Ирина Ступенкова
Педагогический совет «Воспитание трудом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №248»
Протокол № 2 от 16.11.2016г.
Педагогический совет № 2
ТЕМА ПЕДСОВЕТА : «ВОСПИТАНИЕ ТРУДОМ»
Председатель: Заведующий МБДОУ Е. А. Носова
Присутствовали: 6 чел.
ЗАДАЧИ:
• Познакомить педагогов с достижениями педагогической науки.
• Вовлечь каждого педагога в творческий поиск.
Публикация «Педагогический совет „Воспитание трудом“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
• Выявить и изучить опыт педагогических находок и достижений.
• Способствовать нравственному развитию личности ребенка.
• Развивать творческие способности детей, учитывая их психические особенности.
• Формировать у детей положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни.
• Развивать познавательные интересы к знаниям, стремиться применять эти знания на практике.
• Развивать потребность в творческом труде.
• Воспитывать у детей трудолюбие, чувство долга и ответственности.
2. ПЛАН:
1. Предварительная работа.
анкетирование воспитателей
оформление выставки выращенного педагогами и родителями урожая
выставка наглядного материала, который необходимо иметь в группах
памятки воспитателям
Провести анкетирование воспитателей :
От Ваших ответов зависит, насколько глубоко и полно будет освещен вопрос трудового воспитания детей на педсовете.
Как всегда, надеемся на ваши продуманные, развернутые, искренние ответы. Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету.
1. Какими методами пользуетесь Вы в организации трудовой деятельности с детьми: приказ, просьба, убеждение, заинтересованность, игра, соревнование?
2. Как Вы считаете, надо ли поощрять детей за труд? Да, нет? Почему? Какие виды поощрений используете Вы? Как оцениваете труд л детей?
3. Как поступаете, если ребенок отказывается трудиться?
4. Какие интересные формы работы используете Вы в проведении экскурсий и встреч с людьми разных профессий?
5. Есть ли у Вас трудности по трудовому воспитанию детей? Какие?
Оформить выставку:
(выращенного педагогами и родителями урожая)
на просмотр выставки пригласить детей
Оформить выставку наглядного материала:
(который необходимо иметь в группах для организации трудовой деятельности)
1. Фартуки из клеенки, обшитые тесьмой, с метками.
2. Шапочки для дежурных по книжному, игровому уголкам. Они могут быть из бумаги, покрытые лаком или из накрахмаленной ткани с соответствующими аппликациями на них, например, шапочки для дежурного по уголку природы: на зеленом фоне – лейка и цветок.
3. Халаты для труда на участке (желательно с эмблемами).
4. Метлы, щетки, швабры, ведерки, лопатки для расчистки снега, совки, пластмассовые тазики.
5. Тряпочки из ситцевой и фланелевой ткани: белые и цветные.
6. Для уголка природы: мерные палочки, лопатки, лейки.
7. Для работы книжной поликлиники: халат, украшенный буквами, шапочка, трубочка, шпатель, сумка для клейстера, резинка, цветная бумага, ножницы, лейкопластырь, виды закладок, утюг, вата.
8. Рисунки книг, веселой и плачущей.
9. Призы детям за труд, аккуратность, бережливость – аппликации из клеенки, бумаги, ткани в виде веселых солнышек, колобков, шкафчиков для поощрений тех детей, у которых порядок в шкафу и т. д.
10. Глина и пластилин для лечения деревьев.
11. Волшебные грабли, метла, совок, ведерко, тряпочка. Эти предметы должны быть украшены необычно, красочно.
12. Виды микрофонов, магнитофонов, фотоаппаратов из разных видов бросового материала: бумаги, коробок, спичечных коробков, катушек, бересты.
13. Конверты с письмами от деревьев, шкафчиков, стульев, игрушек с текстами о помощи, благодарности.
14. Посылка, бандероль с волшебными угощениями.
Памятка 1. Правила, которые должны усвоить дети в совместном труде.
• До начала работы договорись с товарищем о том, кто какое дело будет выполнять.
• Будь внимателен: помогай товарищам и не жди, чтобы тебя об этом попросили; вместе можно сделать лучше и быстрее.
• Если тебе трудно, попроси, и тебе помогут.
• Во время работы не мешай другим.
• Начал работу с товарищем – не бросай ее неоконченной.
Ход ПЕДСОВЕТА.
Когда на свет ребенок появился,
Событие, но здесь важней всего,
Что человек, конечно, не родился,
А родилась надежда на него.
Когда он уступал дорогу старшим,
Поддерживал больных и стариков,
Он находился все еще на марше –
До человека было далеко.
Когда влетал в квартиру, как на крыльях,
Неся с собой из школы аттестат,
Им сделаны какие-то усилия,
Но человеком он еще не стал.
И лишь когда с упорством и терпеньем
Себя к труду привяжет он навек,
Его поздравить можно с днем рожденья,
Родился настоящий человек.
Быстро летит время. Незаметно подрастают дети. Нам, педагогам, конечно, хочется, чтобы они стали настоящими людьми, любили труд, были счастливы. Известный педагог нашего времени В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда. «Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком».
Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение придаем этому мы, педагоги. Решению трудных вопросов в воспитании трудом и посвящена наша встреча.
(Звучит магнитофонная запись – ответы детей на вопросы)
Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приема. Известно, детей всегда увлекает игра, соревнование, секреты. Есть ли такие приемы, в которых все это учтено, при организации трудовых дел с детьми? Конечно, есть.
До педсовета вы имели возможность познакомиться с материалами альбома. Какие из материалов вызвали желание непременно использовать их в работе, а, возможно, вы уже что-то успели провести. Расскажите, каковы результаты?
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - учитывая совет мудрой народной пословицы, предлагаем не только увидеть все необходимое для игры «застежки», но и поиграть.
У вас на столах лежит все необходимое для этой игры. Вам, коллеги, предоставляется возможность изучить игру и одновременно подумать и назвать возможные варианты игры, т. е. какие задания можно предложить детям. Кто назовет больше?
Надеемся, эта игра вызвала ваш интерес и желание подготовить ее в группе для того, чтобы использовать в работе с детьми.
Материалы альбома, с которыми Вы познакомились, раскрывают некоторые секреты организации труда с детьми. Путь создания таких игр один – творческий поиск неутомимых педагогов. К такой когорте относится и наш педколлектив, поэтому мы проводим конкурс на самый интересный игровой прием.
(Педагоги раскрывают суть игровых приемов. Определяется победитель, под музыку вручаются призы). Желательно участие в этом конкурсе заведующей и методиста.
дети любят не только игру, но тайны и секреты. Например, такой вид труда, как уборка участка, можно превратить в секрет для дворника (обыграть). «У дворника много работы – говорит воспитатель, - он устает. Но мы можем ему помочь. Представьте, придет он к нам, а на нашей веранде и делать нечего – чисто. Пусть думает, что это добрый Карлсон прилетел и помог ему».
«Ребята, в нашем саду появился волшебник – говорит дворник детям на второй день после «секретного» трудового десанта (по тайному договору с воспитателем, - я вчера так устал, но пошел к вам подметать веранду, смотрю и глазам не верю – на веранде ни соринки. А вы, дети, не могли превратиться в волшебников? У меня есть специальные значки для помощников (раздает участникам)».
А вот каким может быть тайное задание – наносить песку в песочницу. Кто хочет вступить на боевое задание – стройтесь (вручает пилотки, ведра, лопатки, совки).
«Отряд, смирно! Слушайте: сейчас мы должны стать десантниками, но на место боевых действий надо пробраться незаметно, чтобы никто нас не видел».
Когда все дети явились на участок к малышам, снова команда (шепотом) : «Товарищи десантники, здесь произошел несчастный случай, мальчики по незнанию рассыпали песок по участку и песочница опустела. Ее нужно срочно наполнить. Кто хочет принять участие в этом важном задании – шаг вперед. О задании никому из встречных не рассказывать, оно секретное. Вашим орудием будет лопата. Обращайтесь с ней осторожно, не заденьте других. Кого выбираете командиром боевых действий. Это важное боевое задание покажет, кто из солдат сильный, ловкий».
Линейка: «Отряд, равняйся, смирно. Подведение итогов. Уйти с участка незаметно, как разведчики».
В первом ряду с прогулки пойдут те, кто, по мнению командира, отличился в труде.
Но таких секретных заданий для детей должно быть немало, ведь они способствуют не только развитию у детей интереса к труду, желания выполнить работу на отлично, но и своей таинственностью украшают детство ребенка, минуты пребывания его в детском саду. У вас есть возможность обогатить друг друга разнообразными видами секретных трудовых заданий. И в этом, конечно, не обойтись без помощи думающих, творческих педагогов, без вашей, коллеги, помощи, потому что убеждены, если напрячь мысли в поисках таких вариантов тайных трудовых дел, благодаря которым у детей заискрятся глаза и появится огромное желание выполнить задание, то этот поиск увенчается успехом.
Виды труда : лечение деревьев, расчистка снега, подклейка книг, мытье стульев, шкафчиков, стаканчиков, подносов, досок, насыпание песка в песочницу, уборка участка своей территории или участка ясельной группы, поливка, посадка деревьев, цветов, овощей, словом, любой из видов, который вызовет у вас оригинальные идеи. Победителя лучшего сценария ждет приз.
Успех от хорошо выполненной работы наполняет сердце ребенка радостью и влечет его вновь браться за дело. И чем больше было потрачено усилий, тем сильнее чувство радости от успеха.
Как отмечать успехи детей в труде.
Итоги анкеты. Надо ли поощрять детей? В каких случаях?
Какие интересные формы работы используете вы в проведении экскурсий и встреч? Таков был вопрос в анкете. Учитывая, что он вызвал затруднения, мы решили открыть фабрику по производству микрофонов, магнитофонов и фотоаппаратов.
Уважаемые педагоги!
На ваших столах вы видите отрезки бумаги, бересты, катушки, спичечные коробки – словом все необходимое для изготовления рупоров; и коробки из-под обуви, сахара, духов – для изготовления магнитофонов, фотоаппаратов, кассет. (Ведущая показывает несколько видов микрофонов и магнитофонов, фотоаппаратов и предлагает сделать по подобию понравившиеся им виды.)
Давайте представим себе экскурсию, например, в кабинет к врачу или в библиотеку, в которую мы с детьми придем не как дети, а как журналисты, фотографы.
«Дети, вы знаете, кто такой журналист, фотограф? А вы хотите им стать? – загадочно спрашиваете вы их на занятии по конструированию. – Нам предстоит экскурсия в библиотеку. Для того чтобы стать фотографом, нужно иметь фотоаппарат, журналистом – микрофон». Начало – это изготовление с детьми одного из видов микрофонов, магнитофонов, фотоаппаратов, а потом подготовка вопросов. «Журналисты заранее продумывают вопросы. Давайте и мы продумаем, о чем спросить библиотекаря, что попросить показать. Как начать встречу, как закончить?»
нужно заранее договориться с людьми этих профессий. После встречи – снова игра: изготовление (рисование) фотографий, выступление по телевидению, репортажи с места событий.
Видя ваш интерес к этому вопросу, и веря в то, что мы сможем создать самые разнообразные, фантастически необычные сюжеты, предлагаю включить в решение предложение: каждому педагогу разработать в течение месяца одну из встреч-экскурсий с людьми разных профессий. Чтобы не было повторений, определитесь сейчас, с людьми, какой профессии вы продумаете встречу.
На нашем педсовете сегодня мы много уделяли внимания воспитанию у детей положительного отношения к труду, но ясно, что без создания условий для труда, а также всего необходимого, добиться результатов невозможно.
А что можно приобрести в группах силами ваших родителей, вас, администрации, вы увидите сейчас на выставке.
Пожалуйста, подойдите, к выставке, познакомьтесь с нею. Мы очень надеемся, что эта выставка вызовет ваш интерес и желание создать все это у себя в группе.
А сейчас составьте список необходимого для организации трудовых дел с детьми. В течение двух недель выставка будет работать для того, чтобы те родители, которым вы поручите изготовить что-то, могли это увидеть. Администрация детского сада готова к встрече с педагогами каждой группы. В уютной, теплой и доброжелательной обстановке (за самоваром) мы сможем обстоятельно по этому списку определить нашу помощь вам. Какую помощь вы ждете, подумайте заранее. На этой встрече вы сможете задать любой вопрос по данной теме. Мы готовы и очень хотим помочь вам в приобретении и создании всего необходимого для организации труда с детьми.
