Анжелика Санатарева
Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
«Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться,
а это одно из самых полезных занятий на свете»
мыслитель XX века Эриха Фромма
1) В этом году встречу с вами родителями мы связали с такой на наш взгляд актуальной темой, как «Игровая деятельность».
К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет.
Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением.
Публикация «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является площадкой для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
В современных условиях дети зачастую предпочитают коллективным играм индивидуальные или компьютерные, а также игру в родительском телефоне. Впрочем, это связано с вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков или тоже работают.
Изменились и сами игрушки. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются, в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт.
Если в XX веке девочки играми с куклами и пупсиками, а мальчики с солдатиками и машинками, то сейчас девочкам навязан образ Барби, мальчики играют в страшных трансформеров. Какая же воспитателная функция может здесь быть?
Важнейшей задачей педагогов является организация в ДОУ специального пространства для расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
В нашем ДОУ игровая деятельность детей происходит в различных центрах активности, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально- коммуникативном, познавательном, речевом и художественно-эстетическом.
В физическом направлении развития детей нами создана зона двигательной активности, центр сохранения здоровья ребенка. Здесь дети удовлетворяют потребности в двигательной активности, формируют навыки выполнения правил безопасности, развивают необходимые культурно-гигиенические навыки. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью. С помощью различных подвижных игр дети знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь. Эти игры мы организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством утром, на прогулке, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в игровой форме проводим во время утренней гимнастики. Играем с небольшими подгруппами и даже индивидуально.
Для социально-коммуникативного направления развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей игрушек; центр ряженья, который позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого.
В центрах сюжетно-ролевых игр отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. В эти игры дети играют совместно с нами –взрослыми. В игровой ситуации мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями, берем на себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их для совместной игры. Затем предоставляем возможность играть детям самостоятельно по их предпочтениям.
В познавательном и речевом направлении развития ребенка мы создали центр речевого развития, центр книги, центр развивающих игр, центр природы и экспериментирования. Здесь дети приобщаются к чтению познавательной и художественной литературы; происходит развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.
В книжном центре расположены книги по интересам детей с яркими иллюстрациями, которые постоянно меняются, вызывая желание рассматривать их.
Центр природы и экспериментирования создан нами для познания детьми окружающей природы и является одним из их любимых мест. Здесь ребята могут уединиться, посмотреть на растения. Выращивание растений позволяет нам организовать длительные наблюдения за ними, что помогает детям узнать, как они растут и развиваются, находить сходства и различия между ними, замечать интересные особенности внешнего вида.
Здесь дети играют в экологические игры с бросовым материалом, как под нашим руководством, так и даем возможность ребятам самостоятельно поиграть, пофантазировать, делать собственные открытия.
Для художественно-эстетического направления развития детей есть центр творчества, центр музыкально-театрализованной деятельности. В центре творчества дети лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы.
В центре музыкально-театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров (настольный, пальчиковый, фланелевый, театр картинок.)
При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия.
Таким образом, игровая деятельность играет важную роль в жизни дошкольника. А мы педагоги, да и вы родители, должны увлечь ребенка игрой, научить их играть.
Игра формирует мир ребенка, является его своеобразной практической деятельностью, поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения она занимает ведущее место.
ИГРА :
1) развивает речь ребенка,
2) учит быть смелее, активнее,
3) помогает заниматься творчеством.