Оксана Рязанцева
Педагогическое мероприятие по теме «Животные Крайнего Севера» в подготовительной группе «Новые приключения Умки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Новые приключения Умки»
Проблема: Как отправить Умку домой.
Игровая мотивация: Помочь медвежонку добраться до Севера.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: расширить и дополнить знания детей о животных Севера, развивать умения ориентироваться в микро и макропространстве.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Задачи:
Публикация «Педагогическое мероприятие по теме „Животные Крайнего Севера“ в подготовительной группе „Новые приключения Умки“» размещена в разделах
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
Область «Познание» : Закрепление представлений об обитателях северного полюса, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики.
Область «Коммуникация» : Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе Севера.
Область «Физическая культура» : Формирование двигательных навыков, развитие мелкой и общей моторики.
Методическое обеспечение: глобус, компас, стрелки, оборудование для опыта (емкости с водой, вазелин, сахар-рафинад, снег, салфетки влажные - все по количеству детей); модель Северного оленя, медвежонок Умка (игрушка, видеоролик северное сияние; презентация «Животные Севера», слайд с изображением иглу, снежинки, снежинки с буквами
Предварительная работа: рассматривание картин «Северные олени», «Белые медведи», «Моржи и тюлени»; чтение: Р. Рамазанов «Тюлень», «Белый медведь», «Олень», «Северное сияние»; работа с энциклопедиями, показ презентаций о животном и растительном мире Севера.
Ход деятельности:
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Я знаю, что дети в вашей группе добрые и отзывчивые, поэтому я пришла к вам за помощью.
Слышите какие-то необычные звуки? Прислушайтесь, что вы слышите?
(рев медвежонка)
Внимание на экран (фрагмент из мультфильма «Умка»)
Показ видео. Появляется маленький медвежонок (игрушка).
Умка. (говорит воспитатель) Он мальчик, он мой друг. Но я не нашел его, а сам потерялся. Я хочу домой к маме.
Воспитатель. Не плачь, Умка, мы тебе обязательно поможем, ты искал одного друга, а посмотри сколько нашел. Ребята, поможем Умке найти маму?
А что нужно делать, если ты вдруг потерялся? Что нужно знать каждому ребёнку и взрослому? (Свой адрес) А вы знаете свой адрес места проживания? Как зовут вас и ваших родителей?
Умка, а ты знаешь свой адрес, где ты живёшь?
Умка. Нет.
Но там очень, очень холодно,
Там всегда зима.
Там лежат холодные вечные снега.
Там медведи белые
Бродят круглый год.
Морж усатый медленно
В полынье плывет.
Воспитатель. Понятно. Твой дом медвежонок – Северный полюс. Мы поможем тебе вернуться туда, узнаем твой точный адрес по этим волшебным снежинкам, которые задержались на твоей спинке, Умка. Мы их сможем расколдовать, если правильно выполним все задания, прочтём слово - место, где ждёт тебя твоя мама. А попутно познакомимся с жителями севера и узнаем больше о жизни животных.
Работа с глобусом.
На Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан - Северный полюс и Антарктида - огромный участок суши - это Южный полюс. (Показ на глобусе.) Добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных. Скажите, пожалуйста, каким цветом изображен Север на карте? (белым) Почему? Правильно. Север - это ледяная пустыня. Белый цвет - это цвет снега, холода, льда. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трёхэтажного дома. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета. Северный полюс - самое холодное место на Земле. Вот здесь, среди льдин и снега, живет наш Умка.
Ребята, скажите, а у нас, в нашей местности, где мы живём, какое сейчас время года? Правильно, зима. Но в отличии от севера, у нас бывает и лето, и весна, и осень. Молодцы! (Снежинка 1)
Чтобы нам выбрать правильное направление на север, как вы думаете, ребята, что нам поможет? Компас. Красная стрелка всегда показывает на север. Отправляемся на поиск волшебных снежинок по стрелкам.
1 эксперимент. А кто мне скажет, что такое снег?
Дети. Снег – это много – много снежинок. Снежинки образуют снежный покров, сугробы – пышные снежные шапки.
Воспитатель. А, как вы думаете, почему на ладони, снежинки тают, а на земле нет? Давайте с вами сейчас проведём опыт со снегом. Возьмите немного снега (снег находится ведёрке) в ладошку и посмотрите, что получится? Так почему же снег растаял на ладошке?
Дети. Снежинки - это тоже вода, только в твёрдом состоянии. Они быстро тают от соприкосновения с теплом.
Воспитатель. Вот за то, что вы такие сообразительные, мы можем открыть ещё одну снежинку. (Снежинка 2)
А нам нужна волшебная снежинка, которая не растает. (Увидели снежинку на дне сосуда) Ребята, как же поможет нам талая вода достать снежинку со дна сосуда? Да, конечно, мы заполним этой водой сосуд, снежинка и …. Всплывет. (Снежинка 3)
Умка. Ой, сколько воды. Я так люблю купаться.
Дети. Как же ты не замерзаешь, не превращаешься в сосульку?
Воспитатель. Чтобы понять, как медвежонок приспособился к таким условиям, мы проведем опыт.
В емкость с водой опустим руку и сразу же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно, она – мокрая, т. е. покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их маслом (т. е жиром). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? (вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками) и если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь объясните случай с белым медведем. (ответы детей)
Воспитатель. Когда медведь вылезает из воды, он хорошенько встряхивается и брызги летят во все стороны, потому что у него меховые лапы и мех длинный пропитан жиром, поэтому вода не остается на лапах.
- А кто еще из животных использует эту хитрость? (водоплавающие птицы)
Презентация «Животные Севера» (снежинка 4 за экраном)
Посмотрите, там чьи-то следы. Может это следы белого медведя? Когда и где можно наблюдать следы животных? (Зимой на снегу.)
Дети идут по следам и находят оленя.
Игра с моделью Северного оленя – «Поймай оленя» (дарит снежинку 5)
Эксперимент «Строим иглу»
Воспитатель. Вот как хорошо мы поиграли, но нам нужно идти дальше к разгадке. Стрелка нас ведет сюда. (На столе кусочки сахара-рафинада)
Ребята, на что похожи эти кубики? А ещё я вам расскажу. Спасаясь, от пронизывающих ветров и холода эскимосы строят иглу. Это такой дом. Он построен из больших снежных глыб. В иглу всё из снега, даже лежанки, на которых люди спят. И окошки в иглу тоже необычные. В них вместо стекол вставлены прозрачные льдинки.
Строительство иглу из кубиков сахара-рафинада). (снежинка 6)
Фото – дома иглу (над домом северное сияние)
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный,
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет. (Северное сияние)
Воспитатель. Правильно ребята. На Севере половина года ночь и половина года день. Но Север – это не только холод и снег, а это и северное сияние, оно сверкает разными цветами. Очень красиво, когда на темном небе загораются разноцветные полосы северного сияния, дрожит, переливается, окрашивая снег в яркие цвета. Посмотрите! (Использование лампы «Звездное небо») (Снежинка 7).