Людмила Уварова
Педагогический совет «Создание в детском саду необходимых условий для охраны и укрепления здоровья дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из приоритетных задач, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Поэтому перед педагогическим коллективом нашего детского сада в приоритете создание условий для сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, их полноценного физического развития.
Публикация «Педагогический совет „Создание в детском саду необходимых условий для охраны и укрепления здоровья дошкольников“» размещена в разделах
И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Но в последнее время наблюдается неблагоприятная картина состояния здоровья детей дошкольного возраста и тенденция его ухудшения.
Мониторинг, проводимый на начало учебного года по физическому развитию в нашей группе, составлял 2,9 балла (58%). Самый высокий балл (3,2 балла) у Васильченко Максима, Колесник Наташи, Мелиховой Даши, Мельниковой Полины, Петрич Руслана; 2,5 балла набрали Магомедова Ангела, Кеммед Николь.
Анализ заболеваемости в группе показал, что в сентябре-октябре месяцах процент заболеваемости составлял - 27%, в ноябре – 6%. Чаще всего болеют Асеева Настя, Кеммед Николь, Саусь Татьяна.
Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают, поэтому в нашем учреждении в течение последних лет в качестве создания условий по охране и укреплению здоровья своих воспитанников проводятся семинары-практикумы для воспитателей по физическому развитию и организации двигательной деятельности.
Опыт, приобретенный на семинарах, помог педагогам нашей группы определить основные задачи для решения проблемы:
1). Создать и обеспечить реализацию в группе санитарных условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанников;
2). Создание педагогических условий здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
По первой задаче в нашей группе, как и во всем детском саду, проводится работа в следующих направлениях:
- соблюдение чистоты и порядка в помещениях группы, а также своевременное и ежедневное проветривание этих помещений согласно графику;
- качественная и тщательная уборка помещений группы (мест сантехнических узлов и личной гигиены, в том числе с использованием с применением моющих и дезинфицирующих средств в условиях распространения коронавирусной инфекции;
- наличие у детей одежды и обуви для прогулок в соответствии с сезоном, а также наличие сменной одежды в группе;
- проведение утреннего фильтра детей при приеме в группу;
- соблюдение четкого контроля за детьми в течение дня и в случае заболевания ребенка отстранения от коллектива;
- проведение закаливающих мероприятий, согласно утвержденного медицинским работником перечня.
Благодаря совместной работе с педагогом-психологом и медицинским работником воспитатели выстраивают работу по охране здоровья с учетом :
- индивидуальных особенностей детей: возраст, пол, уровень развития высшей нервной деятельности, (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов, коммуникативные свойства личности (общительность, замкнутость, индивидуальные особенности психического состояния (тревожность, агрессия, депрессия);
- профилактики заболеваний и оздоровления : профилактические осмотры медсестры, вакцинация, витаминизация блюд.
Все это позволяет продуктивно построить систему отношений «педагог-ребенок» : выбрать стиль общения, регулировать темп, объем физической нагрузки.
Например, в группе есть как гиперактивные дети (Петрич Руслан, Колесник Наталья, Мелихова Дарья, так и малоподвижные – Магомедова Ангела, Кеммед Николь.
Вопросу организации предметно-пространственной среды для физического развития детей мы уделили важное внимание при оборудовании нашей группы, она содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
1). Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей. Она обеспечивает двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.
В первую очередь в работе используется спортивное оборудование детского сада, находящееся в музыкальном зале, но в спортивном уголке нашей группы также присутствуют атрибуты, предназначенные для проведения соревнований и спортивных игр: скакалки, обручи, мячи, кольцеброс, боулинг, теннис, дартс, ленточки для упражнений и т. д.
Учителем-логопедом используются: массажные мячики Су-джок, детские кистевые эспандеры, эластичные колечки и т. д.
После сна дети каждый день пользуются закаливающей дорожкой.
Также для организации двигательной активности детей воспитателями подобран дидактический материал:
- Картотека подвижных игр;
- Картотека дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, физминуток;
- Иллюстративный материал для ознакомления детей с видами спорта;
- Плакат «Режим дня дошкольника».
2). В связи с тем, что численность группы стала меньше, появилась возможность освободить место в спальне, которое эффективно используется для проведения утренней гимнастики. В игровом помещении появилось пространство для использования таких атрибутов, как кольцеброс, дартс, боулинг в самостоятельной двигательной активности воспитанников, что предполагает трансформируемость пространства нашей группы в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Воспитанники используют различные игрушки и оборудование, которые не обладают жестко закрепленным способом употребления и пригодны для использования в разных видах детской двигательной деятельности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). Это дает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды и определяет полифункциональность материалов.
