Елена Зубанова
Педсовет «Инновационные технологии защиты и охраны прав ребенка. Проблемы и успехи»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет.
Тема. Инновационные технологии
защиты и охраны прав ребенка.
Проблемы и успехи применения
в условиях школы-интерната.
Задачи:
повышение правовой компетентности педагогов в области охраны и защиты прав ребенка;
обсудить проблемы и успехи применения современных технологий охраны и защиты личных, имущественных, жилищных прав ребенка-сироты, детей, оставшихся
без попечения родителей;
Публикация «Педсовет „Инновационные технологии защиты и охраны прав ребенка, Проблемы и успехи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
познакомить с современными технологиями профилактики социального сиротства и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи;
коллективно выработать алгоритм защиты прав ребенка;
обсудить и принять программу постинтернатного сопровождения выпускника-сироты (выпускника, оставшегося без попечения родителей).
Оборудование: ноутбук, доска для мультимедийных презентаций,
выставка нормативно-правовой базы по охране
и защите прав ребенка,
карточки с вопросами для рефлексии.
Правовая компетентность педагога
как современная технология охраны и защиты прав ребенка (слайд).
Лучшая защита ребенка –
это высокая правовая
компетентность педагога.
Важнейшим критерием определения ценностей любого общества является его отношение к детству, к охране и защите прав ребенка.
Права ребенка – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый человек до 18 лет вне зависимости от каких-либо различий.
Законодательно оформление вопросов защиты детства началось в XX веке, когда формировалась международная система защиты детства :
1946г. - основан детский фонд ООН «ЮНИСЕФ», который проводит работу помощи детям, женщинам, пострадавшим от войн, гражданских беспорядков и т. п. (Слайд).
1959г. – ООН принята Декларация прав ребенка. В ней провозглашается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая правовую защиту. (Слайд).
1989г. – ООН принята Конвенция о правах ребенка, которая в отличии от Декларации не провозглашала, а юридически закрепила меры и способы защиты детей. Особенно выделяется требование заботы, защиты детей-сирот, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-беженцев и др. (Слайд).
Данные международные документы легли в основу создания в России системы защиты прав детей.
В настоящее время защита прав ребенка в РФ реализуется следующими законодательными актами:
Конституция РФ (Слайд)
Семейный кодекс РФ (Слайд)
Гражданский кодекс РФ (Слайд)
Основы законодательства РФ об охране здоровья (Слайд)
ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (Слайд)
ФЗ «Об образовании» (Слайд)
ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» (Слайд)
ФЗ №48 «Об опеке и попечительстве» (Слайд)
ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» (Слайд)
ОЗ №101-11 «О защите прав ребенка на территории Воронежской области» (Слайд) и др.
Помимо этого, существуют правительственные федеральные программы: «Дети – сироты, «Дети – инвалиды», «Одаренные дети» и др.
В настоящее время особое внимание уделяется программе «Россия без сирот», девиз которой «Каждому ребенку - семью!».
Рассмотрим права, которыми обладает ребенок с момента рождения (Слайды)
Право на жизнь (Конвенция ООН - ст. 6. Конституция РФ - ч. 1, ст. 20)
Право на имя (Конвенция ООН - ст. 7, ч. 1. СК РФ - ст 58, ГК РФ - ч. 1, ст. 19)
Право жить и воспитываться в семье (Конвенция ООН - ст. 9, 10.
СК РФ - ст. 54)
Право на гражданство (Конвенция ООН- ч. 1, ст. 7. Закон РФ «О гражданстве»)
Право на образование (Конвенция ООН, ч. 1, ст 28, Закон «Об образовании)
Право на пользование услугами здравоохранения (Конституция РФ, гл. 2, ст. 41)
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (Конвенция ООН, ст. 27)
Право свободно выражать свое мнение в форме, не ущемляющей права других (Конвенция ООН, ст. 13)
Право на отдых и досуг (Конвенция ООН, ч. 1, ст 31)
Право доступа к информации, не причиняющей ущерб психическому и физическому развитию). (Конвенция ООН, ст 17)
Право на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав (СК РФ, ч. 2, ст. 56) и др.
Кроме того, есть права ребенка, присущие только определенному возрасту несовершеннолетнего. Предлагаю педагогам
назвать права ребенка, вступающие в силу с 6-11 лет:
С 6 лет: совершать некоторые виды сделок.
С 8 лет: право быть членом и участником детского общественного объединения.
С 10 лет: право на обязательный учет мнения ребенка (при изменении имени и фамилии, при восстановлении в родительских правах, при усыновлении, получении нового имени, при передаче в приемную семью, право быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства.
назвать права ребенка, вступающие в силу с 12-17 лет:
с 12 лет: право ездить на переднем сиденье легкового автомобиля
с 14 лет: право требовать отмены усыновления;
право требовать установления отцовства своего ребенка;
право без согласия родителей распоряжаться стипендией и др.
заработком;
имеют право авторства своей интеллектуальной деятельности;
право быть членом молодежного общественного объединения;
право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
право управлять велосипедом;
право быть принятым на работу для выполнения легкого труда;
право вступать в профсоюзы.
С 15 лет – право на прекращение получения общего образования с согласия
родителей (закон «Об образовании», ст. 19, ч. 6);
право быть принятым на работу.
С 16 лет – право вступать в брак при наличии уважительных причин;
право самостоятельно осуществлять родительские права;
право управлять мотоциклом, скутером.
назвать права ребенка, вступающие в силу с 17-18 лет:
с 17 лет – право получения права на управление транспортным средством
категории «В», «С»;
с 18 лет – право избирать и голосовать на выборах;
право управлять легковым автомобилем;
право вступать в брак.
Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с детьми.
Насилие имеет четыре основные формы (Слайд)
физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его развитие и даже лишающих его жизни, а также приобщение ребенка к употреблению наркотических, алкогольных отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание;
психическое насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, а также предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям, тормозящих развитие личности и приводящих к формированию психических комплексов;
социальное насилие – пренебрежение интересами и нуждами ребенка, т. е отсутствие элементарной заботы о ребенке и должного обеспечения его основных потребностей (питание, одежда, жилье, образование, медпомощь);
сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия, а также в проституцию т порнобизнес. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок еще не способен предвидеть все негативные последствия таких действий.
Защита прав ребенка осуществляется представителями (Слайд) :
прокуратуры
органов внутренних дел
органов опеки и попечительства
комиссии по делам несовершеннолетних.
В настоящее время введены новые должности специалистов, призванных защищать права ребенка (Слайды) :
уполномоченный по правам ребенка в РФ –
уполномоченный по правам ребенка в Воронежской области –
Специалисты, призванные защищать права ребенка в школе :
директор школы
заместители директора
социальный педагог
уполномоченный по правам ребенка
психолог
медработники
кл. руководители, воспитатели
учителя-предметники
педагоги дополнительного бразования.
Рассмотрим основные направления работы педагогов по защите прав ребенка :
обеспечение защиты личных прав ребенка (Слайд). К ним относятся:
*демократичность, гуманность отношений;
*право на бесплатное образование
*право на бесплатное медобслуживание, получение страхового полиса;
*право на приобретение семьи или на возвращение в семью;
*гос. обеспечение детей, проживающих в школе;
*профилактика семейного или детского неблагополучия;
*пропаганда правовых знаний;
*создание комфортных условий проживания;
*наличие свободного времени;
*организация летнего отдыха;
*мониторинг деятельности по охране и защите прав ребенка…
обеспечение защиты имущественных прав ребенка-сироты (воспитанника, оставшегося без попечения родителей). (Слайд). К ним относятся:
*контроль выплаты денежных средств на наличные счета (алименты, пенсии, пособия и др. доходы);
*контроль за сохранностью имущества или его возвращением…
обеспечение защиты жилищных прав ребенка-сироты (воспитанника, оставшегося без попечения родителей). (Слайд). К ним относятся:
*контроль закрепленности жилья за ребенком;
*получение жилья по наследству или в результате дарения;
*контроль предоставления жилья выпускникам-сиротам в ходе федеральной (областной) программы;
контроль распространения льгот на воспитанников-сирот:
*выдача продуктов для отдыха в семье родственников или др. граждан;
*выдача фотографий, одежды, обуви и т. п. ;
*оплата поездок к родственникам, походов в кино, цирк;
*выдача мягкого инвентаря и денежного пособия выпускникам-сиротам (выпускникам, оставшимся без попечения родителей).
Рассмотрим новые технологии работы по охране и защите прав ребенка :
правовая компетентность педагога;
МПП сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
МПП сопровождение детей трудной жизненной ситуации;
МПП сопровождение семей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении;
сопровождение талантливого ребенка;
работа телефонов доверия (2-50-77, РОВД);
деятельность правозащитного министерства ученического самоуправления;
постинтернатное сопровождение выпускника-сироты (выпускника, оставшегося без попечения родителей до 23 лет) и др.
Предлагаю рассмотреть технологии защиты личных, имущественных, жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Проблемы и успехи. (Выступление социального педагога)
Предлагаю рассмотреть современные технологии профилактики социального сиротства и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. Проблемы и успехи. (Выступление психолога).
Обсуждение и анализ нравственно-правового аспекта охраны прав несовершеннолетних в учебно-воспитательном процессе. Проблемы и успехи. (воспитатели).
Разработка алгоритма защиты прав ребенка (слайды) :
Действие взрослых Состояние ребенка
1. Выявление признаков нарушения прав ребенка. С ребенком что-то происходит. Он один на один со своей проблемой.
2 Сообщение информации специалистам и администрации. Ребенок ждет помощи.
3. Оценка риска нарушения прав ребенка или степени нарушения прав ребенка (диагностика психолога, соцпедагога, уполномоченного по правам ребенка, заседание ММПК или (и) СПП). Ребенку стало спокойнее от того, что с ним поговорили. Появилась надежда, что станет лучше.
4. Признание ребенка нуждающимся в защите. Разработка и утверждение плана по защите прав ребенка и его реабилитации (возможно с опекой, ЛДН, прокуратурой и др.) Есть надежда на помощь, но иногда бывает грустно, страшно.
5. Реализация плана по защите прав ребенка. Ребенок видит, что многое меняется в лучшую сторону. Хочется верить, что жизнь меняется в лучшую сторону.
6. Контроль качества работы по защите прав ребенка и его реабилитации. У ребенка окрепла вера в себя и в то, что все будет хорошо.
7. Мониторинг эффективности мер по защите прав и законных интересов ребенка (1 раз в четверть). Анализ на МППК или СПП. Ребенок все реже вспоминает о том. Что с ним произошло. Вокруг столько интересного!
8.
Принятие решения о продолжении или закрытии случая нарушения прав ребенка. Есть желание общаться с окружающими.
Рефлексия с педагогами (слайды) :
я сегодня узнала…
меня удивило…
мне запомнилось…
я заинтересовалась…
мне надо еще узнать…
я поняла важность…
я сделала вывод о том, что…
(Слайд) «Все дети должны иметь
одинаковый доступ к правам человека…
Боритесь за права ребенка,
ведь настанет время, и они овладеют миром».
Жан Зерматтен -
председатель ООН
по правам ребенка.
Спасибо за сотрудничество!