Галина Журавлева
Педагогический проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством поэта Николая Павлинова»
Педагогический проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к миру поэзии и умения выразительно читать стихи»
«Капельки поэзии»
(знакомство с творчеством поэта Николая Павлинова)
Актуальность:
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится
к гармонии русского слова, сердце преисполнится
чувством изящного, пусть поэзия действует
на них так же, как и музыка».
В. Г. Белинский
Публикация «Педагогический проект „Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством поэта Николая Павлинова“» размещена в разделах
- Павлин. Все о павлинах для детей
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Поэзия – удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, обыденности и обогащает духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее. Поэзия развивает ум, затрагивает чуткое человеческое сердце и самые потаённые уголки души. Педагоги и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Детская память очень восприимчива. То, что выучил хорошо в детстве, запоминается на всю жизнь.
Как педагоги дошкольного учреждения, мы считаем, что на протяжении всего дошкольного детства одной из главных задач является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти.
Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а так же решает задачи формирования звуковой культуры речи, помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции. Чудодейственные свойства детской поэзии были замечены давно. Если ребенку грустно, если он плачет от боли или обиды, веселый стишок обласкает, рассмешит, высушит слезы. Если ребенок капризничает, балуется, дерется – рифмованные строчки остановят забияку, пристыдят обидчика и драчуна. А еще будут способствовать развитию речи, обогатят словарный запас ребенка, научат его использовать образные определения и метафоры, помогут освоить грамматику родного языка, овладеть связной речью.
К сожалению, из личного педагогического опыта нам известно, что всё чаще приходится сталкиваться с детьми, в семьях которых равнодушно относятся к чтению художественной литературы, а иногда, совсем не заслуженно, совершенно не уделяют внимания поэтическим произведениям. Современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, который знает много стихов. Потом учителя и родители сетуют, что у детей плохая память.
В 5 лет дети уже могут выучить по 3-4 четверостишия. В детском саду, обычно к праздникам, поручают выучить несколько строк, но не все дети могут уверенно читать стихи наизусть при скоплении людей. Поэтому поначалу надо заниматься с детьми в привычной и уютной для них обстановке: в группе и дома. Уверенность при чтении стихов «на публику» приходит постепенно. И к этому необходимо стремиться. Это понадобится ребёнку при обучении в школе.
В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом. Программой детского сада предусматривается заучивание стихов — одно произведение в месяц. В данном проекте объем для заучивания увеличивается, но непременно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Хорошие стихи вызывают у детей интерес и быстрее запоминаются. Заучивание стихов наизусть — это лучший способ развить память, а, следовательно, и способность ребенка к обучению в целом. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объемные стихи, но и разные правила, формулы.
Цель: Приобщение детей к миру культуры и воспитание художественного вкуса через формирование у детей интереса к поэзии, умения выразительно читать стихи; содействовать развитию произвольной памяти у детей старшей группы на основе заучивания стихотворений.
Задачи:
- формировать интерес к художественной литературе;
- учить детей различным видам запоминания;
- познакомить детей со стихами поэта Николая Павлинова;
- создать благоприятную среду для заучивания стихотворений наизусть;
- развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь;
- формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать стихи наизусть и понимать рассказанное.
Теоретическое обоснование темы:
Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, чёткой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
Можно ли научить этому ребенка? Да, можно.
Мы много внимания уделяем вопросам ознакомления детей с поэзией и учим своих воспитанников эмоционально, выразительно, проникновенно читать стихи.
Мы согласны с мнением Стародубовой Н. А («Теория и методика развития речи дошкольника», что в методике развития речи особое место должна занимать работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.
Мы считаем, что в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией (совокупностью правил устной речи). С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений.
В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.
Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть.
Задача педагога - подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, что представляет известную сложность.
Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста.
С другой стороны, существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми. Исходя из этого, большое значение имеет методически грамотный подход к заучиванию стихотворений.
Тип проекта : педагогический
Длительность: 3 недели (с 12.03.2020г. по 31.03.2020г.)
Риски: Слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути преодоления: Преподносить «стихотворный материал проекта» на позитиве, не перегружая объемом детей и родителей, педагогам проявлять большую заинтересованность проектом, делиться результатами работы на каждом этапе проекта. Пригласить родителей на итоговое мероприятие. Создать папку для родителей «Стихи Николая Павлинова»
Подборка стихотворений для проекта :
• У мышки в норке
• Не будите крокодила!
• Спасите бегемота!
• Во дворе
• Незадача с задачкой
• Упрямый ишак
• Мышка и кошка
• Мир вашему дому!
• О пользе грязи
• Два волка. Притча
• Шёл я лесом.
• Шёл по улице прохожий
• Я не бью баклуши!
• Самокат
• Непонятки
• Вруша
Этапы работы:
1 этап:
Организационный - подбор стихотворного материала;
- первичная диагностика детей (память, внимание);
- ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
2 этап:
Практический - знакомство со стихами, их обсуждение;
- распределение стихов между детьми для заучивания;
- беседы с родителями, консультации, подготовка папки для родителей по реализации проекта с текстами стихотворений.
3 этап:
Заключительный Проведение итогового мероприятия «Дети читают стихи» с приглашением родителей и педагогов д/сада.
Образ конечного результата Критерии оценки
Повышение уровня знаний о детской художественной литературе.
Расширение кругозора.
Знакомство с поэтом Николаем Павлиновым, с его стихами.
Повышение интереса к заучиванию стихов наизусть. Опрос детей по стихотворному материалу до начала проекта и после окончания работы, сравнительный анализ.
Обсуждения и беседы по содержанию изученных стихов.
Отзывы родителей и самих детей о проделанной работе по проекту.
Привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении.
Проведение итогового мероприятия «Дети читают стихи» с приглашением родителей и педагогов д/сада. Выступление чтецов.
Отзывы родителей и коллег.