4) В группе множество разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечивают свободный выбор детей и способствуют осуществлению вариативности среды. Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулируют игровую, двигательную активность детей.
5) В нашей группе предусмотрена доступность для воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской двигательной деятельности, а также исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Воспитатели группы обязательно следят за безопасностью предметно-пространственной среды, отслеживают соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Еще одно направление, которое способствует сохранению, укреплению здоровья и физическому развитию дошкольников – это соблюдение режима дня.
В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребёнка. У него активно формируются нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период жизни закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.
Организация режима дня дошкольников среди многочисленных условий обеспечивающих необходимый уровень физического, психологического и гармоничного развития занимает важное место. Режим дня – так называемый суточный режим ребенка, разрабатывается согласно СанПин 2.4. 3648 – 20 от 01 марта 2021 года, с обязательным учетом возраста детей, с учетом педагогических и медицинских факторов. В режиме обязательно отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна; обязательно составляется расписание НОД (занятий, ведется суммарный учет времени НОД. В период летних каникул проводятся развлечения.
Основным гигиеническим принципом построения рационального режима дня является его строгое выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму воспитания и обучения.
Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. Выполнение режима в сочетании с правильной методикой воспитания детей предупреждает переутомление дошкольников, благотворно влияет на нервную систему ребёнка и на протекание всех физиологических процессов в организме.
В результате ритмического повторения всех составляющих элементов режима (питания, сна, игр, занятий, прогулок) у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного ее вида к другому. Так, в привычные часы приема пищи ребёнок испытывает чувство голода, у него появляется аппетит, благодаря чему пища лучше переваривается и быстрее усваивается; ко времени сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают.
Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. Дети в группе разделены на подгруппы в соответствии с группой здоровья. Физическая нагрузка на занятиях снижается для часто болеющих детей.
При организации двигательной активности детей воспитатели нашей группы используют разнообразные методы:
- наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей.
- словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и, в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнении.
Словесные приемы при обучении движениям, которые выражаются:
- в ясном и кратком объяснении детям новых движений;
- в пояснении;
- в указании;
- в беседе;
- в вопросах к детям.
- практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях;
- игровой метод, дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы;
- соревновательный метод, используется в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство).
Во время проведения непосредственной образовательной деятельности в обязательном порядке включаются динамические паузы, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, а также артикуляционная гимнастика (в связи с направленностью нашей группы)
В группе проводятся: закаливающие мероприятия, в соответствии с системой закаливания, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка. На прогулке обеспечивается возможность для трудовой деятельности и двигательной активности детей (виды игр варьируются в зависимости от сезона).
Ежемесячно проводятся спортивные и музыкальные развлечения, праздники.
Большое внимание уделяется самостоятельной двигательной активности детей в режиме дня, которое осуществляется под контролем воспитателей.
Осуществляется деятельность по дополнительному образованию (кружок «Юный патриот»). Помимо духовно-патриотического воспитания, в этом кружке проводится работа по физическому развитию детей (подвижные игры на построение, перестроение, выполнение действий по сигналу воспитателя, эстафеты).
Без понимания и поддержки родителей все усилия воспитателей группы, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка, не будут результативны.
Мы используем следующие формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, наглядность (брошюры, памятки).
Новая форма взаимодействия, организованная в этом году благодаря инициативе руководства и идее одного из сотрудников детского сада (Буслаевой А. А.) – создание папки-передвижки «Здоровые дети – в здоровой семье».
Регулирование и контроль о состоянии охраны здоровья воспитанников осуществляется в соответствии с годовым планом, с системой внутреннего контроля качества дошкольного образования и анализом заболеваемости воспитанников каждый месяц.
В свете всего вышесказанного, я могу сказать, что в нашей группе детям создаются оптимальные условия для двигательной активности в режиме дня, что способствует укреплению здоровья и физического развития дошкольников. Но остаются задачи, которые необходимо решать :
1). Работа с родителями, до которых сложно донести необходимость следить за здоровьем своих детей (Васильченко Максим, Магомедова Ангела).
2). Развитие физических качеств детей (ловкости, быстроты, гибкости, равновесия, глазомера, силы и выносливости).
3). Продолжать работу по привлечению детей к двигательной деятельности, развивая предметно-пространственную среду новыми пособиями.