Наталья Таращик
Формы и методы образовательной работы по совершенствованию навыков культуры питания детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное учреждение образования
«Лидский специальный ясли-сад № 16 для детей с нарушениями зрения»
Выступление на педагогическом совете :
«Формы и методы образовательной работы
по совершенствованию навыков культуры питания детей 4-5 лет
с нарушениями зрения средствами проектной деятельности»
(из личного опыта)
Подготовил:
воспитатель дошкольного образования
Левшина Наталья Михайловна
Март, 2018
Публикация «Формы и методы образовательной работы по совершенствованию навыков культуры питания детей 4–5 лет» размещена в разделах
Большое внимание педагоги, психологи, медики и ученые уделяют организации детского питания.
Рациональное питание, которое отвечает всем физиологическим потребностям растущего организма в пищевых веществах и энергии, обеспечивает гармоничное развитие ребенка, повышает адаптационные возможности организма. В детском возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности метаболизма взрослого человека. Поэтому организация рационального питания детей с нарушениями зрения является одной из важных задач родителей и сотрудников детского сада.
Цель нашей, воспитателей группы, работы :
Формирование у детей целостного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания, как составной части здорового ребенка.
Задачи:
1. Способствовать формированию понятий у детей с нарушениями зрения понятие о правильном питании, как одном из важных факторов в сохранении здоровья; знаний о полезных и вредных продуктах, знакомить с правилами безопасного питания – избегать несвежих и незнакомых продуктов, знаний о правилах современного этикета, с правилами безопасного питания – избегать несвежих и незнакомых продуктов.
2. Познакомить с правилами современного этикета.
3. Сформировать навык соблюдения гигиенических правил при употреблении пищи.
4. Способствовать повышению культуры питания в семье.
5. Развивать познавательную деятельность, творческие способности.
При проведении работы по совершенствованию навыков культуры питания у дошкольников с нарушениями зрения в специально организованной и нерегламентированной проектной деятельности с использованием эффективных методов руководства мною использовались следующие методы и приемы.
МЕТОДЫ - ПРИЕМЫ
Словесные методы – приемы
Рассказ педагога – риторические вопросы; обмен мнениями; беседа до и после рассказа; рассматривание наглядных материалов
Рассказы детей – вопросы, напоминания, соучастие воспитателя, анализ, оценка
Беседа – рассматривание наглядных материалов, вопросы, моделирование, задания на сравнение, обобщение, пояснение, объяснение, самооценка результатов деятельности, показ, оценка педагога
Чтение художественного произведения – чтение произведения по книге или наизусть, рассказывание, инсценирование, заучивание наизусть
Наглядные методы – приемы
Наблюдение – показ способа действий, показ образца, показ предметов, демонстрация картин, иллюстраций, вопросы, обсуждение
Рассматривание картин, таблиц, муляжей, репродукций, схем – вопросы, образец рассказа, задания творческого характера
Слайды, диафильмы, кинофильмы – вопросы, обсуждение, повторный показ, рассказ, объяснение, художественное слово, рисование на темя, близкие к их содержанию
Практические методы – приемы
Упражнения – многократное повторение умственных и практических действий
Игровой метод – использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами, вопросы, указания, объяснения, показ, воображаемая игровая ситуация
Элементарные опыты – вопросы поискового характера, указания, сравнения, графики, анализ результатов, вывод решения познавательной задачи
Моделирование – вопросы поискового характера, указания, сравнения, рисунки, графики, анализ результатов, вывод решения познавательной задачи
Экспериментирование – указания, рисунки, сравнения, таблицы, анализ результатов, решение познавательной задачи.
Реализацию проектной деятельности по совершенствованию навыков культуры питания у дошкольников с нарушениями зрения в специально организованной и нерегламентированной деятельности посредством эффективных методов руководства осуществляю в различных формах работы : познавательные игры-занятия, экскурсии, игры, досуги, развлечения, викторины. В ходе специально организованной деятельности (экскурсии, занятия, игры) знакомила детей с нарушениями зрения с правилами и принципами питания : дети узнали о правилах сервировки, узнали о том, как правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами, отображали свои знания в художественно-творческой деятельности, на занятиях по развитию речи. Во время игр и продуктивной деятельности закрепляли навыки и умения, полученные на занятии.
Мною был разработан проект : «Правильное питание – основа воспитания». В результате проектной деятельности все участники образовательного процесса проявили творческую активность, у детей с нарушениями зрения повысился уровень знаний по данной теме, были сформированы основы правильного поведения за столом, культуры правильного питания.
Предложенные темы занятий: «Вкусная каша», «Хлеб – всему голова», «Полезные продукты», «На вкус и цвет товарищей нет», «Правила поведения за столом» способствовали решению поставленных задач и затрагивали все стороны и принципы правильного питания. К детям приходили сказочные герои: Айболит, Незнайка, Витаминка и превращали занятие в игру, увлекали детей, которые старались помочь своим любимым героям, через путешествия по разным сказочным странам, где экспериментировали, изучали и мастерили.
Созданные мной проблемные ситуации побуждали детей с нарушениями зрения искать правильный ответ. Для этого использовалась познавательная практическая деятельность по темам: «Что будет с яблоком, если его разрезать?», «С помощью чего мы различаем разные вкусы?», «Как заварить чай?», «Молоко, молочные и кисломолочные продукты» и многие другие. Проведенные эксперименты помогли узнать много нового, дети с нарушениями зрения научились проводить эксперименты, проявляя самостоятельность, творческий подход.
Игры «Путешествие в страну каш», «Маленький официант», «Что чем едят, «В магазине», «Учимся готовить» и др. способствовали закреплению знаний о важности правильного питания, соблюдения гигиенических требований, о правилах сервировки.
В процессе знакомства с художественной литературой способствовало обогащению словарного запаса детей с нарушениями зрения, воспитанию культуры поведения за столом, помогло приобщить к народному фольклору, дети с нарушениями зрения научились быть вежливыми, гостеприимными, формировались культурно-гигиенические навыки.
Одной из форм формирования навыков культуры питания является дежурство. Работу по формированию умений, необходимых при дежурстве по столовой у детей с нарушениями зрения продолжили со второй младшей группы. Надев фартуки и колпачки, дети помогали сервировать на стол к обеду: раскладывали ложки, расставляли салфетницы, тарелки, чашки. Учила детей последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела: раскладывать индивидуальные салфетки, салфетницы, вилки, ложки, ставить чашки. Руководство мое было направлено на предупреждение ошибок и исправление, если они были допущены. Для этого я просила дежурных вспомнить, что необходимо сделать и в какой последовательности. Если дети затруднялись, то я обращала внимание на схемы. По окончании работы, дежурные проверяли правильность сервировки стола, анализировали опущенные ошибки, опираясь на алгоритм.
Большое внимание уделялось формированию навыков культуры приема пищи. Перед обедом проводились беседы о правильном питании, о полезных продуктах, о культуре поведения за столом, обсуждалось меню с использованием художественного слова, стихотворений, пословиц и поговорок. При сервировке столов делался акцент на разницу в сервировке в зависимости от количества блюд, подаваемых на завтрак, обед, полдник. Во время приема пищи следила, чтобы дети соблюдали правила поведения за столом: локти на стол не ставить, сидеть прямо, пищу пережевывать тщательно, правильно пользоваться столовыми приборами.
Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «День рождения куклы Кати», «Кафе», «Магазин» помогали отработать полученные навыки сервировки стола, правил поведения, составление дневного рациона. Дети с нарушениями зрения в играх опирались на свой опыт, традиции семей.
Формирование навыков культуры питания в проектной деятельности невозможно без взаимодействия с семьей. С родителями были проведены консультации: «Плохому аппетиту – бой», «Как правильно кормить ребенка»; родительское собрание; оформлена папка «Здоровое питание». В родительских уголках размещалась разнообразная информация о правильном питании : «Как красиво оформить детские блюда», «Рецепты блюд», «Особенности питания детей».
Вовлечение родителей в образовательный процесс в мини-проектах: дети вместе с родителями дома готовили, фотографировали процесс приготовления, участвовали в выставке рисунков «Мое любимое блюдо», создании фотоколлажа «Готовим вместе с мамой». Изготовлены альбомы рисунков, рецептов блюд, поделки по теме «Полезные продукты», мама Киры М. пошила фартучки с головными уборами в уголок дежурства по столовой и для сюжетно-ролевой игры «Магазин».
Результатом проектной деятельности свидетельствует :
1. Сформирована потребность в здоровом питании и здоровом образе жизни; знания дошкольников с нарушениями зрения о пользе витаминов, находящихся в продуктах.
2. Развито чувство ответственности за свое здоровье.
3. Дети с нарушениями зрения научились выбирать полезные продукты.
4. Усовершенствовались навыки сервировки стола.
5. Развито бережное отношение к народным традициям питания.
6. Повысился уровень компетентности и заинтересованности родителей в вопросах здорового питания в семье.
Таким образом, такое содержание по формированию у детей основ культуры питания позволит подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание.