Получи документы

Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья с ТНР в средней группе

Боярчук Анастасия
Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья с ТНР в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №2 «Ромашка» ст. Гиагинской»

Принята решением

педагогического совета

№ 1 от 31.08.2018 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая МБДОО №2 «Ромашка» ___И. С. Гринева

Приказ № 90 от 31.08.2018 года

Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья с ТНР

Средняя группа

Ф. И. ребенка:

Шемчук Артем

Составители:

Воспитатель: Боярчук А. А.

Публикация «Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья с ТНР в средней группе» размещена в разделах

Воспитатель: Головченко Ю. В.

Основными методами коррекционной работы воспитателя является:

. Артикуляционная гимнастика;

. Пальчиковая гимнастика;

. Дидактические игры;

. Коррекционная работа во время режимных моментов.

Дети, не имеющие задания могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, конструкторы и т. п., логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т. е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия воспитателя.

Рекомендации по организации работы воспитателя в группе общеразвивающей направленности детей с ТНР

Важно учитывать, что у детей с ОНР снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки называние предметов или их признаков может оказаться напрасным трудом. Прежде всего необходимо побудить детей слушать и слышать взрослого. Главное, чтобы они занимались добровольно и всегда с интересом. Очень важен систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильной речи детей. Воспитатель внимательно следит за речью детей и исправляет ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Важно, чтобы исправления делались доброжелательно, корректно, ни в коем случае не следует передразнивать, высмеивать ребенка. Это может спровоцировать снижение речевой активности ребенка, вызвать замкнутость, отрицательное отношение к воспитателю, к обучению в целом. Манера исправления ошибок детей вне занятий несколько отличается от таковой во время занятий. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание к ошибкам. Воспитатель, используя перерыв в игре, подзывает к себе ребенка и предлагает ему послушать правильный и неправильный вариант.

Об исправлении ошибок на занятии:

1. Здесь ограничено время и долгие, пространственные выяснения, как лучше сказать - неуместны.

2. Занятие, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребенком общения, должно проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего с установкой на правильную, грамотную, четкую речь.

3. Таким образом, ошибки в ходе занятия фиксируются моментальной реакцией воспитателя. «Неверно, правильно сказать… другие дети привлекаются к исправлению грамматических неточностей. Сам же воспитатель исправляет ошибку ребенка только тогда, когда большинство детей не смогли правильно ответить.

Процесс «перевоспитания» речи возможен только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и своей собственной. Развитие внимания и памяти является важной коррекционной задачей. Эти процессы теснейшим образом связаны с речью. Следующая коррекционно-воспитательная задача — совершенствование словесно—логического мышления (использование суждений, умозаключений). Речь и мышление тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, развивая друг друга. Воспитатель должен помогать детям осмыслить события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности:

- Почему осенью люди теплее одеваются?

- Почему зайца трудно увидеть на снегу?

- Что будет, если из башни вынуть нижний кубик?.

Эти и подобные вопросы воспитатель может задавать детям во время игр, прогулок. Важно приучать их задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из кино, рассказов взрослых. Воспитателю не следует торопиться объяснять детям. Сначала нужно задать наводящий вопрос, дать толчок мысли; затем опросить других детей, выяснить, кто из отвечающих: прав и только после этого самому объяснить. Важной операцией мышления является сравнение. - Чем отличаются птица и самолет?.

Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок.

Еще одним разделом коррекционной работы воспитателя является развитие артикуляционной моторики и моторики пальцев рук. Достаточно 3-5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед дневным сном, обедом, ужином. Такая артикуляционная гимнастика улучшает произношение детей.

Вне занятий воспитатель предлагает детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собрать мозаику из мелких деталей, поработать с конструктором, застегнуть и расстегнуть пуговицы…

1.4. Психолого-педагогическая характеристика воспитанника

Фамилия, имя ребенка - Шемчук Артем

Дата рождения 21.02.2014 г. р.,

Заключение ЦПМПК Республики Адыгея:

Подтверждён статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Общее недоразвитие речи II уровня. Дизартрия. Нарушение активности внимания.

Рекомендации ЦПМПК Республики Адыгея:

Ребёнок нуждается в организации специальных образовательных условий. Рекомендовано обучение по АООП ДОО для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи. Рекомендуемый режим обучения – полный день. Использование учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой. Индивидуальные/групповые занятия с учителем-логопедом.

Оценка адаптации ребенка в группе : хорошая;

Особенности латерализации: праворукий;

Особенности игровой деятельности: игры соответствуют возрасту;

Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо;

Восприятие: соответствует возрасту;

Внимание: недостаточно устойчивое;

Особенности памяти (проблемы) : без выраженных особенностей;

Мышление: соответствуют возрасту;

Моторика: слабо развита мелкая моторика;

Основные трудности в общении: предпочитает быть в одиночестве;

Речевое развитие: имеются трудности в произношении звуков;

Социально-бытовые навыки: б) недостаточно сформированы;

Ориентировка в пространстве и времени: недостаточно сформирована;

Отношение к занятиям, особенности деятельности: соответствует возрасту;

Темп деятельности: темп работы на занятиях неравномерный;

Соматическое здоровье : болеет редко, плохой аппетит;

2. Учебный план

Педагогическое сопровождение по коррекции речевых нарушений организуется в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

3. Тематическое планирование

Месяц Тема месяца Тема недели

Сентябрь Осень

Составление предложений по демонстрации действия.

«Один-много». «У кого кто?», «Назови лишнее слово».

1 неделя

Прощаемся с летом. Летние забавы.

Назови ласково». «Один-много». «Мы считаем». «Назови, какой, «какая?» «Скажи наоборот». «Убираем урожай». 2 неделя

Овощи. Фрукты.

Образование существительных единственного и множественного числа.

«Назови, какой сок?». «Узнай гриб по описанию». «Назови, что растёт в лесу?». 3 неделя

Ягоды. Грибы. Лес.

Составление рассказа по картине «Садовые цветы», «Комнатные растения». «Один-много». 4 неделя

Цветы (садовые, луговые, лесные). Травы. Комнатные растения.

Составление предложений по демонстрации действия. 5 неделя

Осень в творчестве поэтов, писателей, художников.

Октябрь С чего начинается Родина?

«Назови ласково имена». «Один-много». «Посчитай членов семьи». «Назови, какой, какая?», «Чем Отечества. похожи и чем отличаются». 1 неделя

Семья

«Подбери слова действия».

«Один-много». «Посчитай игрушки». «Назови, какой, какая?». 2 неделя

Детский сад. Игрушки. Профессии работников детского сада.

«Подбери слова действия». «Какие бывают Республики?». «Четвертый лишний».

«Назови по образцу». «Один-много». «Назови ласково» «Скажи со словом «городской». «Назови, какой, какая»,

«Знаешь ли ты свою станицу?».

3 неделя

Республика Адыгея. Станица Гиагинская.

«Подбери слова действия».

«Один-много». «Посчитай». «Назови, какой, какая?» 4 неделя

Наша Родина – Россия! Герб. Флаг. Гимн.

Ноябрь Кто как готовится к зиме

«Назови ласково». «Один-много». «Назови перелётных птиц (водоплавающих птиц)». Согласование существительных с прилагательными. 1 неделя

Перелётные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлёту.

Пересказ рассказа «Подготовка домашних животных к зиме». Поиск антонимов «Скажи наоборот», «Исправь ошибки». 2 неделя

Домашние животные и их детёныши. Содержание и подготовка домашних животных к зиме.

Поиск антонимов «Скажи наоборот», «Исправь ошибки». 3 неделя

Домашние птицы и их детёныши. Содержание домашних птиц.

«Назови ласково». «Один-много». Согласование существительных с прилагательными.

«Чей хвост?» «Назови лишнее слово». «Опиши любого дикого животного но плану». 4 неделя

Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме.

Декабрь Предметы вокруг нас

«Назови ласково». «Один-много». «Посчитай посуду». «Назови, какая бывает посуда» «Разложи по местам (классификация)». «Скажи наоборот». Беседа о посуде. Игра «Помощники». 1 неделя

Посуда. Виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда. Продукты питания. Кто нас кормит?

«Какая мебель бывает?»,

«Один-много». «Посчитай предметы». «Назови, какой, какая, какое?» «Назови, из чего состоит?» «Скажи наоборот». «Расставь мебель». 2 неделя

Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель.

«Какая одежда (обувь) бывает?»,

«Один-много». «Посчитай головные уборы». «Назови, какой, какая, какое?» «Назови, из чего состоит?» «Скажи наоборот». 3 неделя

Одежда. Обувь. Головные уборы.

