ольга Пичугина
Педагогический совет №4 «Формирование математических способностей: пути и формы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП;
• Овладевать методикой развития у детей умственной деятельности на занятиях по ФЭМП;
• Формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их возможностей.
Вступление.
Ученые утверждают, что способность человека к переработке информации на 60% формируется уже к 5-6 годам.
Публикация «Педагогический совет №4 „Формирование математических способностей: пути и формы“» размещена в разделах
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В последнее десятилетие возникли тревожные тенденции, а именно: в системе образовательной работы детских садов стали использоваться школьные формы и методы обучения, что не соответствует возрастным особенностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Нельзя забывать, что ведущим видом деятельности в детском саду является игра.
Теоретическая часть:
Знания, которые даются в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее и легче. Однако игра формализованная, затянутая по времени, лишенная эмоционального накала может принести даже вред, так как снижает интерес ребенка к играм и самому процессу обучения. И мы порой разводим руками: «Мол, слабая подгруппа- с нее и взятки гладки», а сами при этом вовлекаем детей в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.
Не всегда учитываем особенности мышления ребенка дошкольного возраста. Характерное для ребенка 3-5 лет наглядно- действенное мышление (т. е. мышление, активизирующееся в процессе деятельности) имеет в своей основе развитию сенсорику, реализующееся в процессе действий с предметами. В результате у ребенка формируются определенные представления и понятия.
Для детей шестого года жизни характерно наглядно – образное мышление.
Наглядно – образный стиль мышления характеризуется тем, что для активизации необходимы наглядный образ, модель, отражающая существенные черты объекта или объектов, объединенных данным понятием. И только к семи годам у ребенка формируется абстрактное мышление.
Хочу напомнить вам древнюю пословицу: «Я слышу - и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю - и я помню».
Мы определили мышление как наглядно – действенное, наглядно-образное. И первые слова в этих понятиях – «наглядное».
Вопрос:
1. Что значит сделать обучение наглядным? (ответ педагогов).
Воспитатель должен помнить, что наглядность – не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний. Правильно подобранный повышает эффективность обучения.
2. Какие два вида наглядного материала используются в детском саду?
(Демонстрационный, раздаточный).
3. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям,- каким?
(Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным, в достаточном количестве, отвечать гигиеническим требованиям. Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям).
Основные ошибки встречающиеся на занятиях по ФЭМП:
• Многословие, неточность в постановке вопросов.
• Однообразие наглядного материала, или отсутствие его, заданий (не всегда даются).
• Неверное расположение материала.
• Использование неэстетического наглядного материала, пособий, не отвечающих педагогическим требованиям.
• Плохая подготовка педагога, не своевременная подборка наглядного материала.
Аналитическая часть.
1. Итоги проверки «Выполнение программы по развитию элементарных математических представлений».
2. Итоги конкурса «Лучший математический уголок»
Практическая часть.
1. Разминка: от игры- к знаниям.
-Назовите фамилии педагогов, работающих по теме ФЭМП у дошкольников.
(З. Михайлова, А. Леушина, А Метлина, А Белошистая, Е. Соловьева, Т. Трофеева, т. Тарунтаева, Р. Непомнящая, Т. Рихтерман, В. Новикова, А. Давидчук и др.)
-Кто создал систему обучения счету в детском саду?
Создание системы обучения в детском саду является заслугой А. Леушиной. На основании глубокого экспериментального исследования ею доказано преимущественно систематического обучения на специальных занятиях по математике. Принципы и методы, предложенные А. Леушиной, и в настоящее время служат основой методики математического развития дошкольников.
Задачи: Три мальчика – Коля, Петя, и Ваня – отправились в магазин. По дороге у магазина они нашли 5 рублей. Сколько бы денег нашел Ваня, если бы он отправился в магазин один? (5 рублей.)
Задачи: у отца есть сын, который вдвое моложе отца. Сын родился тогда, когда отцу было 24 года. Сколько теперь лет сыну? (24 года).
Задачи: В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно яблоко осталось в корзине. (Одно яблоко отдать вместе с корзиной).
Задачи: У троих братьев оказалось 9 карандашей. У младшего – на один карандаш меньше, чем у среднего; у старшего – на один карандаш больше, чем у среднего. Сколько карандашей у каждого из братьев? (У младшего -2, среднего – 3, старшего – 4.)
Задачи: Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 10 штук, то тетрадей в стопках будет поровну. На сколько в одной стопке было больше тетрадей, чем в другой? (На 20 тетрадей.)
2. Немного информации о математике и не только о ней.
Виды письменной нумерации.
Цель всякой нумерации – изображение любого натурального числа с помощью небольшого количества индивидуальных знаков.
Первобытные люди записывали числа иероглифами. Первые цифры встречаются более чем 2 тысячи лет до н. э. в Вавилоне. Вавилоне писали палочки, их письменность называлась клинописью. Клинышки размещались и горизонтально и вертикально. Некоторые народы для записи чисел использовали буквы. Вместо цифр писали начальные буквы. Такая нумерация была у древних греков, она называлась геродианова (по имени ученого).
Римская нумерация сохранилась и дошла да наших дней.
У некоторых народов запись чисел осуществлялась буквами алфавита. До сих пор мы нумеруем буквами пункты докладов, сообщений.
Сейчас существует индийская система записи чисел. Завезена она в Европе арабами, поэтому получила название арабской нумерации.
Счетные приборы.
Самыми древними «приборами» для облегчения счета и вычислений были человеческая рука, камешки, бирки с зарубками, веревки с узелками и др.
Первым устройством для вычислений считается простой абак в виде глиняной дощечки, на которой были углубления в виде линий (бороздки). В них клали камешки и отсчитывали их.
Римский абак – камешки передвигались просто по линиям, нанесенным на доске.
В Японии, Китае стали нанизывать для счета шарики на прутики. Русский абак – счеты – появились в 16-17 веках.
Далее для облегчения счета появилась логарифмическая линейка (в 17 веке). Затем были созданы суммирующая машина и арифмометры. И наконец, изобретена ЭВМ.
Заключение.
Математика – один из самых сложных учебных предметов в школе.
Об этом говор, и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика – трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда.
Наша задача – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы.
Задачи: Три мальчика – Кол, Петя, и Ваня – отправились в магазин. По дороге у магазина они нашли 5 рублей. Сколько бы денег нашел Ваня, если бы он отправился в магазин один?
Задачи: у отца есть сын, который вдвое моложе отца. Сын родился тогда, когда отцу 24 года. Сколько теперь лет сыну?
Задачи: В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно яблоко осталось в корзине.
Задачи: У троих братьев оказалось 9 карандашей. У младшего – на один карандаш меньше, чем у среднего; у старшего – на один карандаш больше, чем у среднего. Сколько карандашей у каждого из братьев?
Задачи: Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 10 штук, то тетрадей в стопках будет поровну. На сколько в одной стопке было больше тетрадей, чем в другой?