Михель Анастасия Евгеньевна
Педагогический творческий проект в ДОУ «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-7 лет "Ловкие пальчики"
Долгосрочный проект в ДОУ "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-7 лет "Ловкие пальчики"" рассчитан на создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук (а мы знаем, чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше развита речь) для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом.
Публикация «Педагогический творческий проект в ДОУ „Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5–7 лет“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Педагогический творческий проект в ДОУ "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-7 лет "Ловкие пальчики"" определяет роль двигательного анализатора в формировании речевой деятельности, а также содержит описание исследования состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. На основании проведенного исследования педагог установила уровни сформированности мелкой моторики рук у исследуемых групп детей и разработала направления и содержание работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Оглавление
Введение
1. Роль двигательного анализатора в формировании речевой деятельности.
2. Исследование состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
3. Сравнительные данные полученные в процессе выполнения всех заданий.
4. Уровни сформированности мелкой моторики рук у исследуемых групп детей.
5. Направления и содержание работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
6. Динамика мелкой моторики детей с нарушениями речи после проведённого формирующего эксперимента.
7. Уровни развития мелкой моторики рук у исследуемых групп детей.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, о характере.
Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Глаза боятся, а руки делают», «Как рукой сняло».
Во всём этом отражается психология, внутренний мир человека. В своей книге В. А. Сухомлинский писал: «Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой моторикой.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.
Актуальность данной работы обусловлена потребностью в дошкольном возрасте развития механизмов, необходимых для овладения письмом, создания условий для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыка ручной умелости.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.
Цель проекта : создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук (а мы знаем чем лучше развита мелкая моторика тем лучше развита речь) для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом.
Задачи проекта :
Воспитательные:
воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
воспитывать внимательность к выполнению заданий;
воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Развивающие :
развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Образовательные:
научить детей владеть графическими навыками письма.
Участники проекта :
Дети
Педагоги
Родители
Срок реализации: 2 года (с 1 сентября по 30 мая)
Ожидаемые результаты:
Совершенствование ловкости и точности движений, улучшения внимания, терпеливости.
Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыкам письма.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Овладение приёмами работы с разными инструментами.
Речь детей станет чёткой, правильной.
Формы проведения итогов реализации проекта
Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:
самостоятельная речь;
выставки работ;
участие в конкурса
Роль двигательного анализатора в формировании речевой деятельности
Движения руки всегда тесно связаны
с речью и способствуют её развитию
В. М. Бехтерев
Изучением роли двигательного анализатора в развитии речевой деятельности занимались такие учё ные как : Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, М. М. Кольцова, И. П. Павлов, Л. Ф. Фомина.
Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.
Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикулярный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями.
У здорового ребёнка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. М. М. Кольцова экспериментально доказала, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной. Взаимность между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчёркивается многими исследователями. Таким образом, развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
Н. А. Бернштейн разработал теорию организации движений и отнёс речь к высшему уровню организации движений. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения, которые необходимо учитывать при коррекционной работе с различными формами речевой патологии, характеризующейся нарушением произвольных моторных актов.
На начальном этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включённым в данную ситуацию. На втором этапе намечается двигательная задача и образ того, что должно быть. Двигательная задача постепенно усложняется. По ходу выполнения движения ЦНС осуществляет коррекцию с тем чтобы поставленная двигательная задача и модель (эталон) будущего движения совпали.
На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи, т. е. индивид сам намечает цель и содержание движений и адекватные средства, с помощью которых он может решить двигательную задачу. На четвё ртом этапе осуществляется фактическое выполнение движений: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений. Нарушение одного из компонентов координации (точность, плавность) ведёт к нарушению движения.
Л. В. Фомина обследовала детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, и развитие первой способствует развитию второй. Кольцовой М. М с сотрудниками Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков АНМ СССР установлено:
что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны;
что работа над движениями пальцев рук действительно стимулирует созревание центральной нервной системы, что проявляется, в частности, в ускорении развития речи ребёнка.
Высказывание И. П. Павлова о том, что «речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга», подтверждается многими исследователями детской речи. Поэтому при изучении проблемы, как стимулировать развитие речи ребёнка, возникла мысль об использовании мышечных ощущений от речевого аппарата.
Посмотрев «карту» головного мозга, можно увидеть, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, а площадь двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Величина проекции кисти и её близость к моторной речевой зоне навели многих учёных на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи речевой функции и двигательной функции рук. Так, было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека утрачивается не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, даже когда сама область двигательной проекции пальцев не затронута.
Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и т. д., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп [6, с. 43-46 ].
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Её необходимость осваивать, т. к. навыки тонкой моторики помогают ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познавать мир, в котором он живёт. Навыки тонкой моторики помогают ребёнку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество – игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребёнка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.
Бернштейн считает, что сущность развития моторики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном созревании морфологических субстратов, а в накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта человека.
Нельзя исключить ещё один фактор трудностей формирования тонко координированных действий. Моторная неловкость в выполнении манипуляторных действий, трудности в овладении ими, неудачи и частое недовольство взрослых вынуждают ребёнка избегать выполнения действий, которые сложны, поэтому платье с мелкими пуговицами «не нравится», новый конструктор «совсем неинтересный, лучше поиграю с машинками»,вязать, лепить, конструировать «неинтересно, не хочется».
Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, - инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движение рукой: ведь необходимые движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти, руки, туловища, если ребёнок может управлять ими, контролировать их. При этом возраст 5 -7 лет является сензитивным для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки – она дала возможность путём указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
М. М. Кольцова подчёркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребёнка. Проведя ряд наблюдений и исследований она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.
Автор пишет: «говоря о периоде подготовки ребёнка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук». Она говорит, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать ещё одной речевой областью мозга. Связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук она рассматривает, как мощный физиологический стимул развития речи детей.
Таким образом, можно отметить что, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчётливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребёнка (это доказано как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой работы дефектологов). Своевременное развитие движений пальцев рук, способствуют развитию речи.