Юлия Горовая
Педагогический совет «Создание условий для успешности ребёнка с ОВЗ в образовательном пространстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет по детям ОВЗ
«Педагогический совет "Создание условий для успешности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном (интегрированном) образовательном пространстве"»
Педагогический совет
СЛАЙД 1
повестка
Повестка:
1. Раскрытие понятия «дети с ОВЗ»
2. Рассмотрение основных аспектов обучения детей с ОВЗ
3. Технологии, методы и приемы обучения детей с ОВЗ
4. Практическая часть (работа в группах)
Публикация «Педагогический совет „Создание условий для успешности ребёнка с ОВЗ в образовательном пространстве“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
5. Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ
СЛАЙД 2
Просмотр ролика «Мы можем учиться вместе»
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих. Мир особого ребёнка интересен и пуглив. Мир особого ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит? Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
СЛАЙД 3
С 1 сентября 2013г. страна учится и живет по новому закону «Об образовании в Российской Федерации», принятому в конце 2012 года. В этом документе впервые в России на столь высоком уровне говорится об инклюзивном образовании. Оно дает ребятам с ограниченными возможностями здоровья шанс лучше осваивать накопленные человечеством знания и активнее общаться со сверстниками, максимально развивая данные от природы возможности, а нашему обществу — становиться более гармоничным и терпимым. Создание условий для полноценного воспитания и образования, включения детей с ограниченными возможностями психического и/ или физического здоровья, адекватного их состоянию и здоровью, и, как следствие, внедрение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства.
С 1 сентября 2016 года вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с умственной отсталостью и начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - ФГОС ОВЗ.
СЛАЙД 4
Выступление учителя начальных классов Барышевой Е. С.
СЛАЙД 5
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
СЛАЙД 6
К детям с ОВЗ относятся дети:
1. с нарушением слуха - не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие
2. с нарушениями зрения - незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием
3. дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и алалия или дети «молчуны»;
4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
5. дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения (диагноз ставит невропатолог);
6. с нарушениями интеллекта - умственно отсталые дети (диагноз ставит невролог, психиатр);
7. Дети с расстройствами аутистического спектра РАС
8. Группа необучаемые дети (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 января 2012 г. N 60н г. Москва "О внесении изменений в классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1013н"
Зарегистрирован в Минюсте РФ 15 февраля 2012 г.
Регистрационный N 23224
Приказываю:
Внести в пункт 6 классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1013н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 марта 2010 г. N 16603, следующие изменения:
а) в подпункте "е" :
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"3 степень - способность к обучению элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым, в том числе правилам выполнения последовательности элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или невозможность этого обучения в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности;";
б) в подпункте "ж" :
абзац третий изложить в следующей редакции:
"2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;";
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"3 степень - способность к выполнению трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. " Министр Т. Голикова)
К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.
СЛАЙД 7
Диаграмма
Количество учащихся с ОВЗ в МБОУ «Октябрьская СОШ» за последние 3 года
СЛАЙД 8
Практическая работа №1 по группам
Для этого мы поделили вас на 6 групп, согласно тех жетонов, которые вы получили при входе:
Группа дети с нарушением зрения
Группа дети с нарушением слуха
Группа дети с РАС (расстройства аутистического спектра)
Группа дети с ЗПР (задержка психического развития)
Группа дети с УО (умственная отсталость)
Группа дети с ДЦП (детский церебральный паралич)
(заполнение таблицы)
Каждой группе выдается ватман, с таблицей:
Вид нарушения___
Специальные образовательные условия для детей с данным видом нарушений
Проблемы, которые могут возникнуть у педагога?
Что он может предпринять сам, по решению этих проблем?
К кому и за какой помощью он может обратиться?
Задание для групп: Подумайте и запишите те проблемы, которые могут возникнуть у педагога при работе с детьми данной категории, что вы можете предпринять самостоятельно для решения этих затруднений и к кому и за какой помощью вы может обратиться. Время для работы 15 минут
Презентация заполненной таблицы группой №1 (работа с детьми с нарушением зрения).
Просмотр видеоролика «Что видит слепой»
Презентация заполненной таблицы группой №2 (работа с детьми с нарушением слуха).
Просмотр видеоролика «Всё базируется на зрительном восприятии»
Презентация заполненной таблицы группой №3 (работа с детьми с расстройствами аутистического спектра).
Просмотр видеоролика «Мир глазами аутиста», «6 правил общения с ребёнком аутистом»
Презентация заполненной таблицы группой №4 (работа с детьми с ЗПР).
Просмотр видеоролика «Обучение детей с ЗПР»
Презентация заполненной таблицы группой №5 (работа с детьми с умственной отсталостью).
Просмотр видеоролика
Презентация заполненной таблицы группой №6 (работа с детьми с ДЦП).
Просмотр видеоролика «Обучение детей с ДЦП»
СЛАЙД 15
Чем общество и мы в частности можем помочь таким детям? Существует два понятия, которые определяют способы взаимодействия с детьми с ОВЗ – интеграция и инклюзия.
Интегра ция (от лат. integratio — «соединение») — процесс объединения частей в целое
К числу основных принципов, на которых была основана интеграционная деятельность санатория-школы В. П. Кащенко, относятся следующие:
1. Сотрудничество специально подготовленных врачей и педагогов, призыв к которому прозвучал в выступлении Кащенко на Всероссийском съезде естествоиспытателей уже в 1909 году.
2. Индивидуализация обучения: «Мы не навязываем детям знаний, не навязываем и работ. Мы основываемся на проявившемся у ребенка интересе, расширяем, углубляем этот интерес и от него ведем ребенка дальше к смежным областям знаний…»
3. Межпредметные связи и связь обучения с жизнью. Преподавание отдельных предметов учебного курса не должно вестись изолированно, с тем чтобы интерес к отдельному учебному предмету мог распространяться и на другие дисциплины. Связь учебных предметов с окружающей жизнью обеспечивает «отыскивание, осмысление и объяснение параллелей, сравнений и противопоставлений»
4. Опора на наглядность и «ручные работы». В. П. Кащенко критикует обычную школу за вербализм, когда «ученик остается пассивным слушателем, а его личность спит, не пробуждаемая чуждой ей наукой», отчасти поэтому «основным учебно-воспитательным приемом» санатория-школы В. П. Кащенко является «метод ручных работ» : «прочно заложенный фундамент конкретных впечатлений и приобретенные навыки мысли дают возможность переходить к более отвлеченным занятиям».
Инклюзия (от inclusion - включение) - процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. Термин инклюзия имеет отличия от термина интеграция. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата. Инклюзия - это процесс реального включения детей с ОВЗ в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества.
СЛАЙД 16
Просмотр видеоролика ««Интеграция, инклюзия, тьютер»
Результаты анкетирования педагогов
Как вы относитесь к идее инклюзивного образования?
положительно – 30
отрицательно – 6
нейтрально – 4
Насколько выполнима эта идея в условиях современного Российского образования?
выполнима – 30
невыполнима – 4
дополнительная нагрузка – 4
не хватает времени – 16
сложно довести информацию до слабослышащего ребёнка – 1
затруднились ответить – 2
дополнительная нагрузка – 6
недостаточно компетенции
Имеете ли вы лично возражения против работы с детьми с ОВЗ?
нет – 34
да- нет специальной подготовки – 6
Считаете ли вы, что совместное обучение полезно (вредно) для нормально развивающихся детей? Детей с ОВЗ?
совместное обучение полезно – 34
совместное обучение вредно - 6
Какие условия необходимо создать для успешного совместного образования детей с разными возможностями здоровья?
меньшая наполняемость классов – 10
методическая литература – 5
техническое обеспечение – 2
индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ – 3
затруднились ответить – 3
специально обученные педагоги – 13
наличие тьютера – 1
толерантное отношение к детям с ОВЗ - 7
Какие условия нужно создать для педагога для успешного выполнения своих функций?
(Обсуждение в группах)
Обязательные специальные образовательные условия
1. Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.
2. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.
3. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана.
4. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
5. Адаптация системы дополнительного образования, активное включение детей с ОВЗ во внеурочную и внеклассную работу.
6. Проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы со всеми участниками образовательного процесса.
7. Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ.
8. Разработка регламентов взаимодействия, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику
В завершение нашей с вами работы, мне бы хотелось поделиться с вами одной историей
Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу :
- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь!”.
И вдруг человек услышал: “Кое-что я предпринял - послал ему навстречу тебя”.
Практическая часть №1
СОУ для детей с нарушениями слуха
Организация информационного пространства (стенды, табло, световая индикация, доступный интернет, телефон с функцией СМС)
Акустическая подготовка групповых/классных комнат (звукопоглощающие панели, плотные шторы)
Спец. кабинеты для релаксации и КРЗ (с аппаратурой)
Исправный слуховой аппарат или кохлеарныйимплант
Выбор парты (1 у учителя и окна, лучше слышащее ухо к педагогу, пространство)
Партнер с правильной речью, четкой дикцией, ответственный, внимательный, спокойный
Мультимедиа
СОУ для детей с нарушениями зрения
Наличие нормативно-правового обеспечения организационных, материальных, кадровых, содержательных аспектов процесса инклюзивного образования
Индивидуальный подход (состояние зрения, медицинские противопоказания или ограничения)
Безбарьерность окружающей предметной, архитектурной, коммуникативной, информационной и дидактической среды
Учебно-методическое обеспечение, техническое оснащение
Специальное психологическое сопровождение
Кадровое обеспечение (тифлопедагог и др.)
Благоприятный психологический климат
АОП
Коррекционно-развивающие занятия (ориентирование, мимика, СБО и т. д.)
СОУ для детей с ЗПР
Специальные программы
Особые методы обучения (акцент на наглядные и практические пособия)
Педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги
Обязательная коррекционная работа (в учебный план за счет часов компонента ОО)
СОУ для умственно отсталых
Доступность содержания
Специальная программа или индивидуальный учебный план и ИОП
Специальные методы и приемы
Адаптация учебных материалов.