А сейчас наш разговор пойдет о проблемах трудового воспитания. Одна из них – выход из сложных ситуаций, исход которых во многом зависит от нашей находчивости, отношения к ним. На ваше рассмотрение мы выбрали наиболее типичные (с ситуациями желательно познакомить заранее).
1. Группе детей поручили убрать игровой уголок. Дети быстро справились с заданием, и только Таня все еще продолжала раскладывать детали строителя, группируя их строго по форме. Воспитательница похвалила всех детей кроме Тани, назвав ее «копушей». Верно, ли поступил педагог? Как вы поступаете в подобных случаях?
2. Среди детей, убирающих участок, воспитатель заметил праздно гуляющего Вову. «А ты, почему не трудишься?» - спросила она. «Я не хочу». Как вызвать желание ребенка, чем заинтересовать?
Не менее важные проблемы предстоит нам решить, участвуя в традиционной рубрике наших педсоветов под названием «острое блюдо».
Ведущая раздает перечницы с вопросами.
Каких ошибок следует избегать в организации труда с детьми – об этом лучше всего покажет сценка. После просмотра – обсуждение по вопросу: «Чего не должно быть».
-Уважаемые коллеги! Предлагаем вам принять участие в конкурсе пословиц о труде. Победителю вручается приз.
-А сейчас, дорогие коллеги, нам предстоит побывать в роли детей. Кто к нам стучится.
Входит книжный доктор.
-Здравствуйте, дети. Я приехал по вызову ваших книг. Вы догадываетесь, кто я? Да, я книжный доктор, потому что лечу не ребят, не зверят, а книги. Узнал, что у вас заболели книги и приехал к вам на скорой помощи. Да, да, не удивляйтесь, книжки тоже болеют. Правда, они не чихают, не кашляют, мои молчаливые пациенты плачут, стонут, страдают тихо, беззвучно. Незаметно они начинают бледнеть, желтеть, сохнуть, рассыпаться на листочки. И тут на помощь прихожу я и вы, мои помощники, юные доктора. Сейчас мы вылечим книги, чтобы они были здоровыми.
Итак: для книжек, которым пора лечиться, открылась книжная больница.
Ведущая: «Дети, отберите больные книги на полке и приходите их лечить». (Роль детей исполняют педагоги.)
Доктор достает из сумки трубку, прослушивает и осматривает каждую книжку и определяет болезнь, ставит диагноз, например: травма лицевой стороны обложки, болят бока, спина, голова, ножки, если внутри, то сердце, печень и т. д. доктор назначает лечение: если помята обложка, страницы, то прописывает горчичники – утюг (утюгом прогладить страницы, предварительно протерев это место ватой, смоченной водой); если страница порвана, то бинтом будет служить лейкопластырь.
Дает указание, чем лечить и отправляет в кабинет, т. е. указывает, за какой стол садиться. (Педагоги лечат книги.)
Ведущая: «Желательно, чтобы за каждым столом с детьми занимался взрослый: няня, родители или старшеклассники».
Книжный доктор: «Посмотрите, какими нарядными в новых чистых платьях и рубашках пойдут книжки на свою полку. Как рады они своему выздоровлению, кланяются и благодарят вас».
Доктор дарит рисунки книг.
-Если на полке не будет больных книг, то будет такая картинка – рисунок веселой книжки; если хоть одна книжка болеет – то будет рисунок плачущей книжки. Старайтесь, дети, сохранить книги, чтобы они никогда не болели.
Ведущая: «Возможно ли проведение таких встреч с вашими детьми? Какие в этом трудности? Как привлечь родителей? Какая нужна помощь?
Надеемся, до следующего педсовета уже пройдут интересные, подготовленные встречи книжных докторов с детьми и вы сможете поделиться своими впечатлениями».
Слово-эстафета: Дети будут с желанием трудиться, если я… (продолжить предложение).
РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
«Воспитание трудом»
1. Организовать встречи с педагогами каждой группы по обсуждению проблем трудового воспитания (сроки для каждой группы).
2. Объявить конкурс творческих идей по трудовому воспитанию (срок – 2 недели, придумать сюжеты секретных, тайных трудовых заданий для детей.
Распределить виды труда : изготовление кормушек, скворечника (с участием родителей, уборка территории, наполнение песочницы, окапывание деревьев, полив цветов, мытье игрушек, прополка сорняков, посадка лука, пересадка цветов, ремонт игрушек, ремонт книг, изготовление подарков для встречи с людьми разных профессий, мытье стульев, шкафов, мытье стаканчиков, досок, мытье аквариума, уборка клетки хомяка, свинки, расчистка снега, сбор корма для птиц (семян подорожника, уборка игрового уголка, строителя, настольных игр.
3. Разработать экскурсии, встречи с людьми разных профессий.
4. Составить стихи для релаксации на тему трудового воспитания с верою в детей : дружно трудятся, любят труд, с желанием работают, доводят дело до конца, помогают друг другу, моют шкафчики, стулья заболевших товарищей, закатывают рукава, помогают в беде деревьям (окапывают, лечат, книжкам, изготавливают игрушки, скворечники и кормушки, побеждают в войне с королем Мусора, помогают малышам.
Победители лучших сценариев тайных трудовых заданий, экскурсий и встреч с людьми разных профессий, стихов к релаксации будут определены на встрече-конкурсе творческих идей, которая состоится (число, где каждый (включая администрацию) предлагает свои варианты.
5. Оформить лучшие идеи конкурсных работ в альбом творческих идей по трудовому воспитанию.
6. Каждому педагогу оформить тетради по трудовому воспитанию, в которые внести игры, соревнования, стихи, пословицы, песни на тему о труде. В помощь – материалы альбома (срок – день встреч с педагогами группы).
Долгожданный момент нашей встречи – дегустация ароматных вкусных варений, приготовленных мастерами-кулинарами. Во время чаепития педагоги знакомятся с рецептами приготовления варений. Приз победителю-кулинару. Вручаются призы за выставку урожая, обмен опытом по выращиванию овощей и фруктов или приготовлению блюд.
В заключение нашего разговора хочется от души поблагодарить Вас, дорогие коллеги, за активное участие в подготовке и проведении педсовета.
(На фоне музыки.) Пусть воспитание наших детей в труде станет основой воспитания, а мудрые слова напутствия поэта дойдут до каждого из наших детей:
Труд – это жизнь, это радость и свет.
Лени нигде оправдания нет.
Если ты сможешь это понять,
Счастья тогда у тебя не отнять.
Если же этого ты не поймешь,
Горе тебе, пропадешь ни за грош.
Пусть радость труда каждого ребенка, будет несравнима ни с какой другой радостью.
Сделаем для этого все!
ПРИЛОЖЕНИЕ
П О С Л О В И Ц Ы О Т Р У Д Е
1. без труда нет плода
2. воля и труд, дивные всходы дают
3. маленькое дело лучше большого безделья
4. советы хорошо, а дело лучше
5. поспешишь – людей насмешишь
6. не спеши языком – торопись делом
7. умелые руки не знают скуки
8. дело мастера боится
9. сделал дело – гуляй смело
10. скучен день до вечера – коли делать нечего
11. что на месте лежит, то само в руки бежит
12. в деле не сила нужна, а умение
13. без труда не вытащишь и рыбку из пруда
14. человек от лени болеет, от труда здоровеет
15. где охота и труд – там поля цветут
16. птицу узнают в полете – человека в работе
17. кто первый в труде – тому слава везде
18. рукам – работа, душе – праздник
19. без труда жить – только небо коптить
20. кто любит трудиться, тому без дела не сидится
21. делу время, а потехе час
22. всякое дело концом хорошо
23. делано наспех - сделано на смех
24. мыло серо да моет бело
С Т И Х И О Т Р У Д Е
В горшочке цветок. Вымыла тарелки я
Его листья поникли. Глубокие и мелкие.
Грустит он о чем? Смеются белолицые.
Угадай его мысли. «Ах, нравится водица нам».
Что случилось у Маринки? Всегда найдется дело для умелых рук,
Перессорились ботинки. Если хорошенько посмотреть вокруг.
Друг от друга отвернулись, А тот, кто дела не найдет,
Рассердились и надулись. Пускай скучает целый год
Поменяла их местами - И лентяем, и лентяем, и лентяем
Перестали дуться сами. прослывет.