Бирюкова Алёна
Педагогическое сопровождение формирования личности старшего дошкольника из неблагополучной семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое сопровождение формирования личности старшего дошкольника из неблагополучной семьи.
А. А. Бирюкова
Научный руководитель – Н. Ю. Казачкова,
Преподаватель высшей категории ГБПОУ «Дзержинский педагогический
колледж», г. Дзержинск
В жизни каждого человека большое значение имеет семья. Как социальный институт, как уникальная общность, семья является основной ячейкой общества и выполняет важные социальные, воспитательные функции. Она играет важную роль в жизни каждого человека, защищает, формирует и удовлетворяет потребности, а также обеспечивает успешную социализацию в обществе. В настоящее время семья живёт в новых социальных, политических, экономических условиях. Возрастают тенденции, чаще всего негативные, которые связаны с семьёй.
Публикация «Педагогическое сопровождение формирования личности старшего дошкольника из неблагополучной семьи» размещена в разделах
Опыт педагогических работников, психологов и социологов с семьёй показывает, что такая работа способствует стабилизации семейного образа жизни, укреплению жизнедеятельности социального института семьи и благополучному формированию личности детей. Деформация несформировавшейся личности ребёнка под влиянием семьи, её психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения.
Личность - это полноценный, состоявшийся человек со своей собственной сформированной годами системой ценностей, оригинальными привычками, особым образом поведения, манерой общения и другими индивидуальными особенностями.
Каждый человек представляет собой личность, индивидуальность. Но сколько времени, сил, опыта, знаний необходимо, чтобы сформироваться из маленького смышлёного ребёнка в эту самую «личность»?
«Всё – хорошее и плохое – закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Это приучение складывается главным образом из того, чем, во-первых, ребёнок подражает взрослым и, во-вторых, что сами взрослые культивируют в нём» (М. И. Буянов). Существующие особенности в формировании личности дошкольника, помогают, нам, педагогам оказывать целесообразное влияние на формирование подлинной личности ребёнка, будущего взрослого человека. Особую роль в формировании личности дошкольника занимает его семья, люди, которые окружают ребёнка каждодневно на протяжении долгих лет, влияют на ещё несформировавшуюся личность. И не смотря на то, что личность дошкольника ещё не сформирована до конца, он всё же является ею. Не нужно забывать, что и у ребёнка есть свои интересы, свои взгляды на ту или иную ситуацию, своё мнение – это уже говорит о том, что он личность, индивидуальность, часть социума.
Методика – это своего рода «оружие», но, не умея и пользоваться, оно бесполезно. Именно поэтому важно знать направления и содержание работы педагога с неблагополучной семьёй. Почему с семьёй, а не с ребёнком, спросите вы? Всё очевидно. Человек, начинается с семьи. Какая семья, такой и ребёнок. Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку; посеешь привычку – пожнё шь характер: посеешь характер – пожнёшь судьбу». Именно поэтому сначала нужно продиагностировать семью и выбрать направления работы с ней, для стабилизации семьи и для дальнейшего успешного формирования личности ребёнка в ней. Но все ли педагоги будут «зарываться» в литературу и искать пути решения, методы, способы работы с такими семьями (неблагополучными? К великому сожалению, нет.
Современное состояние проблемы семейного неблагополучия очень плачевна. Можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, негативно влияющих на формирование личности детей и на рождение нового поколения, что усугубляется нехваткой грамотных педагогов - специалистов в этой области. Неразвитость социальной сферы и недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемах семьи и на работе с детьми из различных типов семей, что негативно отражается на ситуации в обществе в целом.
Исходя из особенностей социализации детей из неблагополучных семей, можно заявить, что дети строят свои дальнейшие жизненные планы, основываясь, на модели собственной семьи и это порождает увеличение неблагополучных семей.
Рассмотрев виды дезадаптации ребёнка из неблагополучной семьи, выявлено, что причины не в структуре семьи, а в неправильном стиле семейного воспитания и нарушении типа родительско-детских отношений.
Благодаря работе педагога с семьёй, их взаимодействию, показатели социального неблагополучия в части семей снизились, а также благодаря работе педагога с родителями, вызывания родительской заинтересованности в благополучном развитии их ребёнка, устраняются многие внутрисемейные проблемы.
Библиографический список:
1. Буянов, М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра [Текст] / М. И. Буянов. - Москва: Просвещение, 2014. - 208 c.
2. Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними [Текст] / Т. Гончарова. – Москва: Академия, 1991. – 26 с.
3. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. [Текст] / Т. А. Козлова- Москва: Академия, 1999. - 232 с.