«Назови ласково». «Один-много». «Посчитай» «Подбери признаки наступления Нового года». «Знаешь ли ты как готовятся к Новому году?». «Что это, гадай?». 4 неделя

Подготовка к Новому году. Новогодний калейдоскоп.

«Назови ласково». «Один-много». «Посчитай» «Подбери признаки». «Знаешь ли ты?». «Что это, гадай?».

5 неделя

Праздник новогодней ёлки.

Январь - 1 неделя

Каникулы

«Назови ласково». «Один-много». «Найди ошибку». «Подбери родственные слова». 2 неделя

Зима. Зимние месяцы. Зимние забавы.

«Назови ласково». «Один-много». «Кто, как кричит?» «Назови животных севера». «Сравни и назови по образцу». 3 неделя

Животные севера.

«Назови ласково». «Один-много». «Кто, как кричит?» «Назови животных жарких стран». «Сравни и назови по образцу». 4 неделя

Животные жарких стран.

Февраль «Назови ласково». «Посчитай зимующих птиц», «Одина птица, много». «Подбери родственные слова к слову птица». «Назови, какой, какая, какое». 1 неделя

Зимующие птицы.

«Назови по образцу». «Один-много». «Скажи со словом «спортивный». «Назови, какой вид спорта»,

«Знаешь ли ты название спортивного инвентаря?».

2 неделя

Спорт. Спортсмены. Виды спорта. Спортивный инвентарь.

«Один-много». «Посчитай защитников отечества». «Назови по образцу». «Кто что делает?». «Чем Защитники Отечества похожи и чем отличаются?». «Назови рода войск». 3 неделя

Защитники отечества. Рода войск.

«Один-много». «Посчитай аквариумных рыбок». «Кто утюжит море?» «Рыбки, водоросли, морские, камни», «Скажи наоборот». Беседа о рыбах. Игра «Пресноводные», «Река». 4 неделя

Рыбы. Животный мир рек, озёр, морей.

Март Беседа «Праздник 8 марта». «Назови ласково». «Один-много». «Назови, чей», «Назови, какой». «Назови лишнее слово». «Закончи предложение». «Расскажи о маме по плану». 1 неделя

Женский день – 8 марта.

«Назови ласково». «Один-много». «Посчитай» «Подбери признаки наступления весны». «Знаешь ли ты название весенних месяцев?». «Что это, гадай?». 2 неделя

Весна. Весенние месяцы.

«Назови ласково». «Один-много». «Посчитай - один -два - пять». «Назови, чей лист» «Назови, части растения», «Скажи наоборот». Расскажи о растении (деревьях, кустарниках)». 3 неделя

Растительный мир весной. Деревья. Кустарники.

«Назови ласково». «Один-много». «Посчитай - один - два - пять». «Назови цветок (садовый, луговой, лесной)», «Назови, части цветка», «Скажи наоборот». Расскажи о травах». 4 неделя

Цветы (садовые, луговые, лесные). Травы.

«Назови ласково». «Один-много насекомых». «Найди ошибку». «Подбери родственные слова». «Составь предложение по опорным словам». «Чем похожи и не похожи». Подбор антонимов. Расскажи о земноводных по плану. 5 неделя

Насекомые. Земноводные.

Апрель Безопасность

«Назови ласково имя человека». «Один-много». «У кого что?». «Назови части тела человека». «Опиши любого человека по плану». 1 неделя

Человек. Я и моё тело. Здоровье.

«Назови планеты солнечной системы». «Посчитай электроприборы», «Скажи со словом «нет». «Назови лишнее слово». «Опиши электроприборы

по плану».

2 неделя

Космос. Бытовые электроприборы. Пожарная безопасность.

«Продолжи предложение правильно». «Назови, какой транспорт ты знаешь?» «Кто, чем управляет?» «Назови лишнее слово». «Составь

рассказ по плану». «Угадай и назови транспорт».

3 неделя

Транспорт. Виды транспорта. Безопасность на дороге.

«Назови по образцу». «Один-много». Скажи со словом «безопасность». «Назови, какой, какая»,

«Знаешь ли ты азбуку безопасности на дорогах?».

4 неделя

Азбука безопасности.

Май «Подбери родственные слова». «Какой, какая, какое?». «Назови, какой бывает хлеб?». «Откуда хлеб пришел». «Составь рассказ о пшенице». 1 неделя

Откуда хлеб пришёл?

«Назови по образцу». «Один-много». «Скажи со словом «военный». «Назови, какой, какая»,

«Знаешь ли ты, что за праздник День Победы?». 2 неделя

День Победы.

«Назови по образцу». «Один-много». «Кто, что делает?» «Кому что надо для работы?». «Угадай профессию». «Путаница».

«Назови». «Опиши профессию по плану». Беседа по теме.

3 неделя

Профессии. Трудовые действия.

«Назови ласково. «Один-много». «Посчитай», «Ответь на вопрос». «Скажи наоборот». «Назови лишнее слово». «Рассказ о школе по плану». 4 неделя

Школа. Школьные принадлежности.

«Назови ласково». «Один- много». «Назови, какие названия летних месяцев ты знаешь?» «Назови лишнее слово». «Скажи наоборот». Беседа о лете. Игра «Пчелкины шалости». 5 неделя

Готовимся к лету.

4. Целевые ориентиры освоения программы детьми с тяжелыми

нарушениями речи

Ребенок:

-обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

-усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

-употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;

-умеет подбирать. слова с противоположным и сходным значением;

-умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);

-правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;

-умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;

-умеет строить простые распространенные предложения- предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов;

-составляет различные вилы описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;

-умеет составлять творческие рассказы;

-осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;

-владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план, осуществляет операции фонематического синтеза;

-владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;

-осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

-умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;

-знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий, умеет их воспроизводить;

-правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

-воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).

5. Взаимодействие с семьей:

Формы взаимодействия с семьей: консультативная помощь, мастер-классы, беседы, практические занятия, тестирование, анкетирование, совместная образовательная деятельность.

Перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на учебный год.

Сентябрь

1. Консультация для родителей «Возрастные особенности детей в 4-5 лет».

2. Консультация «Советы логопеда заботливым родителям».

3. Родительское собрание «Первый путь».

Октябрь

1. Консультация «20 советов логопеда родителям малышей».

2. Беседа с родителями «Речевые игры с дошкольниками в семье».

3. Консультация для родителей «Развитие диалогической речи дошкольников в драматизации».

Ноябрь

1. Консультация «Артикуляционная гимнастика в помощь родителям».

2. Беседа «Развиваем речь детей с ОВЗ».

3. Беседа с родителями «Учим ребёнка общаться».

Декабрь

1. «Как развивать речь малышей».

2. Консультация для родителей «Развитие речи детей в дошкольном возрасте».

3. Новогодний утренник.

4. Родительское собрание: «Здоровье детей в наших руках».

Январь

1. Консультация «Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой».

2. Консультация для родителей «Работа с семьями по развитию речи детей дошкольного возраста».

3. Беседа для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста «Интересное рядом».

Февраль

1. Беседа на тему: «Особенности работы воспитателя с детьми с ОВЗ».

2. Консультация для родителей «Дизартрия у ребёнка. Её причины возникновения».

3. Родительское собрание: «Взаимодействие ДОО и семьями по укреплению здоровья детей».

Март

1. Консультация для родителей «Речевые игры в кругу семьи».

2. Рекомендации родителям «Поговори со мною мама».

Апрель

1. Памятка для родителей «Роль сказки в развитии речи ребёнка с ОНР».

2. Консультация для родителей «Русская мудрость в воспитании детей».

3. Беседа на тему: «Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья с ТНР».

Май

1. Беседы с родителями «Развиваем речь ребёнка».

3. Утренник : «Здравствуй лето».

5. Консультация для родителей: «Роль скороговорок в развитии речи ребёнка с ОВЗ».

6. Список литературы:

1. Примерная адаптированная основная образовательная программа для

дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б Баряева, Т. В. Волосовсц,

О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. ; Под. ред. проф Л. В. Лопатиной. —

СПб., 2014.

2. Примерная адаптированная образовательная программа МБДОО №2 «Ромашка». ст. Гиагинской.

3. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет

Методическое пособие. — М: ТЦ Сфера. 2007.

4. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток

пальчиковой гимнастики. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2009.

5. Пальчиковая гимнастика. Под ред. Узорова О. В., Нефедова Е. А. - М. : ООС

«Издательство Астрель». 2003.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья с ТНР в средней группе
Опубликовано: 25 октября 2020 в 18:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья с ТНР в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Боярчук Анастасия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД