Топичева Кристина Павловна
Педагогическое занятие по познавательному развитию дошкольников «Знаешь ли ты?»
▼ Скачать + Заказать документы
Отдел образования администрации Завитинского муниципального округа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение-детский сад № 1 г. Завитинска Амурской области
Педагогическое занятие
по познавательному развитию дошкольников
Тема: «Знаешь ли ты?»
для детей подготовительной группы (6-7 лет)
на муниципальный конкурс педагогических работников
«Воспитать человека»
Составила: Топичева Кристина Павловна,
воспитатель первой квалификационной категории
г. Завитинск, 2024
Публикация «Педагогическое занятие по познавательному развитию дошкольников „Знаешь ли ты?“» размещена в разделах
Педагогическое занятие
по познавательному развитию
для детей подготовительного возраста (6-7)
«Знаешь ли ты?»
Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные: учить устанавливать причинно-следственные связи от приобретенных знаний посредством экспериментальной деятельности, познакомить с нетрадиционной техникой рисования, умение делать выводы.
Развивающие : развивать наблюдательность, логическое мышление, любознательность, мыслительную деятельность, память, диалогическую речь, развивать творческое воображение и фантазию при создании рисунка нетрадиционным методом, художественный навык.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности, воспитывать товарищеские, доброжелательные отношения, аккуратность при выполнении практического задания.
Оборудование: детские медицинские халаты, медицинские шапочки, игрушка «Чебурашка», пластиковые стаканы с водой, 8 апельсинов в кожуре, 8 апельсинов очищенных, пластиковые тарелки, конфеты «Скитлс», воздушные шарики маленького размера, непроливайки, листы бумаги, клеенка для рисования, ватные палочки, салфетки бумажные, кувшин с теплой водой, кисти для рисования, мандарины, видеозапись «Крокодил Гена»
Ход занятия.
Воспитатель заводит детей в группу.
Воспитатель: посмотрите, ребята, сегодня к нам пришли гости.
Давайте с ними поздороваемся!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель:
Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг - берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости?
Дети: Чебурашка!
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся!
Дети: Здравствуй Чебурашка!
Чебурашка: Здравствуйте ребята, мне нужна ваша помощь. Я скоро пойду в школу, но крокодил Гена говорит, что я еще маленький и мало знаний у меня, и я не умею рассуждать, сравнивать. Ребята, чтобы проверить что я умею и знаю, Гена попросил ответить на несколько вопросов, но чтобы на них ответить, надо выполнить несколько экспериментов. Вы мне поможете ребята?
Дети: Да! Поможем!
Воспитатель: Перед тем, как начать, выполнять задания от Гены, давайте с вами оденем халаты и шапочки на голову, а так же вспомним правила безопасного поведения во время занятия.
(читает инструкцию)
Воспитатель: Можно смотреть, думать, слушать, поднимать руку и отвечать?
( Ответы детей: можно, да)
Воспитатель: А можно ли кричать, толкаться, трогать предметы, нюхать, пробовать на вкус без разрешения воспитателя?
( Ответы детей: конечно нет, нет)
Воспитатель: Хорошо ребята, вижу вы знаете правила безопасности на занятии. Первый вопрос от крокодила Гены, внимание: «Знаешь ли ты, апельсин тонет в воде или нет?» (дети выдвигают различные мнения, в итоге, мнения детей разошлись)
(Подходим к столу, где находятся апельсины и пластиковые стаканы с водой)
Воспитатель: Для выяснения истины проведем эксперимент.
Опыт: Возьмем апельсин в кожуре и опустим его в воду.
Воспитатель: Что происходит с апельсином?
( Ответы детей: не тонет, всплывает).
Воспитатель: Все верно. А сейчас давайте очищенный от кожуры апельсин тоже поместим в сосуд с водой.
Воспитатель: Что происходит с очищенным апельсином?
( Ответы детей: тонет, опустился на дно, не всплыл)
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите почему апельсин в кожуре всплыл, а очищенный апельсин опустился на дно? В чем секрет?
( Ответы детей: кожура апельсина не дает погрузиться до конца в воду, все дело в кожуре)
Воспитатель: Все верно, секрет прячется в строении кожуры апельсина. Давайте внимательно рассмотрим кожуру. Что вы видите?
( Ответы детей: маленькие точки, пупырышки, отверстия).
Воспитатель: верно ребята, кто - нибудь знает что находится в этих мелких отверстиях?
( Ответы детей: сок, вода, воздух).
Воспитатель: действительно, внутри этих отверстий находятся пузырьки воздуха. Вот почему не тонет апельсин. Ребята, вам напоминает что -нибудь этот эксперимент? Какие предметы существуют для безопасного купания людей?
( Ответы детей: спасательные жилеты, надувные круги, матрасы)
Воспитатель: Правильно. Что находится внутри плавательных матрасов, жилетов?
(Ответы детей – воздух, чтобы люди не тонули, когда купаются)
Воспитатель: Верно! Ребята, кто готов ответить на данный вопрос?
( Ответы детей: в кожуре апельсина находится воздух поэтому апельсин не тонет, а апельсин без кожуры тонет)
Воспитатель: Правильно! Послушайте второй вопрос от крокодила Гены «Знаешь ли ты, может ли вода растворять конфеты?»
( Ответы детей: растворяет, не растворяет, не знаем, сомневаемся)
Воспитатель: Вот сейчас мы и проверим.
Читает загадку:
«Лишь только дождичек прошел,
Я в небе новшество нашел:
Сквозь небосвод прошла дуга.
В ней семь цветов, там ….
Ответ детей: (РАДУГА)
Пишет Гена: «Мне очень нравится радуга, я готов любоваться ею каждый день. Попробуй сделать радугу из конфет и воды».
(На столе № 2 приготовлены – 8 одноразовые белые тарелки в них хаотично разложены конфеты драже «Скитлс», тёплая вода в кувшине.)
Воспитатель: из драже «Скитлс» выкладываем по краю тарелки круг, посмотрите какие яркие конфеты. (Чебурашка и дети рассматривают конфеты). В центр круга наливаем тёплую воду и смотрим. Прошу не толкать стол, не трогать пальцем конфеты, просто наблюдайте.
Воспитатель: Ребята что мы с вами наблюдаем?
( Ответы детей: появляется цветные пятнышки вокруг конфет, цветная дорожка от конфет, много разноцветных дорожек в воде)
Воспитатель: Какой можно сделать вывод, кто может ответить?
( Ответы детей: вода может растворять конфеты)
Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием, молодцы! Следующий вопрос от Гены «Знаешь ли ты, можно ли рисовать лимонным соком и йодом с водой?» Как вы ребята, думаете?
( Ответы детей: наверно можно рисовать, скорее всего нет)
Воспитатель: мнения ваши разошлись, чтобы найти истину предлагаю провести эксперимент.
На столе № 3 приготовлены- 8 листов бумаги, ватные палочки, 4 миски с лимонным соком, 4 непроливайки с водой с разведенным йодом, 8 кистей, бумажные салфетки, клеенка для рисования.
Воспитатель: Давайте проверим! Ребята присаживайтесь за стол, посмотрите перед вами лист бумаги, тарелочка со свежевыжатым лимонным соком и ватные палочки.
Прежде чем начать рисовать, предлагаю сделать пальчиковую разминку:
Пальчиковая разминка «Компот»
Будем мы варить компот. (имитируют помешивание в кастрюле)
Фруктов нужно много. Вот. (разводят руки в стороны)
Будем яблоки крошить, (указательным пальцем стучим по ладони)
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок, (имитируют отжимание лимона в руке)
Слив положим, сахарок. (имитация движения «солить»)
Варим, варим мы компот, (имитируют помешивание в кастрюле)
Угостим честной народ. (две ладони вместе, протягивают вперед)
Предлагаю вам взять ватные палочки окунуть в лимонный сок и нарисовать простой рисунок. Ребята, скажите что можно быстро и просто нарисовать.
( Ответы детей: дом, солнце, цветок, сердечко, снежинка и т. д.)
Опыт: Дети обмакивают ватные палочки в сок лимона и рисуют на листке рисунок.
Воспитатель: Пока ваши рисунки сохнут, мы немножко отдохнем.
Физкультминутка:
«Чебурашка, Чебурашка»
Он проснулся с утра.
Потянулся, отряхнулся. (потянулись вверх, на носочки, отряхнулись)
Громко крикнул всем «Ура!» (подпрыгнули)
Крепко с Геной подружился (обе ладони сжимаем)
Апельсином угостился, (обе ладони поднести ко рту)
Энергией хорошей зарядился (показываем силу в руках как силачи)
Покружился, поскакал (соответствующие движения)
И ушами помахал (ладони поднести к ушам и помахать)
Лапка раз, лапка два (вытягиваем одну руку вперед и вторую)
С Чебурашкой мы друзья! (обхватить себя за плечи)
Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши рисунки. Что мы видим?
