Лучший педагог года

Педагогический совет по речевому развитию в ДОУ

Драчева Ольга Александровна
Педагогический совет по речевому развитию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический совет

Тема: «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»

Цель: усовершенствовать работу педагогов по улучшению образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

Публикация «Педагогический совет по речевому развитию в ДОУ» размещена в разделах

1. создать в коллективе обстановку творческого поиска, наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

2. развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;

3. вызвать у педагогов интерес к внедрению новых форм речевого развития в образовательную деятельность.

Ход педсовета:

Давайте вспомним, в чем же заключается Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Прошу всех встать в круг. Сейчас мы проведем разминку перед началом нашей теоретической части педсовета в виде коммуникативной игры

«Передай предмет» (педагоги встают в круг и отвечают на поставленный вопрос, передавая предмет друг другу по кругу.)

1. вопрос Что включает в себя образовательная область по ФГОС ДО?

ОТВЕТЫ: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

2 вопрос Основные аспекты проведения занятия по ФГОС ДО?

Ответ: Продумывать организацию детей на занятии

создать проблемную ситуацию

различные приемы руководства

иннтеграция

использовать такой прием, как педагогическая поддержка

использовать педагогические технологии9 проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое.

решение проблемной и поисковой ситуации

активная речевая деятельность детей

свободу выбора предстоящей деятельности и в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой

3 вопрос Какими качествами должен обладать ребёнок на этапе завершения дошкольного образования?

ОТВЕТ: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- знаком с произведениями детской литературы

- Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в общении.

- Он охотно общается со взрослыми и сверстниками.

- Обсуждает возникающие проблемы, может поддержать разговор на интересную для него тему.

Спасибо за участие в игре. Мы с вами активизировали свои знания по образовательной области «Речевое развитие». Прошу занять свои места. Продолжим.

Переходим к заслушиванию материала Молгачевой Ю. А. на тему «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»

Вывод.

2 вопрос «Проблемные ситуации, побуждающие к активной речи детей» - Рябова Н. М.

3 вопрос «Технологии речевого развития»

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь).

При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:

ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;

технология должна носить здоровьесберегающий характер;

основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Технологии речевого развития :

проектная деятельность

технология портфолио

Выступает Рогожникова Г. В.

исследовательская деятельность, коллекционирование

игровые технологии

Выступление Карабановой Н. С.

информационно-коммуникационные технологии

технология проблемного обучения

Выступление Лукашовой В. А.

альтернативные технологии

Метод проектов

Рекомендуется проводить с дошкольниками монопроекты, содержание которых

ограничивается рамками одной образовательной области и интегрированные проекты, в которых

решаются задачи из разных образовательных областей программы.

Темы монопроектов по речевому развитию дошкольников могут быть следующие:

«Со словами поиграем – много нового узнаем», «Раз – словечко, два – словечко»

(формировать у детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову);

«Использование примов мнемотехники для развития монологической речи» (учить связно,

последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни);

«Путешествие в Читалию» (формировать интерес и потребность детей в чтении художественной литературы);

Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ журналистики» ( ознакомление с творческими профессиями: поэт, музыкант, журналист, писатель, художник и т. д., совершенствование навыков диалогической речи); «Как рождается книга?» (развитие речевого творчества детей);

«Трудно ли быть вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении);

«Спор хороший и плохой» (освоение этикета убеждения и спора).

В младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой серии образовательных ситуаций: «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку); «Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними) и др.

Проекты в средней группе предполагают обязательное использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами или небольшими подгруппами. Примерные темы проектов для детей средней группы: «Зачем людям транспорт?», «Камень, ножницы, бумага», «Как человек узнает время?», «Зачем человек придумал посуду?», «Почему сок, вода, молоко разного цвета?» и др.

Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики: «Если с другом вышел в путь.», «Добрые слова в день рождения», «Тайна третьей планеты», «Как открыть книжный гипермаркет?», «Жалобная книга природы».

Тематика детских проектов может соответствовать праздникам и знаменательным событиям, происходящим в стране, городе, детском саду или группе.

Результатом проектной деятельности может быть коллективный продукт, полученный в результате сотрудничества детей всей группы: альбом рисунков, рассказов, коллаж «Наш детский сад» и т. д.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности. Данный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить положительные эмоции, творческие успехи, впечатления, награды, забавные высказывания.

Основные разделы портфолио дошкольника могут быть следующие: «Я расту»

(антропометрические данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни); «Моя

семья» (рисунки, записанные со слов ребенка рассказы, фотографии); «Почитай-ка» (список

любимых книг ребенка, рисунки по художественным произведениям); «Мои фантазии»

(выдуманные ребенком рассказы, сказки, небылицы, загадки, образцы словотворчества, рисунки и

творческие работы); «Расскажу я вам стихи» – раздел, в котором записываются названия

выученных ребенком стихотворений; «Грани таланта» (особые таланты и склонности ребенка в

одной или двух областях); «Умелые ручки» (поделки, аппликации, оригами, фотографии

объемных работ); «Награда для героя» (дипломы, грамоты, сертификаты ребенка в различных

конкурсах, олимпиадах, фестивалях); «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)» (в разделе

размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи детских

стихотворений и др.); «Скоро в школу» (фото школы, рисунки на школьную тему, буквы, которые

он запомнил, рекомендации для родителей, критерии готовности к школе).

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника.

Одним из условий речевого развития детей дошкольного возраста является организация содержательного, активизирующего общения взрослого и ребенка. Поводом для такого общения может служить технология исследовательской деятельности детей. Про которую нам расскажет Карабанова Н. С.

Технология исследовательской деятельности, коллекционирование

Познавательная активность реализуется детьми в наблюдениях, сенсорном обследовании, опытах, экспериментировании, эвристическом обсуждении, развивающих играх и т. д. Ребенок может рассуждать, спорить, опровергать, доказывать свою точку зрения в активной познавательной деятельности. С этой целью педагог может использовать разнообразные бытовые

и проблемные ситуации, содержащие познавательные задачи, заимствовать их из художественной

и научной литературы, из явлений и процессов окружающего природного мира.

Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребенка, активнее входит в связную речь. Опустив кусочек льда в воду, ребенок надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды. Если поместить большое количество льдинок в воду, то можно наблюдать, как они сталкиваются, трутся друг о друга, трещат и крошатся, что напоминает явление ледохода. Смоделированная ситуация позволит ребенку в дальнейшем ярко и подробно описать приход весны. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов.

На занятиях-опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и оречевлять собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план коммуникации.

К исследовательской деятельности можно отнести не только наблюдения и опыты в природе, но и работу с временной лентой (например, темы: «История развития почты», «Появление ручки», «Жизнь шляпы», «путешествия» по карте («Где находятся «теплые края»?», «Путешествие к бабушке в деревню», а также коллекционирование (коллекция пуговиц, марок и т. д.) – сбор предметов, объединенных тематикой.

Коллекционирование – это система работы, включающая рассматривание экспериментально-поисковую деятельность, проведение дидактических и сюжетных игр с использованием предметов коллекции. Дети узнают о прошлом представленных в коллекции предметов, их происхождении и изменении; рассматривают экспонаты коллекции. К каждому экспонату прилагается «история». Эти истории вместе с экспонатами сочиняют дети. По сути, это творческие рассказы, стихи, загадки, сказки. Из них составляются рукописные книги, используемые в дальнейшем для повышения мотивации к чтению. Они являются речевыми образцами для детей каждой последующей группы.

Игровые технологии

Мнемотехника

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Моделирование

В процессе развития речи старших дошкольников используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении - это слова. Детям можно предложить построить предложение: «Наступила холодная зима. Дует холодный ветер».

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

Для словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.

LEGO-технология

Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.

В процессе НОД по развитию речи, художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько в домике окошек», «Сколько ягодок на кустике»; словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку» и другие дидактические упражнения.

При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO Education Эюкейшен - образование «Построй свою историю». С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т. д. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.

Артикуляционные и речевые упражнения

Игры на развитие речевого дыхания

Подвижные и хороводные игры с текстом

Игры на формирование фонематического восприятия

Коммуникативные игры

Пальчиковые игры

Дидактические игры

Логоритмика

По вопросу ИКТ и технологии проблемного обучения нам расскажет Лукашова В. А.

Технология проблемного обучения

Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Педагог выступает не жстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает ребнку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.

Воспитатель не дает готовые знания детям, а выводит их на получение знаний

Проблемными вопросами начинающимися вопросительными наречиями почему? зачем? Ты как думаешь?

Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное — по содержанию, так как требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.

Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.

Примеры проблемных вопросов в разделе «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи».

-Что будет,если в сказке появится новый герой?

-Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая?

-Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали?

-Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?

-Для чего используются образные слова?

-Можно ли словами «нарисовать» портрет?

-Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?

«Подготовка к обучению грамоте» :

-Из чего состоит слово, если мы его произносим?

