вера васильченко
Современные формы и методы работы в ДОУ по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №3
«Современные формы и методы работы в ДОУ по речевому развитию»
Подготовила
ст. воспитатель:
В. М. Васильченко
Цель педсовета: совершенствование работы в МБДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. Формирование педагогической компетентности педагогов; развитие коммуникативных качеств педагогов, умения работать в коллективе; уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей. Активизировать мыслительную деятельность педагогов, усовершенствовать работу по улучшению образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей, наметить пути дальнейшей эффективной деятельности в данном направлении. В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирование речи детей.
Публикация «Современные формы и методы работы в ДОУ по речевому развитию» размещена в разделах
Задачи:
1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.
2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.
4. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.
5. Совершенствовать навыки логического мышления.
6. Создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по развитию речи.
План проведения педсовета
Теоретическая часть:
1. Выступление ДОУ «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».
2. Аналитическая справка о результатах тематической проверки «Развитие речи дошкольников в условиях ДОУ» - старший воспитатель.
3. Деловая игра «Ромашка»
4. Презентация игр по развитию речи - педагоги ДОУ.
5. Разработка решений педсовета.
Ход педсовета:
Я рада вас приветствовать на очередном заседании Педагогического Совета.
Тема нашего заседания «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС».
Организационный момент. Упражнение для педагогов «Подарок».
- Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т. п.).
Теоретическая
Выступление старшего воспитателя ДОУ «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО
овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим,
обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы)
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения)
развитие речевого творчества (работа непростая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия)
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)
Основные направления работы по развитию речи детей
1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование
4. Развитие связной речи : Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Методы развития речи
1. Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)
2. Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
3. Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Средства развития речи : общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи на занятиях, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, занятия по другим разделам программы.
Практическая часть:
Деловая игра «Речь беднеет – вот вопрос – нам поможет в этом ФГОС»
Предлагаю вам поиграть, а, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся. Вам предстоит пройти ряд заданий, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи все, же пожелаю!
Правила игры
- за каждый правильный ответ получаете фишку
- команда набравшая наибольшее количество фишек становится победителем
Задание 1
Я предлагаю немного размяться, вспомнить термины, относящиеся к речевому развитию, вспомнить инновационные технологии, которые мы используем в работе с детьми.
Разминка «Ромашка»
У каждой команды есть разобранный цветок - ромашка. Сердцевина ромашки разрезана на несколько частей, на каждой части написан термин, относящийся к речевому развитию детей. На лепестках - объяснение педагогического термина. Ваша задача, собрать ромашку так, чтобы педагогический термин на сердцевине цветка совпал с определением на лепестке. И зачитать полученные определения.
1. Речь – процесс общения людей между собой посредством языка.
2. Сторителлинг - интерактивный метод, который означает «рассказывание историй» от своего имени.
3. Педагогическая технология - оптимально подобранный комплекс методов, приемов, средств и алгоритм их применения для решения четко сформулированной проблемы.
4. Скрайбинг - процесс передачи определенной информации, настроения, эмоций, чувств с помощью простых рисунков.
5. Моделирование - вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели.
6. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка и его развития.
2 команда
1. Развитие речи — целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
2. Игровые технологии – система методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
3. Инновационная технология - деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового метода работы.
4. Карты Проппа.
5. Мнемотехника – совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
6. Здоровьесберегающие технологии - эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Задание 1
Игра «Ромашка» (каждая команда получает по ромашке, на лепестках которой прописаны вопросы, и задает их соперникам, если соперники отвечают неправильно фишка достается команде задающей вопрос)
Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.
Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа)
Изложение прослушанного произведения (пересказ)
Назовите формы связного высказывания (монолог, диалог, повествование, описание, рассуждение) Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец) (наблюдение)
То, что служит основой рассказа по памяти (опыт) Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения. (вопрос)
Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ) Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)
Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. (связная речь) Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)
Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка) Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог) Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (басня)
Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка) Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. (речевой образец)
Задание 2. Технология обучения составлению загадок.
В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основные модели составления загадок. Они перед вами на столах. Командам предлагается составить загадки по каждой модели про какой-либо объект. Т. е. каждая команда придумывает 3 загадки, а задача другой команды, отгадать их.
А сейчас давайте немного разомнемся.
Физминутка
Игровые и здоровьесберегающие технологии.
Нам нужны музыкальные палочки (клавесы). Если клавес нет, их можно заменить цветными карандашами, строительными палочками или другими предметами.
Мы будем отстукивать ритм под
Стихотворение «Дедушка Молчок».
Чики-чики-чики-чок (попеременно постукиваем по столу одной и другой палочками)
Кто ты дедушка Молчок? (постукивание палочек друг о друга посередине)
Может ты Боровичок? (постукивание кончиками палочек)
Или ты Лесовичок? (делаем из палочек «рожки»)
Только лес шумит – шу-шу, (вращаем палочки между ладонями)
Только лес шуршит – ша-ша, (постукивание всеми палочками)
Только лес поет – ши-ши, (постукивание всей палочкой о стол)
Спать пора, малыши! (постукивание кончиками палочек).
Задание 3 (скрайбинг)
Изобразите пословицу с помощью схемы
Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.
Это процесс передачи определенной информации с помощью простых рисунков.
Каждая команда схематично зарисовывает пословицу. Задача другой команды эту пословицу отгадать.
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
Наша деловая игра подошла к концу. Мы вспомнили некоторые инновационные педагогические технологии, которые можно применять для развития речи детей.
У нас осталось еще одно домашнее задание «Педагогический аукцион». Каждый педагог подготовил сообщение о новой игре с элементами инновационной педагогической технологии и сейчас расскажет нам о ней.
Молодцы.
Игра показала ваши знания по методике развития речи детей дошкольного возраста. Аукцион раскрыл владение практическими методами речевого развития дошкольников.
И закончить наш педсовет хочется словами Конфуция «Учитель и ученик растут вместе». Так пусть игровые и образовательные технологии позволяют расти как воспитанникам, так и педагогам!
Проект решения Педагогического Совета (обсуждается и утверждается).
Проект решения
1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей : - пополнить группы средняя, группа раннего возраста дидактическими играми и пособиями по развитию речи, всем группам материалами по тематике блоков и игровыми пособиями, включающие новые формы работы (ответственные воспитатели групп, срок до 1 сентября) –
2. Разнообразить информационный и наглядный материал для родителей "Развитие речи дошкольника" (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)
3. Выставки худ. литературы в книжных центрах организовывать в соответствии с тематическими блоками и праздниками, воспитателям старших групп организовывать выставки иллюстраторов (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)
4. Использовать в практике работы инновационные технологии и элементы технологий, модели и схемы по развитию речи дошкольников. (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)
5. Организация мастер – класса «Игровые упражнения развития грамматического строя речи дошкольников», «Развитие фонематического восприятия детей», «Активизация словаря детей» (ответственные старший воспитатель и учитель-логопед, срок в течение учебного года)