Наталья Ермилова
Педагогический среднесрочный проект в старшей группе «Удивительный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей 5 – 6 лет по теме «Удивительный мир насекомых». Материалы проекта будет полезны воспитателям для проведения мероприятий по теме «Насекомые». Этот проект направлен на систематизацию знаний детей о пользе и вреде насекомых, развитию поисково-исследовательской деятельности, решение задач бережного отношения к природе.
Вид проекта: среднесрочный
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: 1 месяц - май
Публикация «Педагогический среднесрочный проект в старшей группе „Удивительный мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Участники проекта: воспитатели, дети, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Актуальность проблемы: во время прогулки дети наблюдали за насекомыми. В ходе наблюдения, было выявлено, что реакция у детей на насекомых была неоднозначная. Часть детей выражали радость и интерес, другие – пугались, третьи - предлагали уничтожить насекомых. В ходе диалога выяснилось, что знаний дошкольников о насекомых недостаточно. Отсюда возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»
Цель проекта: расширить представления детей о мире насекомых.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и исследовательскую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.
2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Ожидаемые результаты:
- дети должны владеть обобщающим понятием «Насекомые», знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, плавает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
- знать о пользе, которую приносят насекомые людям и растениям;
- знать о вреде, которую приносят насекомые людям, животным, растениям (мухи, тараканы, слепни, домашние муравьи, блохи и др.).
Продукты проектной деятельности:
- Спектакль по мотивам басни И. А. Крылова «Муравей и стрекоза»;
- Развивающие игры, сделанные своими руками: Лото «Насекомые», дидактическая игра «Насекомые»;
- Фотографии мероприятий (занятий, наблюдений, подвижных игр, спектакля, музея и т. д.);
- Экспонаты коллекции «Насекомые»;
- Консультации для родителей на темы: «Наблюдения за насекомыми во дворе, на даче, в деревне, в природе», «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых»;
- Выставка рисунков: «Бабочка-красавица», «Божьи коровки»;
- Лепка: «Насекомые»;
- Коллективная работа: «Мир насекомых в творчестве детей»;
- Презентация проекта.
Работа по проекту с детьми:
1 этап: Подготовительный
- Разработка этапов проектной деятельности;
- Обозначение мероприятий по реализации проекта;
- Составление примерного плана проекта.
2 этап: Практический
- Проведение с детьми бесед;
- Проведение подвижных, дидактических игр;
- Наблюдения за насекомыми;
- Чтение художественной литературы детям, загадывание загадок о насекомых, разучивание стихотворений;
- Выставка рисунков: «Божьи - коровки», «Бабочка-красавица»;
- Коллективная работа: «Царство насекомых».
3 этап: Заключительный
- Обогащение знаний детей о насекомых;
- Развитие познавательной активности, любознательности.
Основные направления реализации проекта по образовательным областям:
Познавательное развитие
-беседы: «Что знают дети о насекомых?»; «Насекомые»; «Насекомые: польза и вред»
- наблюдение за насекомыми в природе окружающего мира;
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
- знакомство со строением насекомых на примере осы;
- рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедий с изображением насекомых;
- просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Мир насекомых», «Муха цокотуха»;
- наблюдение за полетом вертолета, сравнение его со стрекозой;
- дидактические и настольно печатные игры по теме «Насекомые»: «Разрезные картинки», «Вредный – полезный», «Четвертый – лишний», «Лото», «Двойняшки», «Где спрятались насекомые?», «Найди отличия».
Речевое развитие
- ситуативная беседа по теме: «Мир насекомых», «Берегись насекомых!»
- составление рассказов о насекомых по картинкам: «Жизнь муравейника», «Бабочки на полянке», «Стрекоза»;
- словесные игры: «Назови ласково», «Один - много», «Закончи предложение», «Какой, какая, или подбери признак», «Игра в слов»;
- отгадывание загадок;
- разучивание стихов о насекомых;
- объяснение крылатых выражений типа: «Какая муха тебя укусила?», «Тружусь как пчела», «Сделать из мухи слона», «Он мухи не обидит»;
- чтение художественной литературы:
К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище», В. Степанова «Стрекоза», В. В. Бианки «Хвосты», В. Д. Берестов «Честное гусенечное», Н. Гали «Муравьиные истории», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост», А. В. Митяев «Муравей и космонавт», В. Брагин «В стране дремучих трав», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», К. Ушинский «Пчёлки на разведках»;», Н. Абрамцевой «Сказка о веселой пчеле», Н. Майер «Паучок-художник», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Художественно-эстетическое развитие
- обучение рисованию насекомых «Учимся рисовать насекомых» - «Божьи коровки»;
- рисование нетрадиционным способом. Техника «Набрызг» по трафарету «Бабочка- Красавица»;
- лепка «Насекомые»;
- аппликация с использованием бросового материала «Пчелка Майя»;
- коллективная работа «Мир насекомых в творчестве детей» - лепка, рисование, аппликация;
- рисование мелками на асфальте;
- дорисуй насекомое по образцу;
- раскраски - насекомые;
- прослушивание и узнавание музыкальных произведений Н. Римский-Корсаков «Полет Шмеля», С. Прокофьев. "Детская музыка" - №7 "Шествие кузнечиков", Р. Шуман «Бабочки», «В траве сидел кузнечик».
Социально-коммуникативное развитие
- творческие игры с игрушками и муляжами насекомыми;
- игры по сюжетам мультфильмов «Лунтик», «Пчелка Майя» (с использованием игрушек главных персонажей мультсериалов);
- подбор коллекции насекомых игрушечных муляжей;
- выполнение трудовых поручений, уборка рабочего места;
- помощь в оформлении выставки «Мир насекомых»;
- беседы: «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…», «Почему нужно беречь природу», «Как уберечься от опасных насекомых», «Об укусах и первой помощи».
Физическое развитие
- подвижные игры «Мед и пчелы», «Паук и мухи», «Бабочка»; «Летает, прыгает, ползает» (изображать способы передвижения насекомых);
- пальчиковая гимнастика «Жук-портной», «Сороконожки», «Пчела»;
- игра малой подвижности «Мяч бросай - насекомых называй»;
- гимнастика для глаз «Стрекоза».
Участие музыкального руководителя ДОУ: постановка танцев для спектакля по басни А. Крылова «Муравей и стрекоза», разучивание песен, подбор аудиозаписей, аккомпанирование на спектакле, слушание музыки и музыкально-дидактические игры на занятиях по теме проекта.
Сотрудничество с семьёй:
- приобщение к миру искусства посещение выставок и музеев;
- изготовление совместных с детьми поделок на тему: «Насекомые – наши друзья»;
- подготовка к спектаклю. Изготовление и реставрация костюмов к спектаклю «Муравей и стрекоза»;
- пополнение предметно-развивающей среды в группе по теме: «Насекомые»;
- консультации для родителей на темы: «Наблюдения за насекомыми во дворе, на даче, в деревне, в природе», «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2002.
2. Давидчук А. Н., Селихова Л. Г. Дидактическая игра –средство развития дошкольников 3-7 лет. - М. : ТЦ Сфера,2010.
3. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. - М. : педагогическое общество России, 2010.
4. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? - М., 2003.