Светлана Долгих
Индивидуализация образовательного процесса средствами современных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы говорить об индивидуализации ребенка, требуется дать определение этому процессу. Итак, индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования :
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)
Публикация «Индивидуализация образовательного процесса средствами современных технологий» размещена в разделах
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Целью педагога будет: создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.
Основные задачи педагога:
-формировать у детей адекватные представления о взаимосвязях в системе «человек-окружающий мир» и в самом окружающем мире, базирующихся на общечеловеческих принципах;
-индивидуализация образования каждого ребенка;
-формировать у ребенка ценностное отношение к окружающему миру, определяющему характер целей взаимодействия с ним, мотивов, готовности выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения нравственной целесообразности и его пониманий, принятий;
-формировать систему умений и навыков (технологий) и стратегий ценностного взаимодействия с миром;
-стимулировать творческое проявление себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности;
-создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком;
-своевременно выявлять, поддерживать и развивать детские способности, детские интересы;
-формирование и развитие у дошкольников качеств личности, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности;
-создать условия для развития самостоятельности в планировании, реализации замыслов;
-разработать систему ППС индивидуального сопровождения ребенка;
-развивать активность дошкольника в различных видах детской деятельности условий социализации и индивидуализации детей.
Условия для осуществления индивидуализации :
1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности с взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.
Механизмы организация воспитателем индивидуализации детей :
1. Механизмы (обязательные требования) :
-диагностика способностей и склонностей ребенка;
-составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности:
• целенаправленное использование метода проб и ошибок;
• расширение спектра материалов, способов деятельности;
• учет принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования) ;
-алгоритмы последовательности действий:
• создание педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца ребенком;
• определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка:
• а) методы; б) средства; в) свободные и регламентированные формы взаимодействия (общение и деятельность).
2. Специально организованные занятия в кружках,
3. Специальные образовательные ситуации.
4. Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера,
5. Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-педагог-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)».
Результаты индивидуализации ребенка :
1. Диагностика траектории успешности
2. Детское портфолио
3. Детские проекты
4. Родительско – детские проекты
C 1 января 2014г. вступил в силу приказ Мин. Обр. науки Российской Федерации, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Изучив данный стандарт, можно отметить, что большое внимание уделено развитию индивидуализации дошкольников. Хочется отметить пункт
3.2.5. ФГОС, в котором определены условия для поддержки индивидуальности и инициативы детей.
Как результат своей деятельности, нам хочется увидеть умение детей дошкольного возраста, применять самостоятельно, усвоенные знания по программе детского сада.
Умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных (или общих) и специальных умений. Организационные умения имеют широкую сферу применения, используются в процессе выполнения всех видов самостоятельной деятельности и подразделяются на умение ребенка определить цель деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.
Практика показала, что в процессе занятий, воспитатель учит детей ставить цель, планировать, выполнять контрольно-корректировочные действия. Но в этом случае общие способы действий формируются в ходе реализации содержания конкретного занятия и не осознаются детьми как обязательные компоненты любой деятельности. Сформированные специальные умения также большей частью не переносятся в самостоятельную деятельность.
Результаты обследования детей методом наблюдения показали, что в свободное от занятий время деятельность большинства старших дошкольников отличалась бедностью содержания и малой результативностью.
Во избежание этого, должно помочь руководство взрослого, направленное на расширение у детей необходимых знаний, актуализацию их личного опыта, создание положительного эмоционального настроя, на побуждение к целесообразной полезной занятости.
Работа воспитателя, не ограничивается 1, 5 часовым образовательным циклом. 1-1, 5 часа — это только работа с детьми по тематическому проекту. Для того, чтобы он осуществился, необходимо еще многое сделать и до и после работы в центрах.
«ПЛАНИРОВАНИЕ»
. С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог и помощник воспитателя, продумывают возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.
Внимания требует подготовка материалов для центров активности: материалы должны частично обновляться каждый день.
Во время работы детей в центрах активности воспитатель может:
а) работать в одном из центров;
б) переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям там, где это требуется;
в) переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей, в том числе и за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды;
г) наблюдать за конкретным ребенком.
Работу по подготовке детей к самоорганизации разных видов деятельности целесообразно проводить на занятиях в качестве их составной части, направленных: на развитие желания и умения самостоятельно лепить, рисовать, конструировать, на активизацию художественно-речевой, 17. двигательной, музыкальной деятельности, умения самостоятельно организовывать различные игры. Осуществляются эти занятия не реже двух раз в месяц, а содержание умений, формируемых в процессе их проведения, должно соответствовать программным требованиям.
Дневной цикл деятельности ребенка выглядит примерно так - «План — дело — оценка» (содержание деятельности детей соответствует возрастам) .
Утром, по мере прихода в группу, ребенок самостоятельно включается в игры.
5- 7 лет - Вместе с воспитателем работает с календарем, информационным листком. Участвует в групповых делах — дежурство, помощь в раскладывании материалов в центрах, уход за растениями и животными.
4-5 лет - Во время утреннего сбора, ребенок участвует в играх и упражнениях, обмене новостями, выборе темы, планировании, сам принимает решение, в каком центре он сегодня будет работать, что именно в этом центре предполагает сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде (партнером, помощником, как будут распределены обязанности в совместной работе в центре, какого результата ребенок предполагает достичь.
2-4 года - Дети младшего возраста могут передвигаться из центра в центр или играть в одном из них, или общаться здесь же в группе со свободными взрослыми.
После выбора центра и планирования работы приходит время собственно выполнения плана — «Дело», т. е. работа в центре.
Так как центры могут быть выбраны самые разные, степень самостоятельности ребенка будет определена его готовностью к самостоятельной работе, качеством плана, наличием дружелюбных сверстников, готовых оказать помощь и поддержку.
Спланированная работа может быть не закончена за один день (например, постройка дворца — дело длительное). В этом случае, ребенок может продолжить работу в последующие дни. Партнеры и помощники могут меняться в зависимости от желания самих детей. Более того, сам инициатор постройки дворца в какое-то время может утратить интерес к его изготовлению. В этом случае воспитатель не требует его обязательного присутствия — всегда найдутся те, кому эта работа интересна.
«Оценка».
Оценка осуществляется ребенком и воспитателем с точки зрения плана, выбранного ребенком: «что хотел сделать, и что получилось. Что помогло, что понравилось, что было самым простым в работе, что вызвало трудности, каких умений недостаточно, чему еще хочет научиться, что может посоветовать другим детям, если они завтра пойдут в этот центр, какие проекты других детей понравились.
В случае, если ребенок длительное время выбирает один и тот же центр, взрослым необходимо оценить суть его деятельности — есть ли в ней движение вперед, освоение новых способов действий, приобретение новых знаний.
Если есть — все в порядке. Если динамики нет, и ребенок выбирает этот центр только потому, что ему там проще всего, задача взрослых найти ненасильственные способы продвижения ребенка.
Например, ребенок выбирает все время катание кукол в коляске. Воспитатель вносит новые задания в этот центр — покормить куклу, сводить к врачу, уложить спать, рассказать сказку и т. п.
Это может служить примером индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Дневной план деятельности воспитателя выглядит следующим образом «Планирую — наблюдаю — анализирую»
В свободное от занятий время рекомендуется акцентировать внимание детей на необходимости определенной последовательности организационных действий. Для этого можно использовать серии картинок, на которых зафиксированы осуществляемые в определенном порядке основные (ключевые) организационные действия.
Как можно помочь дошкольнику чувствовать себя более уверенно в общении, в организации досуга, в решении поставленной перед ним задачи? Инструментом организации знаний и деятельности ребёнка может быть план (план обобщённого действия). Одним из таких планов является алгоритм.
Важным моментом в организации учебно-воспитательной работы с детьми является поэтапное знакомство с различными видами планов.
В начале, педагог увлекает воспитанников, мотивирует детей на практическую деятельность. Так на занятиях может появиться сказочный человечек. Например, мы используем: «Мистера Успех», «Деда Всеведа», «Любознайкина». Они включают детей в процесс, играют с ними, рассказывают детям о своей жизни по плану и без него, учат детей составлять свой личный план и выполнять различные задания.
На занятиях детям предлагаются готовые образцы планов, происходит обучение детей чтению рисуночного или написанного плана. После составления которых проходит закрепление материала на практике.
Дети учатся составлять описательные рассказы об объекте, придумывать сказки, используя план рассказа, самостоятельно и по подгруппам сочинять сказки, составлять собственные планы действия /разговора по телефону, приёма гостей, сюжетно-ролевой игры, движения от дома до детского сада и т. д.
В конце занятия педагог ставит задачи для размышления:
Что у нас было хорошо? Что удалось? Что не получилось? Почему?
Анализ: В ходе работы воспитатель получает огромное количество информационного материала. Из всего вышесказанного можно сделать вывод.
Обучение основам планирования в детском саду, является важным моментом в развитии индивидуализации детей дошкольного возраста. Обучение планированию нужно начинать от простого - к сложному. Т. е. сначала надо научить детей планировать какой-то один вид деятельности (аппликацию, лепку, сюжетно ролевую игру и т. д., а потом переходить к планированию своей деятельности в течение дня.
Принцип индивидуализации обучения
Групповые формы усвоения учебного материала основаны на общих психолого-педагогических принципах возрастного развития детей. Нужно знать уровень развития личности детей, чтобы объяснить новое и быть уверенным, что дети смогут понять и усвоить содержание занятий.
Однако каждый ребенок, помимо общих свойств, имеет и индивидуальные качества, которые могут положительно или отрицательно влиять на ход учения.
Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию учебного процесса. Индивидуальный подход позволяет ставить и решать различные конкретные задачи:
• постоянно изучать особенности личности ребенка, выявлять факторы, оказывающие на него наиболее существенное влияние;
• искать средства индивидуального подхода и систему индивидуальных педагогических воздействий.
Названные выше принципы обучения придают единство практической деятельности воспитателей и педагогов и познавательной деятельности детей.
Методы, содержание, организация учебных занятий с детьми дошкольного возраста находятся в существенной зависимости от понимания воспитателем и педагогом принципов обучения и умения применять их в своей практической деятельности.
Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.
Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.
Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха. Индивидуализация - важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы.
В сложившейся педагогической практике обучение в основном ориентируется на средний уровень способностей к учению. Вместе с тем способности и возможности детей не одинаковы, они зависят от индивидуальных особенностей. Поэтому не каждый воспитанник имеет возможность реализовать свои потенциальные возможности. В связи с этим проблема обновления обучения и воспитания, их индивидуализации приобретает все большую актуальность в современной педагогической науке и практике.
Одним из путей модернизации педагогического процесса является внедрение в образовательный процесс инновационных технических средств обучения, которые уже доказали свою незаменимость в образовательных учреждениях. Будучи мощным источником информации, инновационные технологии способствуют повышению информативности, интенсивности и результативности образования, повышают мотивацию к познанию. Кроме того, новые технологии позволяют по-иному организовать различные виды деятельности с детьми, являясь источником ещё не раскрытых резервов организации образовательного процесса, игрового и деятельностного обучения.
В процессе организации совместной образовательной деятельности педагоги имеют возможность использовать разнообразные информационно-коммуникативные технологии, в том числеSMARTдоску, интерактивное оборудованиеMimio, ноутбуки, стол-планшет,IPad, планшеты, игры деятельностного типа. Информационно-коммуникативные технологии дают возможность ребенку самостоятельно выбирать путь для саморазвития, самоопределения, самореализации, самовыражения, самоорганизации, самоконтроля и самооценки.
Опыт показывает, что проблема внедрения новых технологий в ДОУ не сводится только к её эксплуатации. В центре внимания должен быть ребенок, на которого следует ориентироваться при использовании новейшей техники как инструмента познания, вписанного в образовательный процесс.
Сегодня педагогу предстоит стать организатором социальной среды, в условиях которой каждый ребенок сам ищет и добывает знания. Необходимо помочь ребенку сделать знания личным ресурсом, развивать способности свободно и произвольно, применять полученные знания в соответствующей ситуации.
Таким образом, индивидуализация ребёнка в образовании – главная цель и важнейшая задача современного образования.