Варвара Cлепухина
Педсовет «Современные подходы к организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
Педсовет №2
По теме: «Современные подходы к организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».
Цель: активизация усилий педагогического коллектива в нравственно- патриотическом воспитании детей в контексте управления образовательным процессом в ДОУ.
Задачи:
• изучить сложившуюся в ДОУ систему работы по данному направлению;
• повышать уровень профессиональной компетентности педагогов;
Публикация «Педсовет „Современные подходы к организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• обновить содержание и формы работы по духовно-нравственному воспитанию, учитывая возможности взаимодействия педагогов, детей и родителей.
Содержание работы педсовета :
I. Теоретическая часть:
1. Вступительное слово по теме «Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников» (заведующий Макарова И. П.);
2. Выполнение решений предыдущего педсовета (ст. воспитатель Слепухина В. В.);
3. Итоги тематической проверки «Планирование и организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей» и итоги смотра-конкурса «Лучший патриотический центр ДОУ» (ст. воспитатель Слепухина В. В.);
4. Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (воспитатель Лозовая Г. В.);
II. Практическая часть:
a. Задание для участников (русские народные обрядовые праздники);
b. Игра с участниками в русскую народную игру;
c. Пение частушек.
III. Обсуждение. Решение. Рефлексия.
Ход педсовета:
1. Вступительное слово по теме «Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников» (заведующий Макарова И. П.)».
- Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.
Воспитание детей без духовно - нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка - питании его души.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
2. Выполнение решений предыдущего педсовета (ст. воспитатель Слепухина В. В.);
-Все решения предыдущего педсовета выполнены.
3. Итоги тематической проверки «Планирование и организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей» и итоги смотра-конкурса «Лучший патриотический центр ДОУ» (ст. воспитатель Слепухина В. В.);
-Тематическая проверка в ДОУ проводилась в соответствии с годовым планом. Тематическая проверка была проведена в форме посещения. Посещения осуществлялось в течение учебного года.
Цель проверки: определение уровня развития нравственных качеств, способностей детей; анализ эффективности использования традиционных и нетрадиционных приемов работы с детьми.
Задачи:
1. Планирование работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей
2. Условия, созданные для детей по духовно-нравственному развитию и воспитанию (РППС, программно-методическое обеспечение).
3. Оценка эффективности проводимых мероприятий по воспитанию у детей духовно-нравственных ценностей.
4. Работа с семьёй по организации духовно-нравственного развития и воспитания детей.
4. Оценка положительных и отрицательных тенденций в работе по духовно-нравственному воспитанию детей.
Выводы:
В результате проведё нного посещения было установлено: все группы детского сада организуют работу по духовно-нравственному воспитанию детей в соответствии с Общеобразовательной программой ДОУ.
Анализ календарно-тематического планирования работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. В утренний промежуток времени педагоги не всегда планируют беседы, разучивание стихотворений, песенок, потешек, игр, направленные на расширение и активизацию словаря детей, кругозора, знакомства с элементами фольклорного жанра. Для проявления детьми творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры, народные игры, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность. В планах по работе с семьями воспитанников спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по нравственному развитию и воспитанию детей.
В каждой группе создан патриотический центр, где дети знакомятся с Государственными символами России и Президентом РФ. Имеется большое количество дидактических игр. Оформлен книжный уголок, где на полках расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается воспитателями грамотно, имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора. Воспитатели старших групп периодически организуют выставки книг одного писателя. Дети имеют возможность рисовать, лепить, вести наблюдения, заниматься исследовательской деятельностью. Созданная в детском саду РППС, способствует всестороннему развитию. Она построена с учетом требований ФГОС ДО.
Воспитатели, работая с детьми, не забывают о том, что на формирование и развитие личности, духовно-нравственных ценностей оказывают влияние народные традиции, обряды, устное народное творчество и принципиально важные условия: - непосредственное участие в процессе и взрослых, и детей.
В детском саду проводились праздники, конкурсы, тематические досуги, акции, развлечения с детьми. Перечислять их не стану, но отмечу, что все они направлены на развитие духовно-нравственных ценностей у дошкольников.
Педагоги активно привлекают родителей к участию в конкурсах и мероприятиях. Также родителям предлагаются консультации на тему духовно-нравственного развития и воспитания, проводятся тематические беседы и консультации по вопросам семейного воспитания.
Тематический контроль показал, что духовно-нравственное развитие и воспитание в детском саду соответствует требованиям программы и возрастным особенностям. Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Наши дошкольники обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живет; знакомы с произведениями детской литературы, обладают элементарными представлениями о национальностях, о традициях донского казачества, их быте и их культуре.
Итоги смотра-конкурса «Лучший патриотический центр ДОУ» : 1 место- группа «Ромашки» воспитатели : Жирнова Ю. А., Ниязова А. А., 2 место поделили группа Карапузики» и «Растишки» воспитатели : Базаева Ю. А. Мощенко С. П., Королькова Е. В., Михайлова А. В., 3 место поделили группы «Ягодки» и «Неваляшки» воспитатели : Аканова А. У., Пицкив Н. В. Вручены грамоты.
Предлагаем поделиться опытом работы по созданию и наполнению патриотических центров. (педагоги презентуют свои патриотические центры)
4. Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (воспитатель Лозовая Г. В.);
Практическая часть:
1. Задания для участников:
I. Назовите русские народные обрядовые праздники, которые вы знаете? ( Предполагаемые ответы: праздник урожая, святки, Рождество, масленица, пасха, праздник Ивана Купалы, вербное воскресенье).
II. Участники «тянут» вопросы:
1. Что Вы знаете о зимних святках?
ОТВЕТ: святки, святые вечера, так называются на Руси, да и не только на Руси, а и за границей дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обыкновенно пятым января следующего года.
На Святках мы встречаем странную смесь обычаев из языческих обрядов, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.
Коляда - собственно канун праздника Рождества Христова. Считают две коляды: Васильевская - накануне Нового года, и крещенская - накануне Крещения.
Ведущий дает текст и предлагает участникам спеть рождественскую колядку, например такую:
Колядки, колядки,
Собрались ребятки.
По деревне пошли,
Бабку Коляду нашли.
Наша бабка Коляда
По дорожке шла
Да топорик нашла
А топорик не простой,
А топорик золотой.
Села на снег Коляда,
Да задумалась!
Куда путь держать?
Куда топорик девать?
2. Какие обряды и обычаи Масленицы Вам знакомы?
ОТВЕТ: масленичное пиршество можно разделить на три части:
1. встреча Масленицы - понедельник;
2. разгул, или широкая Масленица - четверг;
3. прощанье - воскресенье.
Главную роль в русской масленице играют блины, которые хозяйками пекутся всю неделю, на блины зовут гостей и повсюду угощают блинами. Масленицу (чучело) возили по улицам. В последнее воскресенье недели с песнями и хороводами, взяв из каждого двора по снопу соломы, масленицу сжигали в селении или за селением. В программу празднования масленичной недели обязательно входило взятие снежного городка. Город "брали" на последний, прощенный день масленицы. Крепость строилась на льду реки или озера.
Ведущий дает педагогам текст песни и они все вместе водят хоровод:
Масленица загорела,
Всему миру надоела, -
Обманула, провела,
Годика не дожила,-
До поста довела,-
Шла сторонкою к нам
По заулочка, закоулочкам,
Несла блинов чугуны;
Надорвала животы,
Блинов напекла,
Сама все пожрала,
А нам редьки хвост
Дала на пост,
Весело гуляла,
Песни играла,
Протянула до поста,
Гори, Сатана!
4. Игра с участниками в русскую народную игру «Заря» :
Играющие встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – Заря – ходит
сзади с лентой и говорит:
Заря – зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно, кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места становится Зарей. Игра повторяется.
5. музыкальный руководитель Участникам предлагается спеть частушки по карточкам:
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Не хотелось выходить -
Стояла и стеснялась!
А гармошка заиграла -
Я не удержалась!
Эй, топни нога,
Топни, правенькая!
Все равно плясать пойду,
Хоть и маленькая!
Если б не было воды -
Не было бы кружки!
Если б не было девчат -
Кто бы пел частушки?
В зале организован мини-музей, где представлены предметы русского быта. Ведущий предлагает воспитателям ответить на ВОПРОСЫ :
Знаете ли Вы значение следующих слов:
оратай - ПАХАРЬ
сыть - КОРМ, ЕДА
тоня, тонька - РЫБНАЯ ЛОВЛЯ, СЕТЬ
аршин - МЕРА ДЛИНЫ, ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ, 0,711 МЕТРА
завар - ЗАВАРНОЙ КОТЕЛ, УШАТ
жменя - ГОРСТЬ
овин - СТРОЕНИЕ С ТОПКОЙ ДЛЯ СУШКИ СНОПОВ
поветь - КРЫТОЕ МЕСТО, КРОВЛЯ НАД ДВОРОМ
сажень - МЕРА ДЛИНЫ, РАВНАЯ ТРЕМ АРШИНАМ или 2,13 метра
посадские люди - ТОРГОВЫЕ.
ЗАГАДКИ ИЗ КРЕСТЬЯНСКОЙ ЖИЗНИ:
Два брата пузатеньких
Под гору бегут.
Один горбатенький
За вихор держит.
(Ведра и коромысло.)
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт.
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват.)
Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой – вертун.
(Корова.)
Щука-белуга по лесу ходила,
Все леса погубила,
Все леса пали,
Горы встали.
(Коса, трава и копны сена.)
Чего из избы не вынести? (Печь)
Красный петушок по жердочке бежит. (Горящая лучина)
3. Подведение итогов.
Рефлексия.
Упражнение «Клад» –педагоги посредством игры «Холодно–горячо» находят «заветный сундучок», а открыв его, отвечают на вопрос: «Что полезного я взял для себя сегодня и что мне не понятно»
Решение педсовета.
1. Признать работу педагогов во всех дошкольных группах положительной.
2. Продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровьесбережение и др.).
Ответственные: воспитатели групп.
Срок: постоянно.
3. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.
Ответственные: воспитатели групп.
Срок: постоянно.
В заключении предлагаем педагогам по стакану «волшебного напитка»
(в стаканы налит сок) :
- Предлагаем волшебный напиток, который поможет вам, дорогие педагоги, превратить наших детей в добрых, чутких, отзывчивых. Мы знаем, вы все мечтаете о том, чтобы дети были именно такими. Испив сей напиток, вы уже не сможете громко ругать детей, обсуждать их проступки в присутствии других, а будете подмечать только хорошее и радоваться, восхищаться, поощрять.
Причем, после первых трех глотков напитка вы уже не сможете называть детей по фамилии, никого и никогда, у вас появится необыкновенное желание учить стихи и пословицы о доброте, ежедневно совершать с детьми много добрых поступков по отношению к природе, малышам и всем, кто нуждается в помощи.
И тогда волшебный мир доброты откроется вам и вашим детям.
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
В. Боков.