Хуторова Наталья Михайловна
Педагогический проект «Здоровым быть — здорово!» в образовательной области «Физическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
Двигательная активность дошкольников является важнейшим компонентом их образа жизни и поведения. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма. Также установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Поэтому искусству сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение.
Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Проблема. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?
Гипотеза: если мы в процессе организованной, оздоровительной деятельности будем формировать у воспитанников осознанное отношение к своему здоровью, понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, то это поможет сохранению, укреплению, оздоровлению детей.
Так появилась необходимость введения в жизнь детей проекта «Здоровым быть – здорово!».
Цель проекта. Создание необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей. Формирование у всех участников проекта мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья.
Задачи проекта.
Образовательные :
• совершенствовать здоровьесберегающее пространство;
• расширять и обогащать опыт детей по способам и правилам сохранения здоровья;
• продолжать приобщать родителей к активной совместной работе и объединять совместные усилия по оздоровлению, воспитанию и физическому развитию воспитанников;
• расширять и обогащать опыт родителей по способам и правилам сохранения здоровья детей.
• прививать привычку повседневной физической активности;
Оздоровительные :
• проанализировать состояние здоровья воспитанников на момент начала проекта;
• сохранять и укреплять здоровье детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания;
• способствовать укреплению сердечно – сосудистой, дыхательной систем, стимулировать нервно – мышечную систему;
• повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям;
• улучшать психоэмоциональное состояние детей.
Развивающие :
• содействовать развитию физических качеств (ловкости, быстроты, гибкости, равновесия, глазомера, силы и выносливости);
• повышение активности и общей работоспособности;
Воспитательные:
• формировать интерес к занятиям физической культуры;
• воспитывать дружелюбие;
• воспитывать интерес к физкультуре и спорту;
• способствовать выработке у детей привычки соблюдения режима дня, потребности в ежедневных физических упражнениях и играх.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при усвоении комплексного использования всех средств физического воспитания.
Участники проекта : дети 5-7 лет, инструктор по физической культуре, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель – логопед, медицинский работник, родители.
Ожидаемые результаты проекта :
• создание модели организации работы по физическому развитию детей;
• обновление и пополнение развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
• разработка примерного перспективного планирования по физическому развитию детей 5 - 7 лет, методических разработок;
• разработка методических материалов по теме (конспектов НОД, сценариев спортивных праздников, досугов и развлечений, видеопрезентаций для детей и родителей, консультаций для родителей и педагогов и другое).
• совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по физическому развитию детей дошкольного возраста;
• использование в образовательном процессе инновационных форм работы с детьми;
• повышение качества воспитательно – образовательной работы с детьми;
• расширение сотрудничества детского сада с организациями города;
• рост престижа дошкольного образовательного учреждения.
Предполагаемые результаты проекта :
• увеличилось количество детей с высоким уровнем физической подготовленности;
• снизилась заболеваемость;
• у дошкольников сформировано желание вести здоровый образ жизни;
• появление у детей возможности активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;
• сформированы элементарные представления о пользе занятий физической культурой и освоения культурно-гигиенических навыков;
• дети знают большое количество упражнений, много подвижных игр, пальчиковых, дыхательных, зрительных, артикуляционных гимнастик;
• активизировалось участие родителей в физкультурно-оздоровительном процессе;
• повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровья.
Механизмы реализации проекта :
Проект реализуется через интеграцию физкультурно - оздоровительного развития с использованием современных информационно-коммуникативных технологий и применением современных методик для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и достижения позитивного результата. Используется комплексный подход к оздоровительной работе вместе с другими направлениями воспитания, что отвечает современным ФГОС ДО к общеобразовательной программе.
Тип проекта : оздоровительный, информационно – игровой, практический, поисковый, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Срок реализации проекта : 01.10.2020 – 30.04.2021.
Главные принципы работы по физическому развитию по реализации проекта :
• Принцип активности и сознательности — определяется через участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
• Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
• Принцип «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
• Принцип доступности и индивидуализации – оздоровительная работа в детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
• Принцип оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья воспитанников. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
• Принцип взаимосвязи с семьей - соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка
Формы работы с детьми по данному направлению разнообразны :
1. Специально организованная деятельность:
• гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;
• гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т. д.);
• занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие);
• подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения;
• оздоровительный бег;
• динамические паузы;
• коррегирующая гимнастика (включающая упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж);
• гимнастика пробуждения;
• закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны);
• прием детей на улице в теплое время года;
• оснащение спортинвентарем, оборудованием, наличием спортзала, спортплощадки, спортивных уголков в группах;
2. Совместная деятельность с детьми:
индивидуальная здоровьесберегающая работа, подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, кружковая работа, коммуникативные игры, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья.
3. Самостоятельная деятельность детей:
в спортивном уголке, на спортплощадке с использованием спортивного инвентаря, наблюдения за поведением ребенка.
4. Интеграция с другими образовательными областями :
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Все формы работы позволят повысить двигательную активность детей.
Здоровьесберегающие технологии :
• народные игры, подвижные игры, спортивные игры;
• игровые упражнения, игровые задания;
• гимнастика коррегирующая;
• гимнастика пальчиковая;
• гимнастика для глаз;
• динамическая пауза;
• релаксация;
• прогулка;
• утренняя гимнастика;
• закаливание;
• индивидуальная профилактическая работа;
• свободная двигательная активность.
Все проводится в игровой форме!
Этапы реализации проекта
- определение темы и проблемы будущего проекта, постановка цели и задач;
- изучение и подборка литературы по данной теме;
-диагностика детей;
- разработка конспектов мероприятий;
- подготовительная работа с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ.
- проведение с детьми бесед:
«О физкультурниках и спортсменах»,
«Что такое Олимпиада»,
«Разговор о правильном питании»,
«Здоровье и польза утренней гимнастики»,
«Мы любим спорт»
- проведение спортивных мероприятий:
игровых занятий;
дидактических игр и упражнений,
досугов, развлечений,
веселых стартов, эстафет,
викторин
- чтение детям художественной литературы по теме:
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу»,
заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о спорте;
- слушание музыкальных произведений о зарядке, здоровье, физкультуре и спорте;
- рассматривание картин и иллюстраций;
- выставка рисунков, составление альбомов и мини – сборников;
- проведение спортивных праздников:
«Неделя игры и игрушки»,
«Зимние забавы»,
«23 Февраля»,
«Мамины помощники»
«Неделя здоровья»
«Игры народов мира» и др.
План работы по реализации проекта на 2020 –2021 учебный год
Октябрь
«Здоровье и польза утренней гимнастики».
Выявить отношение детей к занятиям утренней гимнастикой.
Образовательные области :
«Речевое развитие» :
- беседа «Здоровье и польза утренней гимнастики»;
«Художественно – эстетическое развитие» :
- «Песня про зарядку» слова В. Викторова;
- рисование: «Мы делаем зарядку».
«Путешествие на планету здоровья».
Закреплять знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности
Воспитывать желание быть здоровым.
Образовательные области :
«Речевое развитие» :
- беседа: «Здоровье и болезнь»;
«Художественно – эстетическое развитие» :
- рисование:
«Дерево здоровья»;
«Социально – коммуникативное развитие» :
- сюжетно – ролевая игра: «Больница».
«В стране витаминов и полезных продуктов».
Закрепить знания о пользе витаминов и полезных продуктах,
формировать потребность в двигательной активности.
Образовательные области :
«Речевое развитие» :
- беседа: «О витаминах и полезных продуктах»;
- разучивание стихов о пользе витаминов;
«Познавательное развитие» :
- дидактическая игра: «Полезные и вредные продукты»;
«Художественно – эстетическое развитие» :
- изготовление коллажа:
«Витаминное лукошко».
Ноябрь
Физкультурные досуги «Неделя игры и игрушки»
Совершенствовать умение свободно выполнять упражнения, направленные на укрепление мышц и суставов, профилактику плоскостопия и осанки. Укреплять дыхательную систему, согласовывать
движения с речью и музыкой.
Образовательные области :
«Речевое развитие» :
- разучивание чистоговорок, скороговорок;
«Художественно – эстетическое развитие» :
- музыкальный оркестр «Веселые молоточки»;
- изготовление атрибутов для подвижных игр: «Собери букет», «Волк во рву».
Спортивное развлечение «Мамины помощники!»» посвященное Дню матери. Формировать гармоничную личность (чувство уважения, доброты к близким людям).
Образовательные области :
«Речевое развитие» :
- заучивание стихов о маме;
- составление рассказа»;
- «Мамины помощники»;
- беседа: «Мамочка любимая»;
«Художественно – эстетическое развитие» :
- изготовление подарков для мам;
- разучивание и пение песен о маме.
«Мамина - улыбка».
Воспитывать уважительное отношение к маме, познакомить с праздником «День матери» вызвать у детей положительные эмоции во время изготовления газеты.
Образовательные области :
«Речевое развитие» :
- беседа – интервью «Моя мама»;
«Художественно – эстетическое развитие» :
Декабрь
Неделя здоровья «Здоровым быть – здорово!».
Формирование основ здорового образа жизни.
Образовательные области :
«Речевое развитие» :
- беседа:
«Если хочешь быть здоров – закаляйся»;
«Художественно – эстетическое развитие» :
- лепка: «Дети на прогулке»;
«Познавательное развитие» :
- дидактическая игра: «Азбука здоровья».
Зимние спортивные игры-соревнования «Эх ты, зимушка-зима».
Закрепление знаний о зимних видах спорта, воспитывать желание заниматься спортом.
Образовательные области :
«Речевое развитие» :
- составление рассказа о зимних видах спорта;
- рассматривание иллюстрации: «Игры зимой» :
«Художественно – эстетическое развитие» :
- изготовление макета: «Зимний стадион».
«Спорт в картинках».
Развивать у ребят интерес к спорту, понимать значение спорта в жизни человека.
Образовательные области :
«Речевое развитие» :
- рассматривание картинок о спорте;
«Познавательное развитие» :
- дидактическая игра «Спортсмены».
Соревнования «Веселые старты».
Развивать физические качества : выносливость, быстроту способствовать развитию положительных эмоций.
Воспитывать чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.
Образовательные области :
«Речевое развитие» :
- рассказывание детей по теме: «Кто занимается спортом»;
«Познавательное развитие» :
- дидактическая игра:
«Собери картинку».
Январь
Спортивное развлечение на улице «Зимние забавы»
Беседа «Как я буду закаляться?»
Познакомить детей с доступными видами закаливания и их влиянием на детский организм.
Образовательные области :
«Речевое развитие» :
- рассматривание иллюстраций о разных видах закаливания;
- разучивание пословиц и поговорок о здоровье.
«Вечер подвижных игр».
Формирование двигательной активности детей, направленной на укрепление осанки и координации движений.
Образовательные области :
«Художественно – эстетическое развитие» :
- изготовление атрибутов к подвижным играм;
- музыкально – ритмические игры: «Марафон – топотунчик», «То, что нужно».
Февраль
Проведение спортивных праздников 23 февраля:
«Армейский магазин», «Будем сильными расти», «Мы, как только подрастем, в армию служить пойдем», «Морское путешествие».
Мастер – класс с участием родителей «Самбо для дошкольников»
Образовательные области :
«Речевое развитие» :
- беседа: «Профессия моих родителей»;
«Художественно – эстетическое развитие» :
- изготовление альбома:
«Мир профессий»;
- музыкально – ритмическая игра «Все профессии важны, все профессии нужны».
Расширять знания о Российской Армии:
- сформировать чувство патриотизма, гордости за свое Отечество, за воинов российской армии, за их доблесть, смелость;
- воспитывать желание быть похожими на них.
Образовательные области :
«Речевое развитие» :
- беседа на тему:
«Нашей Родине служу»;
«Художественно – эстетическое развитие» :
- изготовление атрибутов для игр: «Пограничники», «Моряки»;
- изготовление подарочных открыток для пап;
- слушание песен военно – патриотической тематике;
«Социально – коммуникативное развитие» :
- приглашение в гости военнослужащих, беседа о их нелегкой службе.
Выставка - парад военной техники.
Познакомить детей с современной военной техникой, воспитывать чувство гордости за Российскую Армию.
Образовательные области :
«Речевое развитие» :
- рассматривание иллюстраций с изображением военной техники;
«Познавательное развитие» :
- просмотр телепередач, военный парад на Красной площади;
«Художественно – эстетическое развитие» :
- изготовление макетов военной техники.
Март
Развлечение
«Широкая Масленица».
Приобщать детей к народной культуре, познакомить с историей праздника.
Формировать основные виды движений, воспитывать чувство уверенности в своих силах, доброжелательное отношение друг к другу.
Образовательные области :
«Речевое развитие» :
- беседы: «Традиции народных гуляний намасленичной недели»;
«Художественно – эстетическое развитие» :
- создание альбома: «Широкая масленица»;
- слушание и пение народных песен.
Соревнования «Всей семьёй на старт».
Побуждать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить с доступными способами его укрепления.
Образовательные области :
«Речевое развитие» :
- беседа: «Личная гигиена»;
- загадывание загадок о здоровом образе жизни;
«Познавательное развитие»
- мини – викторина: «Здоровье и болезнь»;
«Художественно – эстетическое развитие» :
- изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Больница».
Апрель
Соревнования «Школа мяча».
Совершенствовать двигательные умения и навыки детей,развивать интерес к спортивным играм.
Образовательные области :
«Речевое развитие» :
- заучивание стихов и загадок о спорте;
- составление рассказов о видах спорта;
«Художественно – эстетическое развитие» :
- музыкально – ритмические игры: «Чика – рика»; «Буратино» и т. д.
Развивать потребность в выполнении профилактических упражнений, игр и занятий на свежем воздухе.
Образовательные области :
«Речевое развитие» :
- беседа: «На воде, на воздухе, на солнце»;
«Познавательное развитие» :
- игры и эксперименты с водой;
«Художественно – эстетическое развитие» :
- рисование «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья».