Людмила Миронычева
Педсовет «Организация и система работы в мини-музее детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Что такое «музей»?
Музей— учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью
2. Вопрос: - Почему о музее в детском саду мы говорим «мини-музей»?
(в детском саду, в группе невозможно создать музей, отвечающий профессиональным музейным канонам, требованиям)
- Почему?
Публикация «Педсовет „Организация и система работы в мини-музее детского сада“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
- возрастные особенности таковы, что дети не могут воспринимать окружающее как взрослый, а музей все-таки рассчитан на взрослых, даже, например, музей игрушки, т. е. восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого.
- жизненный опыт ребенка также крайне недостаточен, что тоже мешает ребенку понять музейное окружение
Поэтому слово «мини» и отражает и возрастные особенности, и размер экспозиции, и определенную ограниченность тематики, и своеобразие методов работы музея.
- Какова еще особенность мини-музея?
- профессиональный музей создается взрослыми профессионалами, а мы приходим туда «гостями». А музей в группе создается кем?
Детьми, родителями при участии педагога. Это крайне важно для нас – педагогов.
- Существует еще одна особенность мини-музея. В настоящем музее (если это не интерактивный музей) ничего руками трогать нельзя, там выставляются редкости, раритеты, крайне дорогие предметы, их надо сохранять.
А в наших музеях наоборот, все можно и нужно трогать, с отдельными экспонатами – поиграть. И только небольшая часть является неприкосновенной, например, письма с фронта, их может в крайнем случае взять в руки воспитатель и развернув, показать детям.
- Еще одна особенность - такой музей можно посещать каждый день, или он вообще находится в группе и дети в него «заходят» в любую минуту, а в настоящий музей ходишь на выставку 1 раз
- И еще одна особенность – в настоящем музее мы с вами пассивные созерцатели, а в мини-музее – участники, соучастники и создатели, т. е. дети соавторы, творцы экспозиции, причем вместе с семьей.
Мини-музей – это территория совместного общения детей и педагога, совместной деятельности семьи и ребенка.
Так что же такое «музей в детском саду»?
- Это особое, специальное организованное пространство ДО, способствующее расширению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
3. Не понимая значения музея в работе с дошкольниками, нельзя полноценно организовать эту работу, каково же оно?
Музей в условиях детского сада:
- Позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы
- Является действенным модулем развивающей интерактивной предметной среды
- Выступает средством индивидуализации образовательного процесса
- Способствует воспитанию основ музейной культуры
- Расширяя кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности
- Обеспечивает интегрированность образовательных областей
- Обеспечивает деятельностный подход в работе с детьми
- дети + родители собирают экспонаты
- готовятся дети-экскурсоводы
- совместная художественно-творческая деятельность в музее
- Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива с родителями и представителями социума за пределами д/сада
Какова цель создания мини-музея?
- Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и родителями
Чтобы достичь этой цели необходимо решить определенные задачи:
- Обогащение предметно-развивающей среды
- Развитие познавательной активности и творческих способностей
- Формирование активной жизненной позиции
- Вовлечение родителей в педпроцесс и жизнь детского сада
- Систематизация и анализ полученных знаний
- Формирование проектно-исследовательских умений
Музейная деятельность в условиях детского сада является нетрадиционной образовательной технологией, а значит отвечает требованиям ФГОС, в разделе «Требования к условиям реализации ООП ДО» говорится: условия, необходимые для создания ситуации развития детей предполагают построение вариативного развивающего образования. А если читать внимательно Стандарты, то почти все положения подходят к музейной педагогике, а точнее работа в музее соответствует требованиям. стандартов.
4. Как должна проходить организация мини-музея в группе? (поэтапно)
1 этап включает в себя:
• Родительское собрание (зачем нужен мини-музей в группе, каково их участие)
• Консультации
• Индивидуальная работа
• Выбор места расположения
2 этап - оформление музея, которое требует соблюдения ряда условий
1) Гигиенические требования и требования безопасности и расположения и экспонатов
2) Эстетика оформления
3 этап – разработка тематики выставок на учебный год и содержание её, т. е. разделы выставки или номинации
например: выставка чашек - самая большая чашка
- самая красивая чашка
- самая старинная чашка
- самая интересная чашка (история появления в семье)
- С какими направлениями в работе группы могут быть связаны темы выставок в музее?
• С темами календарного плана
• С проектной деятельностью
• С юбилейными датами
• С праздниками: народными, государственными
• С работой по методической теме
Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривается:
- занятия по теме экспозиции - творческая д-ть с детьми (художественный труд)
- мероприятия с родителями: буклеты, консультации, анкетирование
- развлечения или досуги детские с участием родителей
- фоторепортажи с мероприятий
4 этап - сбор и оформление экспонатов
5 этап – работа с экскурсоводами (подготовка детей-экскурсоводов)
6 этап - непосредственная работа с детьми, включающая разные формы
7 этап – обобщение материала о работе мини-музея (по конкретной теме и в целом за год)
5. В наших группах, где дети играют и обедают и занимаются при крайне небольшой площади, крайне трудно выбрать место расположения мини-музея.
- Что же делать?
- название «мини-музей» говорит само за себя: мини – не требует очень много места, но все-таки такое место должно быть
- Как оно может выглядеть? Где могут располагаться экспонаты, на чем?
Предложить просмотр фотоматериалов с вариантами оформления и расположения мини-музеев в группах
- Такой музей может быть, что называется, «передвижным».
- Как это может выглядеть на практике?
- Выставка в группе не может и не должна быть на протяжении длительного времени. Поэтому на 1-2 недели можно в группе свернуть какой-либо тематический уголок и отдать его под выставку.
- Выставки могут располагаться в разных местах группы, это определяет объем предстоящей выставки, сколько она займет места, какого размера экспонаты.
Конечно, идеальный вариант, когда музею отведено постоянное место, но как вариант – он может быть передвижным.
Организуя музей в группе, необходимо придерживаться определенных требований к организации экспозиции:
1) Все выставки должны отвечать возрастным особенностям детей
2) Экспозиция должна быть эстетически оформлена
3) Должна быть доступна взгляду ребенка (на уровне глаз)
4) Организация музея должна решать триединые задачи: - образовательные, развивающие, воспитательные и обеспечивать работу во всех образовательных областях
5) Должны быть задействованы все виды детской деятельности: игровая, трудовая, исследовательская, творческая
6. Что делает посетитель вообще, придя в музей?
- рассматривает экспонаты самостоятельно, читая подписи и краткую информацию под ними
- либо заказывает экскурсовода
И у того и у другого есть положительные и отрицательные стороны.
в 1 варианте
положительное: посетитель ходит по музею столько времени, сколько ему надо
отрицательное:
- читать быстро надоедает и ходишь в основном созерцая красоту и необычность экспонатов
во 2 варианте:
положительное:
- получаешь довольно глубокую интересную, научную, профессиональную информацию
- можешь задать дополнительный вопрос
отрицательное:
- экскурсовод ведет в своем темпе и довольно быстро
экскурсовод не обо всех экспонатах рассказывает, выборочно, обо всех невозможно
- иногда сам экскурсовод сам неинтересен, рассказывает монотонно
- экскурсовод проводит обзорные экскурсии, это тяжело даже взрослым за короткое время-максимум информации)
В нашем случае все гораздо проще, т. к. опять по причине мини-музея. Выставка действует определенное время и ребенок в любое время может подойти к ней, еще раз рассмотреть или подействовать с экспонатами. К выставке дети с воспитателем возвращаются несколько раз, т. к. предусматриваются разные формы работы.
- Но будет ли ребенку интересно, если он сразу самостоятельно будет воспринимать данные экспонаты в музее?
Поэтому он должен получить информацию о выставке в целом и конкретных экспонатах
7. Экскурсионная работа. Она проводится в 2-х вариантах. Каких?
- экскурсовод им может быть воспитатель
- экскурсоводом могут быть дети
В каких случаях экскурсовод- воспитатель? (дать какую-то общую информацию о выставке в целом, элементарную научную информацию надо донести детям, и наоборот – обобщить все знания)
А конкретную информацию о конкретном экспонате дают дети- экскурсоводы.
Большое место отводится подготовке детей-экскурсоводов. Они проводят экскурсии для детей другой группы, для своей группы, для родителей.
В первую очередь дети-экскурсоводы должны обладать чем? (хорошей речью)
Однако и дети с нарушением речи могут привлекаться к ведению экскурсии. Каких? (если он будет рассказывать об экспонате из своей семьи)
- Что же дает детям экскурсионная работа?
• Развитие определенной стороны речи: речь-объяснение
• Сочетание речи и показа
• У детей, которые слушают, развивается умение слушать своего товарища, развивается выдержка и ребенка-экскурсовода дети воспринимают несколько иначе, с большим уважением, ведь он знает о выставке больше чем они
- Но только ли к рассказыванию об экспонатах сводится экскурсия?
Во время экскурсии может проводится и другая работа. Какая? (детям могут быть предложены загадки, пословицы, мини-викторины)
8. Что дает музей детям мы говорили много, а что дает работа мини-музея педагогу и родителям?
(Воспитатели по подгруппам самостоятельно определяют что кому дает музей)
Педагогам:
- повышает профессиональную компетентность
- возможность лучше узнать семью и самого воспитанника
- обогащение РППС
- обогащение самой образовательной деятельности
- ачественно улучшить педпроцесс
- реализовать свои потенциальные возможности, творческие способности
- повысить свой профессиональный уровень (аттестоваться на более высокую категорию)
родителям:
- участие в жизни д/сада и группы, а значит шанс лучше узнать педагогическую деятельность, повысить свою компетенцию в деле образования
- шанс лишний раз пообщаться со своим ребенком, выполняя совместные задания
- повышение самооценки, самоудовлетворение
- возможность применения своих творческих способностей
- возможность представить свою семью с разных сторон: традиции, успехи, достижения членов семьи
- реализовать активную жизненную позицию
9. Какие критерии могут служить положительным результатом работы музея?
- Вопросы детей к взрослым по теме выставки и отдельным экспонатам. Это значит, что у ребенка активизировался познавательный интерес – одна из основных целей музея
Вернемся к этапам создания музея. Какой этап для вас наиболее трудный и какие трудности встречаются вообще при создании музея?
• Недостаточная материальная база
• Недостаточная компетенция педагогов о музейной педагогике
• Недостаточные знания об отдельных экспонатов
• Трудоемкость организации музея
• Трудность взаимодействия с семьями