Анна Ерофеева
Педсовет «Интеграция основного дополнительного образования и внеурочной деятельности как условие саморазвития учащихся»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет-практикум заместителя директора по воспитательной работе на тему «Интеграция основного, дополнительного образования и внеурочной деятельности как условие последующего саморазвития, самоопределения и социализации учащихся»[/h3]
ВСТУПЛЕНИЕ
Добрый день уважаемые коллеги!
Публикация «Педсовет „Интеграция основного дополнительного образования и внеурочной деятельности как условие саморазвития учащихся“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Я рада, что в этот солнечный весенний день мы в очередной раз собрались нашим дружным педагогическим коллективом на педсовет-практикум для обсуждения и решения самых актуальных для нашей школы педагогических «проблем». (слайд 1).
Сегодня по данной теме основным докладчиком являюсь я, но также, по некоторым важным вопросам, мне будут помогать мои коллеги-содокладчики Никитюк Е. А., Лыга Е. А., Гузева А. Е.
Чтобы наш педсовет прошел интересно, продуктивно и лаконично предлагаю определится с регламентом: основной докладчик – выступление до 15 минут, содокладчики - до 10 минут. Давайте проголосуем.
Секретарём данного педсовета назначена Калюжная А. В. (учитель филолог, которая будет записывать основные моменты под протокол.
Желаю всем продуктивной работы и отличного настроения.
И традиционно, начать педсовет мне бы хотелось с минутки психологического настроя и замечательной притчи, которую я использую в разных классах в качестве эмоционального настроя учащихся на урок.
Притча называется «Хрупкие игрушки»
(в руках выступающего мягкая подушка в виде сердца)
Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут.
— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это и научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней.
«Сердце» для многих людей является символом таких великих чувств как любовь, доброта и многие другие, которые мы должны привить нашим детям.
Сейчас мы будем передавать это сердце (мягкая игрушка) и называть качества характера человека, которые на ваш взгляд необходимы в жизни каждого.
Личность не воспитывается по частям, не воспитывается сразу, а постепенно создается всей суммой влияний, которым она подвергается.
А. С. Макаренко (слайд 2)
И давайте не забывать такие замечательные слова Оскара Уайльда «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми». (слайд 3)
Конвенция о правах ребенка гласит:
«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы, роста и развития. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве. Их жизнь должна становиться более полной по мере того, как расширяются их перспективы, и они приобретают свой жизненный опыт».
И помочь в решении данных задач и социализации учащихся, может только такая форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов учебно-воспитательного процесса, как внеурочная деятельность. (слайд 4)
Образование становится более эффективным при интеграции урочной и внеурочной деятельности.
Поэтому, уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию тему педагогического совета «Интеграция основного, дополнительного образования и внеурочной деятельности как условие последующего саморазвития, самоопределения и социализации учащихся». (слайд 5)
В данном педсовете нами определены следующие цель и задачи. (слайд 6)
Цель педсовета – создание благоприятной воспитательной среды, обеспечивающей активизацию образовательных, социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность и реализацию жизненных потребностей.
Нами определены и следующие задачи: (слайд 7)
1) Выявлять эффективные методы вовлечения учащихся в разностороннюю деятельность учебно-воспитательного процесса;
2) обогащать педагогический опыт грамотными приемами интеграции основного и дополнительного образования;
3) побуждать участников образовательного процесса к самостоятельной организации собственной учебно-воспитательной деятельности;
4) выявлять и развивать индивидуальные творческие способности каждого учащегося с последующим применением их в
5) стимулировать обучающихся к выполнению социальных исследований и проектов, созданию творческих работ.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Современный этап развития нашего общества требует качественно нового подхода к организации образования подрастающего поколения, а, следовательно, возрастает и ответственность образования за подготовку человека, способного жить в современных условиях. (слайд 8)
Современными требованиями школы определены новые результаты образования в виде предметных, метапредметных и личностных результатов. Совершенно логично, что для их достижения должны быть предложены и новые ресурсы. Вот одним из таких ресурсов, по замыслам разработчиков стандартов, и должна стать интеграция урочной деятельности с дополнительным образованием.
При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или же с одарёнными детьми. Главное – осуществить на основе взаимных интересов содружество общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования. (слайд 9)
Интеграция основного и дополнительного образования приобретает особую значимость при организации внеурочной деятельности. Это продиктовано общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в учебное и личное время, а также обосновано реальной целесообразностью объединения данных ресурсов. (слайд 10)
В Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи ДНР сформулирована высшая цель образования, а именно – высоконравственный, всесторонне развитый, творческий, компетентный гражданин Республики, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в социальных, духовных и культурных традициях своего многонационального народа. (слайд 11)
Современному обществу необходимы не только высокообразованные, но и духовно богатые, инициативные граждане, способные адекватно относиться к происходящему в мире, к пониманию себя и своего места в обществе, активные и способные к прогнозированию возможных последствий своих действий. В связи с этим возрастает значимость воспитательного компонента системы образования.
Рассматривая дополнительное образование как важнейшее средство гармоничного развития личности на всех этапах обучения, я считаю, что оно должно обогащать основное (базовое) образование и компенсировать его недостатки. Являясь элементом общего образования, содержание дополнительного образования предполагает целостное развитие личности каждого школьника: психологическое, духовно-нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и физическое.
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять при интеграции с внеурочной. (слайд 12)
Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и формирование духовно-нравственного потенциала, высокого уровня самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
В условиях современной школы нет, и не может быть четкого разграничения урочной и внеурочной деятельности детей. Небольшая численность нашей школы позволяет подходить более гибко к построению урочной и внеурочной деятельности. Урок вполне может логично переходить в воспитательные мероприятия или в занятие внеурочной деятельностью и наоборот. (слайд 13)
Поэтому в нашей школе идеи интеграции урочной и внеурочной деятельности воплощаются достаточно полно. Анализ посещения занятий внеурочной деятельностью показывает, что они зачастую построены на углублении знаний основного образования (дополняя друг друга) просматривается расширение программного материала на занятиях внеурочной деятельностью. Каждый учитель использует свою форму интеграции, которая имеет определенной уровень результативности. (слайд 14)
Сегодня будут приведены примеры интеграции средств урочной и внеурочной деятельности, где-то отличающиеся от привычной для нас формы ведения занятий, которые обогащают интеллектуальное развитие ребенка.
Интеграцию внеурочной деятельности в образовательном учреждении можно представить на внутреннем и внешнем уровне. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении, внешняя – взаимодействие учреждения с социумом, другими структурами дополнительного образования. В своей работе мы объединяем 2 этих уровня, которые рассматриваем как взаимосвязь и взаимодействие различных педагогических средств.
Интеграция ведет к рождению новых педагогических средств и может осуществляться в следующих направлениях: (слайд 15)
• расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам; повышение воспитательного потенциала учебного процесса, влияния учебной деятельности на нравственное и в целом социальное становление ребенка;
• усиление интеллектуального, познавательного характера внеурочной деятельности;
• использование комплекса педагогических средств, которые стирают грани между учебным процессом и внеурочной деятельностью детей, в относительно равной мере решают воспитательные и образовательные задачи, обеспечивают разностороннее развитие учащихся.
При реализации данного процесса порой педагогический коллектив сталкивается с рядом трудностей, которые влияют на эффективность его организации:
• недостаточная оснащенность кабинетов средствами ИКТ (наличие мультимедийного оборудования в достаточном количестве);
• отсутствие актового зала;
• отсутствие свободного доступа к сети Интернет;
• слабая взаимная заинтересованность семьи в сотрудничестве с образовательной организацией, в том числе в вопросах осуществления совместных проектов.
Высокий уровень интеграции урочной и внеурочной деятельности детей предполагает использование педагогических средств, которые не регламентируются классно-урочной системой, а представляют собой новое качественное образование.
Дополнительное образование в МОУ «Новоамвросиевская школа» организовано по следующим видам деятельности : игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная, трудовая досугово-развлекательная, проектная и исследовательская деятельность, а так же художественное и техническое творчество.
В настоящее время в школе существует 2 основные модели организации внеурочной деятельности.
Первая модель характеризуется выбором специальных кружков и секций, работа которых сочетается с образовательными дисциплинами. Вся внеурочная деятельность школы полностью зависят от имеющихся кадровых и материальных возможностей. Но даже и такой вариант организации внеурочной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их интересов в свободное время.
Вторая модель отличается организацией внеурочной деятельности, которая построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание внеурочной деятельности и дополняют основную работу школы.
Уже на протяжении нескольких лет школой осуществляется тесное сотрудничество и партнерские взаимоотношения с институтами дополнительного образования действующих в поселке: Новоамвросиевский Дом Культуры и Новоамвросиевская школа искусств.
В следствии интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует динамичному развитию и расцвету современного общества.
Хотелось бы отметить, что на определенных уроках, таких как трудовое обучение и изобразительное искусство обучающимися изготавливаются некоторые творческие работы, которые можно использовать и в общественной жизни школы.
На уроках Смоляковой А. И. (учитель рисования и трудового обучения) воспитанниками школы создаются декорации для общешкольных мероприятий, открытых уроков. Работы учащихся посещающих кружки Симатова В. Н. (учитель трудового обучения и руководитель кружков декоративно-прикладного направления) занимают призовые места на районном и Республиканском уровне и их можно использовать как на уроках, так и в быту. (слайд 16)