытых дверей.
Слайд 20. На практике принципы здорового образа жизни у детей успешно реализуются через:
приобщение детей к физкультуре;
привлечение развивающих форм работы по оздоровлению;
закаливающие мероприятия;
активные игры, гимнастику утром и днем;
физические упражнения;
закаливание в течение дня или после дневного сна;
активные прогулки в сквер, парковую зону или на пляж (если таковой имеется);
оздоровительные процедуры в бассейне или природных водоемах;
спортивные мероприятия и праздники.
На практике формы реализации пропаганды и внедрения ЗОЖ в детском саду делятся на три большие группы:
Стимулирование и сохранение здоровья Стретчинг Малышам с плоскостопием и слабой осанкой показаны дважды в неделю занятия стретчингом длительностью 30 минут в музыкальном или физкультурном зале. Упражнения стретчинга направлены на развитие гибкости, растяжку мышц. Проводить их нужно под музыку минимум через полчаса после еды.
Ритмопластика Простые движения, выполняемые под музыку или ритм, позволяющие детям выразить эмоции, характеры, создать образы. Движения могут быть имитационными или танцевальными. Получасовые занятия проводятся в средних и старших группах для развития чувства ритма, гибкости, пластичности и выразительности. Дети учатся творчески осмыслять музыку, выражать свои чувства эмоционально-телесными способами.
Хатха-йога Упражнения позволяют восстанавливать дыхание, регулировать работу систем организма, успокаивают, расслабляют, снимают усталость и чрезмерную возбудимость.
Активные паузы Занимаясь, дети нуждаются в коротких 2-5-минутных паузах, которые проводят по мере утомляемости воспитанников. Паузы должны включать элементы дыхательной и гимнастики для глаз, чтобы стать методом профилактики усталости.
Подвижные игры и спартакиады Каждый день воспитанники всех возрастных групп должны играть в активные игры различной степени подвижности. Проводят их в групповой комнате, во время прогулки на площадке или занятия физкультурой. Игры должны соответствовать времени и месту проведения, возрасту детей. В больших детских садах рамках нескольких групп возможно проведение спартакиад и спортивных праздников среди детей одной возрастной категории.
Релаксация Каждое помещение ДОУ подходит для релаксации, интенсивность которой выбирает воспитатель. Педагог самостоятельно определяет цели релаксационных процедур, использует по своему усмотрению музыку или звуки природы.
Гимнастика • Пальчиковая проводится в группах или подгруппах детей в любое удобное время, выбранное воспитателем. Особенно показана воспитанникам с проблемами речи.
• Зрительная — занимает не более 2-5 минут в любое время. Воспитатель показывает, как выполнять упражнения или демонстрирует наглядный материал, а дети — повторяют. Проводится по мере утомляемости дошколят и в зависимости от интенсивности нагрузки на органы зрения.
• Дыхательная — проводится после проветривания помещения. Во время упражнений воспитатель напоминает детям правила гигиены полости носа.
• После дневного сна короткая 5-10-минутная гимнастика поможет дошкольникам почувствовать себя бодрее.
• Корригирующая — взаимосвязана с задачами, которые стоят перед воспитателем, и состоянием здоровья детей.
• Ортопедическая — используется для предотвращения и лечения плоскостопия, заболеваний опорного свода стопы.
Обучение принципам ЗОЖ Занятия физкультурой Дважды-трижды в неделю физкультурой занимаются в хорошо проветренном помещении музыкального или спортивного зала. У самых маленьких занятие занимает 10 минут (в помещении группы, у дошкольников младшего возраста — 15-20 минут, среднего — 20-25 минут и у детей подготовительной группы — 25-30 минут.
Игротерапия и игровые тренинги После дневного сна в свободное время незаметно для детей при участии воспитателей проводятся проблемно-игровые занятия. Процесс игры может сопровождаться как активными действиями детей, так и пассивным их участием.
Коммуникативные игры Среди детей средней и подготовительной группы один-два раза в неделю проводят коммуникативные игры. Занятия длятся не более получаса и включают различные игры, инсценировку, беседы, лепку или рисование.
Самомассаж Точечный самомассаж проводят для профилактики эпидемий в осенне-весенний период. Воспитатель показывает демонстрационный материал (картинки, плакаты, короткие видео) и выступает в качестве примера для правильного выполнения. Время для самомассажа педагог выбирает самостоятельно.
Валеологические занятия У детей средней и подготовительной группы раз в неделю проводятся получасовые валеологические занятия, на которых дети должны узнавать больше о своем здоровье и теле.
Коррекционные Музыкотерапия Выступает вспомогательным методом коррекции, который дополняет физкультурно-оздоровительную работу и используется несколько раз в месяц. Помогает снять напряжение, усталость, поднять настроение.
Сказкотерапия Для дошкольников старшего возраста является подспорьем в развивающей и психологической терапевтической работе. Получасовые занятия проводятся не чаще 2-4 раз в месяц. На занятиях сказки может рассказывать воспитатель или один из родителей, либо же группа детей. Важно, чтобы все члены группы принимали в занятии активное участие.
Цветотерапия Наряду с музыкой, цветотерапия помогает в повышении эмоционального настроя, снятия чувства усталости и напряжения. Воздействие цветом может использоваться в качестве отдельного занятия несколько раз в месяц (2-4, либо же в роли оформления помещения группы на постоянной основе.
Особое внимание должно уделяться процедуре закаливания. Закаливание стимулирует защитные функции организма, делает его невосприимчивым к негативному воздействию внешней среды. Оздоровительный эффект будет достигнут, если процедуры будут проводиться системно и грамотно
Для облегчения процедуры закаливания дети должны:
во время пребывания в ДОУ находиться в легкой одежде;
выполнять утреннюю гимнастику на площадке независимо от времени года;
как можно больше гулять на улице, поскольку даже в холодное время года малыши должны проводить по 2-4 часа вне помещения в удобной одежде.
Из всех видов закаливания чаще всего в ДОУ применяются:
Слайд 21. А теперь давайте узнаем какие здоровьесберегающие технологии используются в группах.
Слайд 22. Итоги тематического контроля «Здоровьесберегающая система в МКДОУ. Уровень сформированности основ здорового образа жизни у воспитанников»
Слайд 23. Результаты анкетирования родителей и педагогов. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И нам нужно научиться взаимодействовать с родителями в интересах ребенка.
Слайд 24.1. Соблюдать условия, необходимые для здоровьесбережения детей дошкольного возраста:
Индивидуальные потребности ребенка;
Здоровьесберегающее пространство;
Формирование здорового образа жизни.
Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно.
2. Дополнить физкультурные уголки :
— интересным иллюстративным материалом для ознакомления детей с видами спорта и другой интересной информацией;
— регулярно пополнять уголки нетрадиционными пособиями, атрибутами для физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Ответственные: воспитатели.
3. Организовать беседы с детьми старшего дошкольного возраста по здоровьесбережению.
4. Продолжать пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей через различные формы работы : родительские собрания, уголки здоровья, информационные стенды, буклеты, памятки, беседы, консультации, развлечения с участием родителей и т. д.
Ответственные: воспитатели. Срок: в течение года
Слайд 25. Воспитывать детей - дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства - все это воздействует на психику, а в конечном итоге и на физическое состояние педагога.
Физическое и эмоциональное состояние педагога - существенные факторы, влияющие на его профессиональную деятельность. От самочувствия педагога зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество работы.
Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.