Елена Савельева
Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста. Интегрированное занятие «Как на масленой неделе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как на масленой неделе…»
Цель: познакомить детей с новым материалом для лепки – холодным фарфором, и русским народным календарным праздником - Масленицей;
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с новым материалом – холодный фарфор и его свойствами, закреплять знакомые приёмы лепки (раскатывание, сплющивание, растягивание);
Продолжать знакомить детей с русским народным праздником Масленица, её значением, символами, традициями; разучивать народные подвижные игры;
Публикация «Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста, Интегрированное занятие „Как на масленой неделе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Русский народный праздник
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Развивающие: Развивать мелкую моторику и синхронизировать движение обеих рук, развивать тактильное восприятие, обобщать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, любовь к родному краю; воспитывать аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость; вызывать интерес к данному виду деятельности.
Материалы и оборудование:
Костюм «Масленицы» для воспитателя, печёные блины, шапочка в виде солнца, бубен, холодный фарфор жёлтого цвета; доски для лепки, стеки, пластмассовые стаканчики, тарелочки, колпачки от фломастеров, атласные ленточки - по количеству детей, влажные салфетки, готовое изделие солнышка из холодного фарфора (для показа, проектор, экран, ноутбук (для показа презентации).
Предварительная работа:
Беседы о русских народных праздниках, чтение русской народной сказки «Снегурочка», использование русского фольклора – потешки, пословицы, поговорки.
Используемая литература:
Князева О. Л. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Детство – Пресс
Орлова А. В. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» Владимир
Петров В. М. Гришина Г. М. Короткова Л. Д. «Праздники, игры и забавы для детей». – М. : «Сфера» 1999
Ход занятия:
Дети заходят в зал.
Воспитатель: (В костюме масленицы с блинами на подносе) Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте ребята. Я - Масленица.
Воспитатель:
Масленица-полизуха!
Полизуха, люли, полизуха!
Любят детки, люли, любят детки.
Со времен старинных, давних…
Праздник солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних
В окна вешним днем глядит.
Это Масленица мчится
Вдоль по улицам родным.
Добро пожаловать в русскую старину!
Посмотрите на экран. Я хочу познакомить вас с русским народным праздником Масленица.
А вы знаете, что это за праздник?
Дети: Да
Воспитатель: Масленица - это праздник проводов зимы и встречи весны.
Посмотрите на экран, как весело и задорно на Руси праздновали масленицу.
Масленица длилась целую неделю. А сколько это дней?
Дети: семь
Воспитатель: Правильно, ребята. Целых семь дней длился этот праздник. И все эти дни люди веселились по-разному.
Посмотрите на экран. Всю неделю взрослые и дети катались на санках, ледяных горках, пели частушки, водили хороводы, перетягивали канат. А в последний день масленицы провожали зиму и сжигали соломенное чучело – символ зимы. Но самым главным символом масленицы как вы думаете, дети, что было? Это были блины, их пекли в каждом доме.
А вам дома пекут блины?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пекли именно блины, на что они похожи.
Дети: На солнце.
Воспитатель: Да правильно на солнце, блины такие же круглые золотистые и горячие, как солнышко.
Ребята, а вы любите играть?
Дети: Да
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру, которая называется «Гори солнце ярче». Но сначала я выберу яркое солнышко – ты будешь водящий.
Правила игры: Водящий солнышко стоит в середине, а мы водим вокруг него хоровод и произносим слова:
Гори, солнце, ярче -
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
По моему сигналу все игроки разбегаются по залу, а когда я скажу слово «Гори» - водящий солнышко должен быстро поймать кого-то из ребят. Кого водящий поймает тот и будет новым солнышком.
Физкультминутка «Гори солнце ярче»
Воспитатель: Ребята вам понравилась русская народная игра «Гори солнце ярче»
Дети: Да
Воспитатель: А теперь подойдите все ко мне. Я вам уже говорила, что на масленицу все пекут блины, потому что они похожи на весеннее солнышко. Мы тоже сейчас приготовим блины – солнышки.
Скажите – вы любите лепить?
Дети: Да
Воспитатель: А из чего вы лепите?
Дети: Из пластилина, глины, теста, снега.
Воспитатель: Молодцы, мы сейчас с вами будем лепить, блины-солнышки, но не из пластилина, а из нового материала, который называется холодный фарфор, это новый для вас материал, совсем не знакомый, он очень мягкий и эластичный, а когда высыхает, становится очень твёрдым и прочным. Холодный фарфор делается из крахмала и вазелина, а в нужный цвет его красят краской гуашь.
Садитесь за столы, сначала садятся девочки, потом мальчики. Положите руки на колени и смотрите на меня. Вот такие медальоны – солнышки у вас должны получиться.
Посмотрите на тарелочки, пред вами холодный фарфор, какого он цвета?
Дети: жёлтого.
Воспитатель: Правильно, жёлтого, как солнышко, возьмите в руки холодный фарфор, этот вид материала для лепки вам еще не знаком, но я уверена, что вам очень понравиться с ним работать. А теперь хорошенько разомните его в ладошках. Затем, скатайте из кусочка шарик. Дальше из шарика сделаем блин. Положите шарик на доску и придавите ладошкой. Для того чтобы блин был ровный, нужно взять стакан, перевернуть его и надавить на заготовку. Лишний холодный фарфор положите на тарелочку. Скажите, как нужно украсить блин, чтобы он стал похожим на солнышко?
Дети: Сделать глазки ротик и лучики.
Воспитатель: Правильно, ребята, нужно сделать лучики и глазки, а какой формы глазки? Сколько их? Оторвите от остатков холодного фарфора маленький кусочек и скатайте глазки. Теперь сделайте ротик, скатайте тонкую, маленькую колбаску и сделайте солнышку улыбку, ведь ему очень весело от того что праздник масленица. Для того чтобы это солнышко повесить на ленточке, нужно сделать в нем отверстие. Возьмите колпачок от фломастера, и надавите им на солнышко. Чего же ещё не хватает вашим солнышкам?
Дети: лучиков.
Воспитатель: Возьмите стеки и сделайте по краям солнышка маленькие надрезы – это и будут лучики.
Воспитатель:Какие же вы молодцы ребята, у вас получились очень красивые солнышки. Когда они высохнут, вы можете протянуть через отверстие дырочку и вставить ленточку. У вас получатся медальоны, которые вы сможете подарить своим друзьям на масленицу. Вытирайте руки, возьмите свои работы и подойдите ко мне.
Воспитатель: Что мы лепили сегодня?
Из чего мы лепили солнышки?
С каким русским народным праздником мы сегодня познакомились?
Сколько дней длится масленица?
Что делали люди все эти семь дней?
Что пекли на масленицу, почему.
Наш встреча подошла к концу. Спасибо вам ребята за веселье и радость. Сегодня вы были молодцы.
Я масленица – широкая, хлебосольная, приготовила для вас угощенье, конечно же это блины. Сейчас вы пойдёте к себе в группу и покушаете блины. До свидания.