-Из чего состоит слово, если мы его пишем?

-Может ли слово состоять только из гласных звуков?

-Может ли слово состоять только из согласных звуков?

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята. Меня зовут Умка. Живу я в вечном царстве льда и снега, на севере. Недавно я узнал, что у вас наступило лето. Я никогда не видел лето, но очень хочу узнать что же это такое». Как мы можем помочь Умке узнать о времени года – лето?

«Связная речь»

Тема: «Ежиный суп»

Задачи:

• Обучение составлению окончания рассказа по данному началу с иллюстрированием продолжения незаконченного повествования;

Развитие навыков самостоятельного связного пересказа текста с предварительным отображением его содержания в рисунках – иллюстрациях;

Развитие творческого воображения;

• Обучение действиям планирования разврнутого высказывания на основе составления наглядного

картинного плана;

• Активизация И обогащение словарного

запаса.

Задания Используя иллюстрации к сказке как

картинный план, пересказать сказку;

Придумать собственную сказку по

аналогии с данной, направляя воображение

ребнка с помощью вопросов, помогая ему

иллюстрировать сво сочинение.

Технологии обучения образной речи:

Технология обучения детей составлению сравнений.

Модель составления сравнений:

- воспитатель называет какой-либо объект;

- обозначает его признак;

- определяет значение этого признака;

- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На пятом году жизни дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.

Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

Технология обучения детей составлению метафор.

Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.

Прием простого алгоритма составления метафоры.

1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.

2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).

3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).

4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).

6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

1 - «текст реалистического характера»

2 - «текст фантастического характера»

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей

составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно :

- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности,

- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей (10).

Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Деловая игра

Речевой коллоквиум (разговор или беседа)

1. «Быстрый ответ»

• Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ. литературы и т. д.)

• С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

• С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая группа)

• Назовите основные направления работы в ДОУ, через которые реализуется образовательная область – речевое развитие? (образовательная деятельность, осуществляемая с детьми в различных видах деятельности; образовательная деятельность, организованная в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с семьями воспитанников)

2. «Давайте обсудим»

Ребенку не интересна НОД по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?

• Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.

• Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.

• Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.

• Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.

• Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.

• Учёт индивидуальных, возрастных, и психических особенностей ребенка.

• Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия.

• Использование ИТ технологии на занятиях

3. Составление педагогами мнемотаблиц по заданному стихотворению.

На дворе звенит капель,

по полям бежит ручей,

на дорогах лужи. Скоро выйдут

муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь

лесной валежник. Стали птицы

4. Синквейн к слову

- речь воспитателя

- нод по развитию речи

Публикации по теме:

Итоговый педагогический совет в ДОУ «Подведение итогов работы за год. Подготовка к летнему оздоровительному периоду» Протокол педагогического совета № 4 от 10.05.2018 г. Присутствовало: 13 чел. : Тема: «Подведение итогов работы за год. Подготовка к летнему.

Педагогический совет «Аукцион педагогических идей. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» Педагогический совет на тему: «Аукцион педагогических идей. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» Цель: повышение творческой.

Педагогический совет «Взаимодействие ДОУ и семьи» Форма проведения – «педагогический ринг» Подготовка к педсовету: • Подготовка вопросов методики работы с родителями; • Планирование работы.

Педагогический совет «Организация работы ДОУ в 2018–2019 учебном году» Цель: Познакомить педагогов с итогами деятельности ДОУ за летний период, принятие плана деятельности ДОУ на новый учебный год в соответствии.

Педагогический совет «Педагогический пробег» Педагогический пробег Подготовила и провела старший воспитатель МАДОУ д/с № 32 «Ромашка» Гаврилова Елена Александровна Педагогический пробег,.

Педагогический совет «Педагогическое мастерство» Годовая задача: повышение профессионального мастерства педагогов, ориентированных на применение новых педагогических и информационных технологий.

Педагогический совет «Математическое воспитание дошкольников» ЦЕЛЬ: повышение педагогического мастерства воспитателей; совершенствование работы в детском саду по математическому развитию дошкольников.

Педагогический совет «Основные направления работы детского сада по развитию связной речи» Цель: повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста. В игровой.

Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ» Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ» Цель: применение здоровьесберегающих технологий в работе.

Установочный педагогический совет Установочный педагогический совет ПРОТОКОЛ №1 МБДОУ «Детского сада № 11» х Тамбукан от 30 августа 2018 года Присутствуют: 6 человек Отсутствуют:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет по речевому развитию в ДОУ
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 09:07
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет по речевому развитию в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Драчева Ольга Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД