Дарья Спиридонова
Педагогический совет «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет № 2
Тема: «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Цель:
расширение знаний педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
Задачи:
1. Проанализировать эффективность используемых форм и методов организации физкультурной и оздоровительной работы в ДОУ.
Публикация «Педагогический совет „Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
2. Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу, установить взаимодействие педагогов и медицинского работника ДОУ.
3. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Я хотела бы начать наш педсовет с притчи- “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье? (Ответы педагогов).
Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Поэтому одними из главных задач по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. И вы сейчас уже все знаете, что вместо двух образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», которые предусматривали ФГТ, в содержании Стандарта представлена образовательная область «Физическое развитие». ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств. Важно отметить, что в Стандарте понятие «здоровье» дается более конкретно - психическое и физическое, добавляется новое понятие «Эмоциональное благополучие», акцентирует внимание на формирование общей культуры личности, ценностей здорового образа жизни.
В ФГОС задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в трех направлениях:
приобретение опыта двигательной деятельности,
становление целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере
и овладение нормами и правилами здорового образа жизни.
Главным источником развития личности в соответствии ФГОС является предметно-пространственная развивающая образовательная среда. Педагог должен выполнять ряд требований, в соответствии с которыми обеспечивается насыщенность, вариативность, доступность, безопасность среды, трансформируемость пространства и полифункциональность материалов.
Педагог выстраивает взаимодействие с ребенком в совместной, коллективно-распределенной, партнерской деятельности. В разделе «Требования к кадровым условиям реализации Программы» Стандарта говорится о том, что педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей.
Компетентность – готовность личности, проявляющаяся в общей способности к деятельности, основанная на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации.
Результат образования (Как он будет делать)
Компетенция – предписанные действия, которые необходимо осуществлять в своей профессиональной деятельности.
Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. (Предписание того, что мы сможем сделать)
Перечислим эти компетенции.
1. Обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям.
- В процессе физического воспитания необходимо не только учитывать состояние нервной системы ребенка, но и целенаправленно его корректировать.
- В процессе двигательной деятельности педагог может умело корректировать эмоциональное неблагополучие ребенка с помощью деликатного обращения к нему, подбора игровых упражнений и партнера.
Так, агрессивного ребенка, который часто испытывает гнев, необходимо часто хвалить и подбадривать в присутствии других детей, подбирать задание, которое он хорошо умеет делать, выполнять упражнение в паре с ним, привлекать к оказанию помощи другим детям.
2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
В методике физического воспитания выделяется индивидуально-дифференцированный подход к детям, который предусматривает объединение их в сходные по ряду признаков подгруппы: по состоянию здоровья (первая, вторая, третья группы здоровья, уровню двигательной активности (гиперактивные, малоподвижные, дети с нормой, уровню сформированности психофизических качеств (высокий, средний, низкий). Таким образом, реализуя индивидуальный подход к детям в процессе организации двигательной деятельности, важно создавать ситуацию успеха и ситуацию выбора (партнера, физкультурного оборудования, задания).
Так же в соответствии с ФГОС ДО в приоритете активность самого ребенка. Развивать инициативу у детей в процессе двигательной деятельности можно с помощью эвристических и исследовательских методов (классификация М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера). Большое внимание педагогу необходимо уделять развитию инициативы в подвижной игре. В результате целенаправленного руководства подвижной игрой дети могут придумывать ее варианты, новые сюжеты, более сложные игровые задания.
Для того чтобы правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность дошкольников, педагогу необходимо соблюдать ряд требований:
создать физкультурно-игровую среду,
выделить в режиме дня специальное время для самостоятельной двигательной деятельности,при планировании продумать соотношение коллективных и индивидуальных занятий, владеть методами активизации самостоятельной деятельности детей.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Направления работы с семьей: информационно-аналитическое, просвещение, информирование, совместная деятельность в системе «педагоги-родители-дети».
Формы работы:
Диагностические (групповые: родительские конференции; индивидуальные: анкетирование, интервьюирование, беседы, опросы);
Познавательные (групповые: психолого-педагогические тренинги, круглые столы, практические семинары; информационно-просветительские: информационные ширмы, баннеры, тематические выставки, информационные буклеты, газета;)
Информационные (групповые: родительские собрания, беседы; наглядно-информационные: рекламные буклеты, визитная карточка ДОО, информационные стенды, фотовыставки интернет-ресурсы);
Досуговые (групповые: физкультурные праздники и досуги с участием детей и родителей; семейно-творческие: семейные проекты (рукописные книги, дневник наблюдений за ребенком, семейные-альбомы-копилки)
В соответствии с методикой физического воспитания часто используемыми приемами в работе педагога являются команды, распоряжения, указания, сигналы и т. д., посредством которых ребенок должен подчиняться и выполнять то, что говорит взрослый, для развития инициативы, двигательного творчества и самостоятельности детей важно применять метод проблемного обучения, игровой и соревновательный методы. Деловая игра.
Конечно, реализовывая вышеперечисленное сегодня важно в организованной образовательной деятельности с детьми использовать активные методы развития: игровые упражнения, дидактические игры с движением, двигательные загадки, парадоксы, проблемные ситуации, экспериментирование и исследование, метод проектов, а также использовать инновационные подходы – такие как Брейн Джим, Логоритмика, психогимнастика, стретчинг и т. д.
2 вопрос
И сейчас я слово предоставляю нашим педагогам, которые презентуют данные подходы с практической частью.
(Выступление педагогов)
Блиц – опрос
Закончить пословицы о здоровье и спорте
Чистота – (залог здоровья)
Здоровье дороже (золота)
Чисто жить – (здоровым быть)
Здоровье в порядке – (спасибо зарядке)
Если хочешь быть здоров – (закаляйся)
В здоровом теле – (здоровый дух)
Здоровье за деньги (не купишь)
Береги платье с нову, (а здоровье смолоду)
Будет здоровье – (будет все)
Решите педагогические ситуации:
Педагогическая ситуация №1
Как быть воспитателю с детьми, которые поздно заснули:
- поднять их вместе со всеми?
- поднять их позже?
- Как бы Вы поступили?
Педагогическая ситуация №2
По режиму пора начинать занятие, а группа детей с увлечением строит мост… Как должен поступить воспитатель:
- задержать начало занятия?
- прервать строительную игру?
- Как бы Вы поступили?
Педагогическая ситуация №3
Некоторых родителей интересуются лишь вопросы питания и гигиенического ухода в детском саду.
- Чем это можно объяснить?
- Что может сделать воспитатель, чтобы расширить круг педагогически-компетентных родителей?
Педагогическая ситуация №4
Родители Маши часто просят не брать девочку на прогулку, боясь, что она простудится. Что должен предпринять воспитатель:
- удовлетворить просьбу родителей?
- не удовлетворить их просьбу?
- что еще может предпринять педагог?
Презентация нестандартного оборудования.
Итоги смотра-конкурса физкультурно-оздоровительных центров.
Подведение итогов педагогического совета
Для того, чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности как в детском саду, так и в семье. А нам - педагогам-дошкольникам необходимо:
Уделять особое внимание организации подвижных игр, как средство повышения двигательной активности дошкольников.
Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности
Рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами.
Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных проведений подвижных игр, физических упражнений.
Уделять особое внимание развитию у детей движений циклического характера (бег, прыжки, ходьба и т. д.)