Елена Терехова
Консультация для воспитателей «Формирование основ экологической культуры дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Стандарт дошкольного образования –это стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития личности ребенка. Стандарт дошкольного образования ставит цель, чтобы дети остались почемучками».
А. Г. Асмолов
Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Экологическая культура – одна из составляющих культуры человека, обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города и прилегающей территории, но и всей страны в целом.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование основ экологической культуры дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель экологического образования в ДОУ – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы:
• экологическое восприятие - видение, слушание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;
• экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы;
• экологическое чувствование – эмоциональный резонанс ребенка и природы, сопереживание;
• экологические знания – отражение в сознании ребенка взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Поэтому для организации работы по экологическому воспитанию детей необходимо создание единого образовательного пространства «детский сад – семья», что подразумевает повышение экологической грамотности родителей и повышение квалификации самих педагогов.
Для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз, через различные виды деятельности способствует развитию внимания детей и длительному и устойчивому сохранению интереса, т. е. используются междисциплинарность и интеграция всех областей развития ребенка.
Важный метод экологического воспитания - слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причем наибольшее значение имеет беседа - четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми. А после беседы обязательно проводятся ежедневные наблюдения в природе. Но сколько бы ребенок ни запомнил названий растений, сколько бы ни посадил деревьев и цветов, если при этом не зажигается в нем любовь - все напрасно. Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. "Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца", - писал В. А. Сухомлинский. А воспитанию сердца способствует любовь и красота, в них есть тот живой огонь, от которого зажигаются огоньки детских сердец. Природа - целый кладезь красоты. Любя природу, общаясь с ней, человек обогащается духовно, чувственно, заряжается энергией добра. Без общения с природой трудно представить воспитание сердца. Необходимо дать детям эту возможность, сделать все возможное, чтобы они хотя бы периодически окунались в мир природы, при этом давая им определенную свободу, возможность слиться, войти с ней в контакт. Проще всего это сделать во время наблюдений в природе на прогулках. Но мы должны помнить, что дети часто не замечают красоту вообще, и в природе в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через свое восхищение, удивление, радость и любовь. Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддержать, сохранить первые, наиболее яркие детские впечатления и, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы. Обращаясь снова и снова к одному и тому же объекту наблюдения, но каждый раз с новой стороны, можно поддерживать и пробуждать детскую любознательность, внимание, память, речь. Но это возможно только, если воспитатель сможет передать ребенку свое удивление, восхищение, доброе отношение. И пусть дети запомнят не все из того, что хотелось бы нам, если в их маленькие сердца войдут радость, любовь, сострадание - это будет самым главным знанием. И лучший помощник воспитателя в этом – художественное слово. В русской художественной и детской литературе множество произведений, подчеркивающих красоту природы.
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что "ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира". Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребенка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы. Исследуя почки, листья, цветки, кору деревьев, стебли травянистых растений, плоды, дети описывают их с точки зрения чувственного опыта (сенсорики) : цвет, форму, поверхность, край листьев, лепестков, запах; для этого все нужно рассмотреть, понюхать, потрогать, послушать. Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца и др. ("кружатся листья", "падают снежинки", "ходит котик" и т. д.). Затем все эти впечатления отражаются в рисовании, аппликации, лепке, играх с природным материалом. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического мышления. Поэтому так важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а также посильная практическая исследовательская деятельность. Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов (явлений) природы способствует активизации мыслительной деятельности детей.
Важное место у детей в процессе формирования представлений, умений наблюдать, различать и сравнивать занимает такие приемы воссоздания действительности, как зарисовка с натуры и по памяти. Эти приемы влияют также на развитие способности активизировать и "оживлять" прошлый чувственный опыт и на формирование умения схематически изображать объекты в пространстве.
После наблюдений и опытов дети с энтузиазмом берутся за уборку территории своего прогулочного участка от растительного мусора, за посев в грунт семян цветов и овощей на территории "Чудо-огорода". В процессе такой работы у дошкольников формируются элементарные трудовые умения, закладываются основы культуры труда, закрепляются полученные знания, воспитывается бережное отношение к природе.
Таким образом, практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности - это показатель его экологической воспитанности и культуры. Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает свои выводы и обобщения, т. е. доминирующее наглядно-образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека. В результате дети начинают понимать, что:
- объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
- окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется.
«…Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы». (Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1968. С. 187)
И, конечно, нельзя забывать, что дошкольное детство - это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. И освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры.