Абдулова Татьяна Викторовна
Сказка — средство нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание дошкольников является одной из важнейших сторон общего развития. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Одним из наиболее эффективных методов интеграции личности является сказка, которая расширяет сознание ребенка, совершенствует его взаимодействие с окружающим миром, так как сказка и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга.
Публикация «Сказка — средство нравственного воспитания» размещена в разделах
Один из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития дошкольника лежит через художественную литературу, и особенно сказку.
Сказку можно использовать для решения многих проблем, потому что она даёт великолепный общий язык взрослому, она более информативна, чем обычная стиснутая речь и способствует пробуждению творческих сил дошкольника.
На примере героев сказок у дошкольника происходит осмысление собственной жизни. Через сказки дети учатся преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости, учатся рассуждать, анализировать, не привычно по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, рисовать сказки, лепить. У дошкольника развивается творческое мышление, воображение, внимание; дети учатся логически мыслить и творчески работать.
Сказки, придуманные родителями воспитанников подготовительной к школе группы
Сказка "Лиза-зайчонок"
Жил-был розовый зайчонок в лесу на маленькой опушке.
Он играл со своими друзьями зайчатами около опушки.
Когда они наигрались, то пошли обедать домой.
После обеда розовый зайчонок пошел в свою комнату играть.
А остальные зайчата пошли гулять.
В лесу за ними следил волк.
Розовый зайчонок тоже пошел гулять и увидел волка.
Он хотел предупредить своих друзей.
Одного он догнал и сказал ему о волке.
И они предупредили всех остальных.
Они побежали по домам.
И волк их не догнал.
Сказка про черепашку
Однажды на берегу далекого океана родилась необычная черепашка: она была ярко красного цвета с черными пятнышками на панцире. У нее было не четыре, а шесть лапок, и она бегала очень быстро.
Однажды она забежала на участок детского сада. Дети увидели маленькую черепашку и приняли ее за «божью коровку». Одна девочка посадила ее на пальчик и стала напевать:
«Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.»
Ребята ждали, что она взмахнет крылышками и улетит, но черепашка не понимала, что ждут от нее ребята. Дети внимательно смотрели на необыкновенное существо и, наконец, поняли, что перед ними нечто удивительное.
Они принесли черепашку в группу, сделали ей удобную пещерку в коробке, наложили туда травку, дали водички и корм. Детишки со всего садика приходили смотреть как быстро бегает в травке необычная черепашка.
А черепашка была очень рада, что у нее появилось столько друзей.
Сказка "Розовый слон"
Он гулял по широким аллеям парка и грустил – трудно, ведь, радоваться, когда в тебя никто не верит. Ну ладно, розовых слонов - допускали единицы…
- Но, чтобы еще с зелеными крыльями! Еще скажите, что он летает! Этого, уж точно не может быть никогда! - думали многие.
Розовый слон помог бабочке взлететь повыше, затем спас муху от прожоры-паука и грустно огляделся – делать добрые дела сегодня было уже совершенно некому.
Он вздохнул, расправил свои чудесные зеленые крылья и взлетел на верхушку тополя. Там он удобно свернулся калачиком и задремал. Обычно он спал на кленах, но сегодня решил не тратить время на такие пустяки.
- Какая разница, - засыпая, подумал он.
- Никто и так не верит, что я существую, а уж спать на тополях для розовых слонов – самое, что ни есть нормальное и привычное дело.
Вы ведь тоже не верите?
Спать долго не пришлось – звуки детского голоса разбудили слона, и он огляделся. Недалеко громко рыдала маленькая девочка, а ветер уносил в голубое небо ярко-красный шарик, наверняка ее…
- Вот уж повезло – еще одно доброе дело! – обрадовался розовый слон, и расправив крылья устремился за шариком, совершенно не думая, поверит в него девочка или нет.
Через несколько минут, запыхавшийся и довольный, он уже протягивал девочке шарик, бережно держа его в хоботе.
- Ух, ты!- обрадовалась девочка.
- Настоящий розовый слон, да еще с зелеными крыльями! Я тебя, именно таким и представляла и всегда знала, что ты есть! – продолжала восторгаться она.
- Да, я. … А взрослые вот, не верят – смутился розовый слон, но грусть в его большой о доброй душе уже незаметно уступила место радости и надежде.
- Да что, эти взрослые, понимают в розовых слонах, да еще с зелеными крыльями! – воскликнула в ответ девочка.
- Ты гулял, наверное, неподалеку? – не унималась она.
- Спал я, на тополе – разоткровенничался совсем уже слон, все больше радуясь новому знакомству.
- Ну… - задумчиво протянула девочка.
- Розовые слоны обычно на кленах спят, но это совсем не важно. Главное, что мы с тобой друзья и будем часто гулять вместе, правда? – она заглянула в глаза слона с надеждой.
- Конечно! – обрадовался розовый слон. – Приходи завтра, полетаем над городом, и я тебе все покажу!
- Как хорошо, что я тебя встретила и что ты, самый настоящий! До завтра! – прошептала девочка розовому слону и нежно погладила его хобот.
Яркие звезды ласково освещали клен и розового слона с зелеными крыльями, уютно спящего прямо не его вершине. Ведь, на кленах, по правде говоря, розовые слоны спят гораздо чаще. Хотя это совсем не важно…
Главное, чтобы в тебя, хоть немножечко, верили.