Ольга Тимофеева
Основные проблемы, направления и перспективы совершенствования дошкольных образовательных организаций
▼ Скачать + Заказать документы
Основные проблемы, направления и перспективы совершенствования дошкольных образовательных организаций.
Тимофеева Ольга Дмитриевна.
Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Публикация «Основные проблемы, направления и перспективы совершенствования дошкольных образовательных организаций» размещена в разделах
п. 3 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» также гарантирует общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Проблемы дошкольных образовательных организаций на современном этапе.
Несмотря на установленные законном гарантии, в условиях современного общества, дошкольные образовательные организации имеют целый спектр остро стоящих проблем.
Прежде всего это связано с улучшением демографической ситуации в стране (в том числе и мерами государственной поддержки, направленных на увеличение рождаемости, и как следствие, рост спроса на места в ДОО. В крупных городах России отмечается явный дефицит дошкольных образовательных учреждений. Мест в дошкольных образовательных учреждениях не хватает. А значит задача доступности дошкольного образования для всех слоев населения остается актуальной.
Следующая проблема тесно связана с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Для успешной интеграции нового подхода в образовательную среду и повышения качества дошкольного образования необходимо наличие высококвалифицированных педагогических кадров. Следовательно, возникает необходимость в подготовке, либо переподготовке, повышения квалификации сотрудников образовательных организаций, что требует дополнительного финансирования.
В настоящее время в Российской Федерации фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. «Дети с особыми образовательными потребностями» не должны быть изолированы в социуме, отсюда необходимость внедрения и развития инклюзивного образования.
Изменение социокультурной среды современного общества - это поликультурность, многонациональность, полиэтничность, повлекла за собой необходимость в построении поликультурной образовательной среды ДОО, создание мультикультурного образовательного пространства. То есть, необходимо искать новые технологии воспитания и развития детей, в том числе и у детей, недостаточно владеющих русским языком.
Новые социально-экономические условия требуют поиска новых форм, организации дошкольного образования, а соответственно, и разработки нового механизма финансирования системы. Финансирование дошкольных образовательных учреждений также является одной из важных проблем.
Направления и перспективы совершенствования дошкольных образовательных организаций.
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Для выполнения данных задач, а так же решения существующих проблем в области дошкольного образования, обозначения направления и основных перспектив совершенствования в Российской Федерации утверждена Государственная программа «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 и рассчитанную на срок 2018 - 2025 гг.
Одним из ключевых направлений принятой программы является подпрограмма «Содействие развитию дошкольного и общего образования». Данная подпрограмма содержит пути решений ряда проблем дошкольных образовательных организации обозначает дальнейшие перспективы развития, отображенных в соответствующих мероприятиях.
В частности, мероприятие «Содействие развитию дошкольного образования». Направлена на сохранение 100 % доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет; доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающие дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования). А также ставит целью сохранение средней заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций на уровне средней заработной платы в сфере общего образования соответствующего региона.
Предполагает установить численность воспитанников государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, приходящихся на одного педагогического работника:
в 2018 году - 11,8 человека;
в 2019 году - 12 человек;
в 2020 году - 12 человек.
Мероприятие «Развитие кадрового потенциала системы дошкольного и общего образования» включает в себя разработку и реализацию комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленной в том числе на овладение ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в срок 2018 - 2020 годы.
Мероприятие «Развитие инфраструктуры системы дошкольного и общего образования» подразумевает актуализацию требований санитарных и строительных норм, пожарной безопасности и иных требований к инфраструктуре образовательных организаций с учетом современных условий технологической среды образования, образовательного процесса в срок 2018 - 2020 годы.
Таким образом, исходя из принятой программы «Развития образования», можно выделить положительные перспективы развития, касающиеся комплектации дошкольных образовательных организаций, повышение уровня квалификации педагогических кадров, а также отдельных аспектов связанных с финансированием системы дошкольного образования.
Мало решёнными остаются проблемы, связанные с интеграцией инклюзивного образования и организации программ работы для «детей с особыми образовательными потребностями».
Список использованных источников.
1) «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2) Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»».
3) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
4) Лашкова Л. Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013.
-№ S6. - С. 21- 25.
5) Савицкая Е. В. Некоторые итоги исследования системы детского дошкольного образования//Вопросы образования, 2004, № 4.
6) www.consultant.ru/
7) http://www.garant.ru/