Светлана Жибарева
Педсовет «Интеграция образовательной области «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет: «Интеграция образовательной области «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС ДО в работе по здоровьесбережению»
Цель:
• Создание условий для профессиональной компетентности педагогов в использовании интегративных подходов, оптимальных условий для укрепления и сохранения здоровья детей
Задачи:
• Познакомить педагогов с современными подходами к организации интегрированных занятий с детьми.
Публикация «Педсовет „Интеграция образовательной области „Физическая культура“ в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
• Формировать у дошкольников понимания необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
• Развивать активность, подвижность, гибкость, ловкость через различные виды деятельности.
• Воспитывать любовь к физическим упражнениями, закаливанию, занятию спортом.
• Взаимодействие ДОУ и родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
План проведения:
1. Разминка
2. Деловая игра
3. Консультация «Интеграция образовательной области» Физическое развитие» с другими образовательными областями в соответствии с ФГОС ДО» - старший воспитатель.
4. Презентация «Интеграция образовательной области «Физическое развитие» и «Развитие речи» - физ. инструктор
План мероприятия
1. Разминка
Упражнение: «Дождик».
Цель: снятие напряжения и тревоги, развитие групповой сплоченности.
Участники группы становятся по кругу, друг за другом и кладут открытые ладони на спину впереди стоящего. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине.
2. Деловая игра
1. «Толковый словарик»:
• Это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни. (Здоровье)
• Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
(Здоровьесберегающая технология)
• Это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. (Выносливость)
2.«Угадай и назови»
Воспитателям предлагается текст стихотворения, надо определить для чего можно использовать: релаксации, пальчиковой гимнастики, гимнастики пробуждения, игрового массажа.
1. Вышел клоун на арену,
Поклонился всем со сцены,
Вправо, влево и вперед…
Поклонился всем как мог.
2. Я возьму в ладонь лимон,
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю,
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов
Я лимон бросаю,
Руку расслабляю.
3. Солнце утром рано встало
Всех детишек приласкало.
Гладит грудку,
Гладит шейку,
Гладит носик,
Гладит лоб,
Гладит ушки
Гладит ручки
Загорают дети - вот!
3.«Педагог всезнающий»
1. Усвоение организмом кислорода из воздуха, также напрямую связано с движением. Напомните мне, пожалуйста, какова ежедневная продолжительность прогулки детей дошкольного возраста? (ответы педагогов) Ответ: Прогулка ребёнка-дошкольника должна составлять
3 часа в день.
2. Прогулка в детском саду должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью. Назовите виды двигательной активности детей на прогулке. (Бег, ходьба,)
3. Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в нашем дошкольном образовательном учреждении?
Ответы: - закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.
выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня, педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе, педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям.
Это так же способствует сбережению здоровья детей
4. Блиц – опрос
1. Назовите принципы закаливания – три П.
(Постоянно, последовательно, постепенно.)
2. Назовите насекомых – индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены. (Блохи, вши.)
3. Какая поговорка учит нас правильному режиму питания?
(Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.)
4. Кто такие «совы» и «жаворонки»?
(Это люди с разными биологическими ритмами.)
5. Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой?
(До этого возраста идёт активное формирование скелета.)
6. Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый – 8 часов, подросток – 9-10, ребёнок – 10-12 часов.)
3.Консультация «Интеграция образовательной области» Физическое развитие» с другими образовательными областями в соответствии с ФГОС ДО» - старший воспитатель.
«Все, чему учат человека,
должно быть не разрозненным,
частичным, а единым, целым».
Я. А. Каменский
Актуальность проведения интегрированных занятий
С введением ФГОС ДО интегрированные занятия становятся ведущим видом занятий т. к.
• Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности.
• Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности.
• Высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности.
• Интеграция дает возможность для самореализации педагогов.
Интеграция – это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития.
Интегрированное занятие – это занятие, в котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.
Потребность интегрированных занятий
• мир познаётся детьми в своём многообразии и единстве;
• развивают потенциал воспитанников, побуждают к активному познанию
окружающей действительности;
• форма проведения нестандартна, интересна;
• интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании;
• возможность для творчества педагога;
• с учетом современных требований дает возможность педагогу развивать индивидуальные способности воспитанников.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
• Физическое развитие
• Художественно - эстетическое развитие
• Познавательное развитие
• Социально – коммуникативное развитие
• Речевое развитие
Направления деятельности
• Организованная образовательная деятельность;
• Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
• Свободная самостоятельная деятельность детей;
• Взаимодействие с семьями детей.
Основная цель образовательной области «Физическое развитие»
• охрана здоровья детей, вырабатывание у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Задачи образовательной области «Физическое развитие»:
• Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Обязательным условием для решения задачи являются гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и др.) При этом используются здоровьесберегающие технологии, воздушное закаливание, игровая дыхательная гимнастика, самомассаж;
• Развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость и координация);
• Накопление двигательного опыта детей, правильное выполнение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, повороты в обе стороны);
• Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
• Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной деятельности, интереса и любви к спорту.
Интеграция образовательной области «Физическое развитие»
с образовательной областью
«Социально-коммуникативное развитие»
Интеграция с областью «Социально-коммуникативное развитие» происходит через взаимодействие и помощь друг другу во время эстафет, создание на занятиях физической культурой педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки, оценивании результатов игр и соревнований, где формируются первичные представления о себе, собственных возможностях.
• Охрана безопасности и жизнедеятельности решается посредством формирования навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем. Через оказание помощи и поддержки окружающим воспитываются партнерские взаимоотношения.
• В процессе физического воспитания осуществляется трудовое воспитание.
У детей укрепляется здоровье, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества, необходимые для труда.
Дети овладевают трудовыми навыками, связанными с подготовкой помещения, участка к занятию (собирание опавших листьев, веточек, расчистка участка от снега, изготовление горки из снега, с расстановкой и сбором инвентаря, атрибутов. Необходимо воспитывать у детей уважение к труду взрослых и сверстников.
• Нравственное и патриотическое воспитание осуществляется на занятиях по физкультуре в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных соревнований и досугов. Физкультурные развлечения позволяют закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определенной темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями. Например: в процессе организации спортивного досуга «Веселые старты» совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребенка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма. Участие родителей создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей.
• Дети с удовольствием играют в народные игры. Тем самым решаются задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям.
Интеграция образовательной области «Физическое развитие»
с образовательной областью
«Познавательное развитие»
Активизация мышления детей через подвижные игры и упражнения со спортивным оборудованием; просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни; самостоятельный выбор игры, пересчет мячей; специальные упражнения на ориентировку в пространстве, усвоение нового материала, построение конструкций; закрепление знаний об окружающем мире предусматривает интеграцию с областью «Познавательное развитие».
• На физкультурных занятиях дети встречаются с элементарными математическими представлениями:
- совершенствуется умение ориентироваться в пространстве – определять центр, углы зала (левый, правый, умение двигаться в заданном направлении (змейкой, по диагонали, в обратную сторону).
- закрепляем понятия: широкий-узкий, короткий-длинный, геометрические фигуры.
- закрепляем навыки порядкового счета, например, подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз, посчитать количество прыжков до кубика, прыгать по 5 раз на правой и левой ноге, прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.
• Интегрированные физкультурные занятия и экологии имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний может быть различным. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки.
• При проведении физкультурных досугов и развлечений используются пословицы и поговорки, загадки о временах года, явлениях природы.
На физкультурных занятиях совершенствуются знания о явлениях природы (п/и «Солнышко и дождик», «Снежинки», «Снежная фигура», игра с мячом «У меня в огороде», общественной жизни (п/и «Поезд», «Самолеты», повадках животных, птиц, насекомых (игровые упражнения «Бабочки», «Цапля» и др., п/и «Лягушки», «Воробушки и кот», «Летает, плавает, бегает», «Мыши в кладовой», «Лиса и гуси» и др.)
Дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, легче познают свойства снега, ветра, при плавании знакомятся со свойствами воды.
Интеграция образовательной области «Физическое развитие»
с образовательной областью
«Речевое развитие»
• В процессе двигательной деятельности у детей активизируется фантазия, развиваются творческие способности, умение действовать в коллективе, создается эмоциональный настрой на развитие интереса и желания заниматься спортом. Формируется правильное дыхание, развивается фонематический слух.
• Происходит развитие свободного общения с взрослыми и детьми через проговаривание действий и называние упражнений в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой, поощрение речевой активности детей.
• С целью развития воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме используются художественные произведения, игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок.
Интеграция образовательной области «Физическое развитие»
с образовательной областью
«Художественно-эстетическое развитие»
• Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физ. упражнений формируется красивая осанка, развивается способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений.
• Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, повышает качество выполняемых упражнений, организует коллектив. Она способствует выразительности, четкости, координации движений, эмоциональному переживанию музыкальных образов, развитию слуха. Ребенок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности. Например, ходьба в различных построениях и перестроениях требует бодрой, энергичной музыки; отрывистые подскоки, притопы – легкой, игривой; помахивание лентами – нежной, напевной.
Музыка влияет на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию.
• В подвижных играх имитационно-подражательного характера развиваются у детей физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию и др.
Вывод:
Использование интегрированных занятий обеспечивает всестороннее развитие физических, речевых, психических качеств, навыков и умений. Интеграция разных образовательных областей позволяет сделать занятие интересным и динамичным. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями, учит адаптироваться к новым условиям.