( Ответы детей: рисунок плохо виден, сок лимона бесцветный)
Воспитатель: Так и есть. А чтобы четко увидеть, я вам расскажу про маленький секрет. Ребята, кто знает что такое йод?
( Ответы детей: это такое лекарство, лекарство которым мама обрабатывает рану)
Воспитатель: верно, это лекарственное средство. Детям можно брать лекарство?
( Ответы детей : нет)
Воспитатель: Все правильно! Но так как я взрослый человек, я взяла йод и добавила несколько капель в непроливайки с водой. Возьмите сейчас кисть и закрасьте весь лист этим необычным раствором.
Дети начинают разукрашивать рисунки.
Воспитатель: Ребята, скажите какого цвета у вас получаются рисунки?
( Ответы детей: синие, фиолетовые, розовые)
Воспитатель: Правильно, йод взаимодействует с бумагой и получается такой необычный цвет. А какого цвета у вас рисунок, который вы нарисовали лимонным соком?
( Ответы детей: белым цветом)
Воспитатель: Почему, рисунок лимонным соком не закрасился? Как вы думаете?
( Ответы детей: потому что это лимонный сок – он кислый)
Воспитатель: Дело в том, что лимонный сок очень кислый и он попал глубоко в волокна бумаги, поэтому йодовый раствор его не закрасил. Какой можно сделать вывод по данному эксперименту?
( Ответы детей: Лимонным соком и йодом можно рисовать)
Воспитатель: Все верно! Последний вопрос от крокодила Гены, внимание: «Знаешь ли ты, может ли лопнуть воздушный шарик от апельсиновой кожуры?» А вы ребята, как думаете?
( Ответы детей: может лопнуть, мы думаем что не может лопнуть)
Воспитатель: мнения ваши разошлись, чтобы найти истину предлагаю провести эксперимент.
На столе № 4 приготовлены 8 надутых шариков (маленького размера, 8 кусочков кожуры апельсина.
Воспитатель: Давайте с вами это проверим, Но прежде, хочу вас спросить. Скажите, с каким звуком лопаются шары?
( Ответы детей: громко, неожиданно, звонко)
Воспитатель: Ребята, если кому то страшно, предлагаю положить кусочек кожуры на шарик и отойти в сторону, подождать пока не лопнет.
(Шары лопаются).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему лопнули шарики, когда вы поднесли кожуру апельсина?
( Ответы детей: потому что кожура подействовала на шарик, из-за пупырышек кожуры лопнули шары, сок апельсина действует).
Воспитатель: верно ребята, в соке кожуры апельсина содержатся не только пузырьки воздуха, но и капельки эфирного масла, которое растворяет тонкую резину воздушного шара. Значит какой можно сделать вывод по данному эксперименту? Кто может ответить?
( Ответы детей: можно лопнуть воздушный шарик приблизив его к кожуре апельсина, так как в кожуре имеется эфирное масло, которое растворяет шарик)
Воспитатель: Верно ребята! Молодцы! Чебурашка, а тебе все понятно?
Чебурашка: Да понятно. Так все было интересно и увлекательно. Я сегодня много нового узнал. И хочу теперь обо всем рассказать Гене.
Воспитатель: Хорошо Чебурашка, думаю Гене будет очень интересно тебя послушать.
На экране появляется крокодил Гена, говорит:
Гена: Здравствуйте ребята! Какие вы молодцы, помогли Чебурашке ответить на все мои вопросы, показали много интересного и любопытного, научили рассуждать. А вам мои задания понравились?
( Ответы детей: понравились, да)
Гена: Какое задание вам понравилось выполнять больше всего?
( Ответы детей: опыт с шариками, рисование лимонным соком, опыт с конфетами)
Гена: Какой вопрос вам показался самым простым?
( Ответы детей: тонет ли апельсин, вопрос про шарики)
Гена: Какое задание вам показалось самым сложным? И почему?
(шарики и кожура, рисование лимонным соком и йодом)
Гена: Хорошо ребята, молодцы! Я приготовил угощение для Чебурашки, но так как вы помогли ему – он с вами поделиться. Угощения я спрятал, а чтобы их найти, отгадайте мою загадку:
У меня в стене дыра,
Видно всё в нее сполна,
Ветер в дом не задувает,
Дождик пол не заливает
В доме сухо и светло,
Потому что в нем.
( Ответ детей: окно)
Гена: Правильно ребята!
Воспитатель находит подарки на подоконнике (корзина с мандаринами)
Гена: Вам угощения раздаст воспитатель, а я говорю вам До свидания!
(Воспитатель и дети говорят спасибо и прощаются с Чебурашкой и Геной.)