Герасименко Татьяна Васильевна
Педагогический тренинг «Современные подходы к изучению окружающего мира посредством музыкально-ритмической деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
" Современные подходы к формированию познавательного, эмоционально
- нравственного и практически деятельностного отношения к окружающему
миру через музыкально - ритмическую деятельность".
Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем?
Удивиться, узнать, полюбить?
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши!
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Публикация «Педагогический тренинг „Современные подходы к изучению окружающего мира посредством музыкально-ритмической деятельности“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
- На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы. Этот аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях «экологическое образование и воспитание», «экология человека», «экология души» и некоторых других. Отдельным понятием я сегодня хочу выделить «экологию движения». Во-первых, для адаптации к окружающей среде человек должен двигаться очень активно, так как движение играет большую роль в социально-биологическом процессе. А во-вторых, ребенок – существо двигательное по своей природе, ему свойственно находиться в движении, поэтому целесообразно использовать ресурсы музыки и движения, применять разные виды музыкального движения для закрепления полученных знаний, умений и навыков экологического характера.
Музыкальное движение в процессе экологического развития ребенка – это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей музыкально-эстетической среды. Использование двигательных заданий позволяет добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это особенно важно для детей, отличающихся неустойчивым психоэмоциональным состоянием и быстрой утомляемостью.
Через музыкально - ритмическую деятельность дети доступнее познают красоту природы, ощущают любовь ко всему живому.
Использование движения как средства экологогического воспитания детей важно по целому ряду причин:
• воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним;
• формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;
• рассмотрение связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях;
• формирование целостной системы знаний и умений, развивающих у детей планетарное мышление на основе формирования социально-экологического идеала;
• становление начального этапа духовно богатой, творческой, саморазвивающейся личности, воспитание нравственности, широкого кругозора, развитие творчества через восприятие красоты музыки и движения.
В работе по экологическому воспитанию детей я использую разные виды движений, в которых присутствует активная, экологически направленная или развивающая, в соответствии с поставленными воспитательными задачами, деятельность.
При организации эколого-ориентированных видов музыкального движения прежде всего ставлю перед собой следующие задачи:
• развивать эмоционально-положительного отношения к окружающему миру,
умение видеть его красоту и неповторимость;
• развивать понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей влечет за собой другие изменения;
• формировать у ребёнка понимание самоценности природы и осознавать себя частью природы;
• формировать желание сохранить окружающую среду;
• способствовать усвоению основ экологической безопасности;
• способствовать усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании воды, энергии в быту;
• формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни;
• воспитывать уважительное отношение ко всем видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий.
Таким образом, эколого-ориентированное музыкальное движение способствует не только закреплению знаний экологического характера, но и помогает детям в сочетании с музыкой, пластикой своего тела, показать эмоционально, выразительно, осознанно собственное отношение к изображаемому персонажу, явлению, что будет способствовать возникновению у ребенка позитивных чувств – любви, сострадания, восхищения, удивления и тд.
К активным и продуктивным формам работы по экологическому воспитанию относиться музыкально - ритмическая деятельность, которая включает в себя - игры, пластические этюды, упражнения, танцы.
Практическая часть:
1. Игры - делятся на сюжетные, в которых дети отражают взаимосвязь в природе,
обыгрывают природные персонажи и несюжетные, в которых отражаются
явления природы, свойства природных объектов и игры - импровизации.
Музыкально - подвижная игра "В гости к мишке" муз. Л. Хисматуллина
(младший дошкольный возраст)
Цель: учить выполнять игровые действия по тексту песни, реагировать на смену
частей в музыке. Создавать радостную атмосферу. Воспитывать любовь и
бережное отношение к животным.
Ход игры:
"Мишка" спит в углу зала. Дети под музыку подходят к нему и начинают хлопать. "Мишка" просыпается, рычит и догоняет детей.
Предварительно с детьми проводиться беседа о том, как выглядит мишка, где живет, чем питается. С помощью данной игры ребёнок осознаёт, что мишка зимой спит, набирается сил и его нельзя тревожить.
Музыкально - подвижная игра «Кто где живет»
(старший дошкольный возраст)
Цель: закрепить умение определять место обитания животного. Воспитывать
любовь к природе.
Ход игры:
Дети делятся на три команды: «Карасики», «Синички», «Лисички». Разложить на полу картинки с изображением мест обитания животных: нора, дерево, река. Под музыку дети в образе животных двигаются по залу. Когда музыка перестает звучать, дети подходят к «своим» домикам. Кто ошибается, выбывает из игры. По ходу игры командам можно менять названия и соответственно картинки разложить в другом порядке.
Музыкальная игра - импровизация : "Кто вышел погулять?"
(старший дошкольный возраст)
Цель: учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом. Расширять представления детей о многообразии животного мира.
Ход игры:
Дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация).
После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.
Подвижная игра «Капелька, озеро, ручеек, тучка»
(старший дошкольный возраст)
Цель: закрепить представления о разных состояниях воды.
Ход игры:
Игроки свободно двигаются по залу под музыку. Когда произносят «Капельки» - дети замирают на месте. Когда говорят: «Озеро!»- приседают и образуют круг. Когда говорят «Ручеек»- берутся за руки и двигаются змейкой по залу. Когда произносят «Тучка»- образуют круг и поднимают руки вверх. Следить за тем, правильно ли дети выполняют двигательные задачи.
Подвижная игра "Найди цветок для бабочки"
(старший дошкольный возраст)
Цель: развивать у детей внимание, упражнять детей в умении различать и называть
основные цвета, развивать сенсорные навыки. Воспитывать бережное
отношение к насекомым.
Предварительная работа: Беседа о внешнем виде, о строении тела, о том, что пыльца и нектар - главный рацион бабочек. Акцентировать внимание на том, что бабочка относиться к отряду насекомых.
Ход игры:
Под музыку бабочки летают. Когда музыка перестает звучать, предложить детям помочь бабочкам найти свои цветы. Если бабочка, например, красного цвета, то её нужно посадить на цветок красного цвета.
Подвижная игра "День и ночь"
Цель: различать контрастную музыку и передавать это в движении. Развивать умение определять смену времени суток. Закреплять понятия времени суток (ночь, день).
Ход игры:
Дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки – садятся на корточки (ночь).
2. Ритмические упражнения подразделяются на игровые и танцевальные.
Назначение упражнений заключается в развитии у детей актерского мастерства,
совершенствовании движений, правильной передаче образа.
Музыкально - ритмическое упражнение "Мишка косолапый" муз. и сл. А Усачёв
(младший дошкольный возраст)
Цель: формировать умение выполнять движения, в соответствии с текстом песни.
Закреплять знания детей о животных. Воспитывать бережное отношение к ним.
Мишка косолапый по лесу идет. (идут вперевалочку)
Шишки собирает,песенку поет. (наклоняются, «собирают шишки»)
Белка озорница,с ветки скок-поскок. (прыгают)
Шишку уронила, прямо мишке в лоб. (стучат ладонями по лбу)
Больше я не буду по лесу гулять.
Больше я не буду шишки собирать. (грозят пальчиком)
Лучше я в берлоге буду крепко спать. (приседают, ладошки под щечку)
Музыкальный руководитель : - Ребятки, кому шишка в лоб попала?
Как двигается мишка?
А где мишка живет?
А что он любит есть?
Ритмическое упражнение "Скворушки"
(старший дошкольный возраст)
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство
ритма. Закрепить знания детей о птицах.
Ход игры:
Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носочки и опускаются на пятки в текст чтению.
Сквору-сквору-скворушки,
Распушили пёрышки,
Птицы в стаю собрались,
Птицы к югу понеслись.
Музыкальный руководитель : Где живут скворушки? Какого цвета у них пёрышки? Чем питаются? и тд.
Ритмическое упражнение "На птичьем дворе"
(средний дошкольный возраст)
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Закреплять знания детей о детёнышах животных.
Ход игры:
Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носки и опускаются на пятки в такт чтению.
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
Упражнение «Солнце и тучки"
(младший дошкольный возраст)
Цель: Активизировать знания детей о явлениях природы. Закрепить умение детей реагировать на двухчастную музыку.
Ход игры:
Дети лежат на ковриках. Поочерёдно звучит разнохарактерная музыка. Музыкальный руководитель включает мажорную музыку - это «солнышко», дети расслабляются, изображая руками и ногами лучики солнца, либо звучит минорная музыка «тучки» - дети сжимаются в комочек.
Ритмическое упражнение "Перелётные птицы".
(старший дошкольный возраст)
Цель: Развивать чувство ритма, пластику рук. Закреплять знания детей о птицах.
Ход игры:
Ведущий и дети проговаривают стихотворение, руками совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре.
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка-
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
Музыкально - подвижная игра «Птенчики»
(средний дошкольный возраст)
Цель: Учить детей правильно называть взрослых птиц и их птенцов. Развивать
умение действовать по сигналу, пространственную ориентацию.
Игровое действие: Используются шапочки птиц. Дети делятся на две группы -
одни изображают взрослых птиц, другие птенцов. Дети двигаются по залу под
музыку. По сигналу педагога они объединяются в пары.
Образец речи детей: «Я утка, вот мой птенец. Я утёнок, вот моя мама».
Экологическая игра-превращения «Ходят капельки по кругу»
(старший дошкольный возраст)
Цель: развивать у детей воображение, фантазию; способность идентифицировать
себя с капельками дождя.
Ход игры:
Муз. руководитель предлагает детям представить, что она мама- тучка, а все дети- капельки дождя и под музыку выполнять те действия, которые она будет озвучивать. (Звучит музыка, напоминающая дождь) : Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.
Скучно им стало. Собрались они вместе и потекли маленькими, весёлыми ручейками (дети берутся за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (дети соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки в большой реке, путешествуют, хорошо им вместе. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).
Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (дети присели, а затем стали подниматься на носочки и вытягивать руки вверх).
Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме-тучке (дети поочередно подбегают к педагогу).
После проведения игры, педагог уточняет, понравилось ли детям быть в роли капелек и дождя. Почему, когда засветило солнышко, капельки вернулись к маме-тучке?
3. Этюды - пластические, сюжетные, этюды - настроения. Этюды-настроения – это двигательное воплощение изменчивых природных явлений (времена года, погода); передача характера и повадок природных персонажей, а также двигательное воплощение основного настроения музыкального произведения, контрастных эмоциональных состояний. Этюды - сюжеты подразумевают обыгрывание экологических сюжетных рассказов, сказок, передачу эмоционального состояния изображаемого персонажа. При этом от детей младшего возраста требуется простейшая имитация движений. В среднем возрасте повышаются требования к сходству с образом, к переживаниям его. В старшем возрасте требуются эмоциональные, выразительные движения, осознанное отношение к ним, формирование своего отношения к окружающему миру.
Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения.
Детям представляется возможность быть бабочкой, птичкой, дождинкой или снежинкой, ребёнок в пластике ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску которую даёт музыка. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, вкрадчивый, легкий шаг лисы, хомячок, набивший зерном щечки, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, передают повадки – забавных щенят, козлят, лошадок. Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя свирепым львом, то красивым нежным цветком, пчёлкой и др.). Из музыкальных образов дети узнают, что кошечка - это мама котят, курочка - мама цыплят. Как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. А если ребята поют "пейте дети молоко - будете здоровы", то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове, зная, что она дает молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что животные - хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных, помогать им. Появляется любовь к живой природе.
Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках и тд.
Двигательный этюд - превращение «Путешествие водяной капельки»
(старший дошкольный возраст)
(Рассказ сопровождается движениями, выполняемыми вместе с педагогом под музыку.)
Предварительная работа: Беседа с детьми о свойствах воды (вкус, запах, прозрачность, бесцветность, текучесть, испаряемость, о трёх её состояниях (жидком, твёрдом и газообразном, о значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе.
Цель: Обогатить знания детей о воде. Формировать интерес к природе. Закреплять знания о многообразии природных объектов; о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы; навыки экологически грамотного поведения в природе.
Формировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот со свойствами воды (переход из одного состояния в другое). Развивать любознательность, умение анализировать обобщать полученные знания. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к воде.
Ход игры:
(Дети сидят на ковре в позе «клубочек»).
Удобно устроившись в бутоне цветка, Капелька не спешила открывать свои хрустальные глазки. Она очень любила эти короткие минуты раннего утра, когда ещё не взошло солнце. «Так неприятно, когда оно начинает припекать, а то ещё, чего доброго, совсем иссушит меня», - думала Капелька, прячась глубже в сердцевину цветка. Но всё живое тянулось к солнцу, и цветок тоже повернул своё яркое соцветие к теплу.
(Тянем ручки вверх, раскрываем ладошки, медленно поднимаемся).
Лепестки раскрылись, и жаркие солнечные лучи обожгли Капельку. «Ох…», - жалобно простонала она и тут же почувствовала, как некая сила стала поднимать её в воздух. Вместе с нею начали испаряться и другие капельки. Многие из них, взявшись за руки, образовали хоровод.
(Берутся за руки и образуют хоровод).
И вот уже лёгкие танцующие облачка где-то группами, а кое-кто поодиночке, поплыли в дальние края, всё дальше и дальше от родной сторонки.
(Дети начинают движение по кругу.)
«Оказывается, испаряться совсем не страшно, - подумала Капелька, - и сверху мне даже лучше видно…». Красочные картинки менялись одна за другой. Когда скорость танца движущихся облаков становилась быстрее, капелька не успевала рассматривать землю.
(Двигаются быстрее по кругу, на носочках)
Вдруг порыв ветра перемешал облачный хоровод.
(«Капельки» кружатся вокруг себя)
Капелька оглянулась и с ужасом увидела, что белые воздушные платьица её подружек превратились в плотные и серые, точно грязная вата прилипла к небосводу.
(Показать "удивление")
Радовало одно: маленькие водяные хрусталики были все вместе, и ничто не могло помешать их полёту.
(Дети, взявшись за руки, сходятся в середину круга)
И вот вдали показались горы. Будто вырастая по волшебству, с каждым мгновением они приближались всё ближе и ближе. Облака пытались слегка обойти их, но жуткие чёрные исполины, один из которых был в белой шапке, встали стеной. Серые облака почернели от горя в ожидании неминуемой беды. Капельки попрощались друг с другом и бросились вниз.
(Дети отпускают ручки и разбегаются в стороны, потом приседают)
А белые шапочки высоких холодных гор протянули руку помощи своим сёстрам-капелькам – холодные ручейки побежали с крутых горных вершин вниз, где их с благодарностью принимала земля.
(Детям раздаются голубые ленточки, они превращаются в ручейки. Прозрачное и прохладное тельце Капельки коснулось земли и проникло в неё. От каждого мига погружения в почву становилось всё прохладнее. Мутные грязные потоки бурлили и делались полноводнее.
(Бежим с ленточками по кругу, наращивая темп)
Шум от водяных потоков оглушал Капельку. Непонятная стихия уносила её всё дальше и дальше. Вдруг кромешная тьма окружила Капельку.
(Дети сходятся в центре, ленточки поднимают наверх)
Наверное, я попала в подземную реку, - догадалась она. И пока путешественница раздумывала над случившимся, прозрачные воды вынесли её к морю.
(Дети расходятся, образую большой круг, ленточки оставить на полу.)
«Да здесь капельки со всего мира, - восхищалась она, - неужели с ними приключилось то же самое, что и со мной?» «Да-да-да» - ответил ей бурный поток, унося её всё дальше в море. Наконец, ненастье улеглось. Море успокоилось. Капелька лежала на поверхности водной глади и отдыхала.
(Медленные покачивающие движения вправо и влево.)
Ничто не предвещало беды. Но вот выглянуло солнце. Его обжигающие лучи подхватили Капельку и подняли в воздух
(Потянули ручки вверх и закружились.)
И снова облачный хоровод в невесомом танце перенёс её в другие края. «Кап-кап-кап», - заплакали облака, и обильный дождик начал поливать растения…
(Дети приседают и стучат ладошками по ковру.)
Капелька падала с высоты и при этом совсем не боялась. Теперь она знала точно, что не погибнет. Капелька просочилась вглубь почвы, а там её приняли корни прекрасного цветка. По стеблю она добралась до листьев и, наконец, до бутона. В цветке она сможет выспаться и отдохнуть до первых жарких солнечных лучей, чтобы потом снова отправиться в путешествие.
(Сворачиваются в позу «клубочек»)
А придёт время – она расскажет своим детям и внукам об этих путешествиях в дальние страны, о прекрасном облачном танце, о подземных бушующих водах и о жарком солнце, которого совсем не стоит бояться…
- Понравилось ли вам быть в роли капелек? Где путешествовали капельки? В каких состояниях они находились? (жидком и газообразном)
3. Хоровод – это массовый танец, его рисунок – простой круг – олицетворяет движение Солнца вокруг Земли. В хороводе разыгрываются целые сценки, участники изображают животных и птиц, насекомых, растения.
Хоровод " Мы на луг ходили. " (русск. нар. мел.)
Цель: формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живой природе.
4. Танец. Постановка танца, создание интересного композиционного рисунка, подборка образа, связанного с природой, помогает каждому ребенку сформировать трепетное отношение к природе, умение ее любить и ценить.
- Что же такое красота, доброта, любовь? Это природа. А природа - это есть музыка и движение! Только через познание природных явлений можно воспитывать интерес и любовь к красивой музыке и экологической культуре.
Впереди долгожданное лето. В завершении своего выступления, приглашаю всех на танец, который вы можете использовать в качестве флэш - моба, на предстоящем празднике - Международный День защиты детей.
Танцевальная композиция "Лето" гр. "Волшебники двора"
Итог: В завершении хочется сказать, что музыкально - ритмическая деятельность играет особую роль в экологическом воспитании, которая заключается в интенсивном развитии познавательного, эмоционально - нравственного и практически деятельностного отношения к окружающему миру, которая реализует условные, подражательные, образно-выразительные движения человеческого тела; она содержит технологии, позволяющие включить ребенка в творческий процесс по созданию образов природы.
Окружающий мир, воплощенный в музыке - это мир прекрасного, познав который, ребенок никогда не будет губить и уничтожать его.