Получи документы

Инновационные технологии в детском саду

Алексеева Наталия Николаевна
Инновационные технологии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Инновационные технологии и методы в детском саду»

ФГОС с 1.01.14г. вступил в силу и утвердил требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения.

В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – самоценная личность.

Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка.

Публикация «Инновационные технологии в детском саду» размещена в разделах

Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

Образовательная технология — это процессная система совместной деятельности воспитанников и педагога по проектированию (планированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. Это технологии, направленные на развитие самостоятельности, субъективности ребенка.

Часто понятие «образовательные технологии» заменяют понятием личностно-ориентированные образовательные технологии.

Перечень технологий

Развивающее обучение

Технология решения исследовательских задач

Исследовательские и проектные методы

Технология модульного и блочно-модульного обучения

Здоровьесберегающие технологии

Технология развития критического мышления

Информационно – коммуникационные технологии

Технология проблемного обучения

Технологии интерактивного и дистанционного обучения

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр

Педагогические мастерские

Игровые технологии

Рассмотрим некоторые из них.

Технология проблемного обучения

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.

Метод проектов

Метод проектов… способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом».

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей».

В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий

применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером. – Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека, создает ситуацию успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.

Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Педагогические мастерские - это система обучения, предложенная французскими педагогами. Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально - коллективный поиск оптимального количества вариантов решений.

Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия. Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.

Технология развития критического мышления

Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений детей (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, позволяющих учиться самостоятельно, анализировать различные стороны явлений).

Первая стадия (фаза) - вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать ребенка, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы

Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ребенка, сделать слушание осмысленным

Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Игровые технологии

Образовательные технологии, основанные на следующих видах педагогических игр: обучающих, тренировочных, контролирующих и обобщающих, познавательных, воспитательных, развивающих, репродуктивных.

По характеру игровой методики выделяют:

Сюжетные, Ролевые, Театрализация, Драматизация

В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность детей. и инструмент Информационно – коммуникационные технологии

Это с одной стороны – компьютер, с другой – коммуникация.

Современный образовательный процесс нельзя представить без использования мультимедийных технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив воспитателя и воспитанника.

С точки зрения использования ИКТ на занятии, представляется целесообразным разделить их на четыре группы.

1. Занятия демонстрационного типа - презентация.

2. Занятия – викторины

3. Обучающие компьютерные игры.

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. Игры-путешествия, "бродилки".

Использование ИКТ - технологий позволяет :

• активизировать познавательную деятельность воспитанников;

• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

• повысить объем выполняемой работы на занятии;

• усовершенствовать контроль знаний;

• сформировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Технологии развивающего обучения

Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действие, на познание, на новое. Технологии развивающего обучения предполагают не только индивидуальную, но чаще парную и групповую работу. Работа в группе позволяет детям овладевать навыками планирования, моделирования, нормами коммуникации, умением договариваться, строить договор. Все эти навыки помогают детям при создании коллективных и индивидуальных проектов.

Инновационные методы образования – педагогические методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Они направлены на повышение качества подготовки, развитие у детей творческих способностей, умения самостоятельно принимать решения.

Основными инновационными методами в образовании являются:

• методы проблемного и проектного обучения

• методы моделирования

• исследовательские методы

• методы модульного обучения

• игровые технологии

• метод мозгового штурма

• метод кейс-стадии

• метод творческих заданий

• методы активного обучения

• метод гендерного подхода

• методы контекстного обучения и обучения на основе опыта

Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной форме, так и в дистанционной технологии обучения с применением электронных мультимедийных учебников и учебных пособий; проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению учебных дисциплин; проектно-организационных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач; предпринимательских идей в содержании курсов.

Моделирование - создание, применение, использование модели. Главные функции модели - упрощение получения информации о свойствах объекта; передача информации и знаний; управление и оптимизация объектами и процессами; прогнозирование; диагностика.

Модульное обучение — способ организации процесса на основе блочно-модульного представления информации. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации воспитанников, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.

Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических, так и организационно-управленческих средств

Мозговой штурм - четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.

Обеспечение максимальной свободы участникам. Тщательное формирование состава участников. Огромная роль «ведущего» и демократический стиль

руководства

Кейс–стадии – интерактивный метод обучения на основе анализа конкретных ситуаций. Для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от англ. «case» - случай)

Гендерный подход - (специализированный по признаку пола)

Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни воспитанников) придает смысл обучению, мотивирует детей

Контекстное обучение опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, пристрастной деятельности субъекта

Литература:

1. Интернет ресурсы

www.kmspb.narod.ru

2. Галактионова Т. А., Загашев И. О. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., Трифонова Е. А. Современный студент в поле информации и коммуникации. – СПб., 1999.

3. Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб. : СПб ГУПМ, 2002, 2003.

4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб. : Альянс «Дельта», 2003 г.

5. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. – СПб. : Альянс «Дельта», 2003 г.

6. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. — М. :Просвещение, 2004 г.

— средство обратной связи и инструмент

Публикации по теме:

Инновационные технологии в ДОУ МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» г. Аткарск, Саратовской области. Тема: «Инновационные технологии в ДОУ» Старший воспитатель,.

Нетрадиционные технологии рисования в детском саду Пальцы в белом, Пальцы в синем, Белый мел похож на иней. Синий мел похож на небо, Эх, ещё бы красный мне бы. Дети с малых лет пытаются изобразить.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду: виды и цели воспитатель МБДОУ детский сад №29 Иванова А. В Доклад к семинару на тему: «Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский.

Консультация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» Консультация для педагогов «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ» Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы.

Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении Подготовила ст. воспитатель Скеленчева Н. И. Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении. Инновацией.

Применение технологии «Клубный час» в детском саду Наш детский сад 2й год использует в работе технологию социализации дошкольников Н. П. Гришаевой. Основная цель – поддержка детской инициативы.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду Актуальность здоровья людей говорит о необходимости принятия неотложных мер по здоровьесбережению, оздоравливанию детей, по профилактике.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду Здоровьесберегающие технологии в детском саду Автор: Золотухина Екатерина Михайловна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ №183 «Детский.

Здоровьесберегающие технологии в нашем детском садуЗдоровьесберегающие технологии в нашем детском саду Самое ценное у человека - это здоровье, именно оно обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационные технологии в детском саду
Опубликовано: 28 июля 2019 в 16:07
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные технологии в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Алексеева Наталия Николаевна (УИ 1982725) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД