галина смольянинова
Педагогический проект эколого-нравственной направленности в подготовительной группе «Березка! Нет тебя прекраснее!»
▼ Скачать + Заказать документы
Березка! Нет тебя прекраснее!
Как ты по-русски хороша!
Тобой любуясь в утро раннее
Моя волнуется душа!
Клименко Людмила
Введение:
Личность каждого человека складывается не только из генетически обусловленного набора индивидуальных черт, но и из отношения индивида к окружающему миру, другим людям и, конечно же, к природе.
Публикация «Педагогический проект эколого-нравственной направленности в подготовительной группе „Березка! Нет тебя прекраснее!“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики, которая подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в системе ценностных ориентаций.
Сегодня главной проблемой человеческого общества становится охрана природы. Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди - это незнание. Если человек почти ничего не знает о природе, не понимает ее значения, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Дошкольники не в силах решить какие-то крупные задачи по охране природы, но и то малое, что они сделают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы.
Актуальность:
Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка хорошо известна. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формируется чувство прекрасного. В процессе экологического образования у детей формируются познавательные действия, развивается познавательная мотивация и интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. те личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Определение проблемы:
Наша группа называется «Березка». На вопрос к детям: «Почему это дерево почитают в нашей стране?», последовали скудные ответы. И поэтому в своей работе с детьми я остановилась на выборе проекта о берёзе – символе нашей Родины с целью углубления знаний дошкольников о берёзе и воспитания у них экологического самосознания.
Маленькие дети любят действовать: наблюдать, рассматривать и это необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты, движения на свежем воздухе во время прогулки, игры, сочинение рассказов о берёзе и о природе. Чтобы охватить все виды деятельности под одной темой, я решила разработать проект «Березка! Нет тебя прекраснее!» для того, чтобы познакомить детей с символом нашей страны берёзой, и воспитать желание беречь и любить русскую красавицу. Ведь для русского человека нет дерева роднее, чем берёза.
Проект позволит нам больше узнать о берёзе как о растении, понять, почему она является символом России, узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.
Причины проблемы:
1. Недостаточные знания детей о берёзе, как растении и как символе России.
2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
3. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей.
Цель проекта :
Создание условий для приобщения детей к русской культуре, посредством экологического воспитания.
Задачи:
1. Содействовать развитию самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности, творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков; создание условий для применения разнообразных способов обследования предметов окружающего мира.
2. Расширять представления о самом почитаемом дереве в России- берёзе, о значении её в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. О её взаимосвязях с окружающей средой.
3. Познакомить с местом березы в культуре русского человека (картины, стихи, рассказы, песни, хороводы, пословицы и т. д.)
4. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, навыки правильного поведения: любоваться красотой природы, наблюдать за растениями, не нанося им вред.
По количеству участников проект является коллективным.
Возраст детей: 6-7 лет
Тип проекта : познавательно-игровой
Вид проекта : творчески - исследовательский.
Длительность: краткосрочный (1 месяц).
Ожидаемые результаты:
Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьях и берёзы в частности, о бережном отношение к природе.
Этапы проекта :
Подготовительный :
* Определение объекта изучения.
* Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.
* Сбор информации, подбор иллюстративного материала, видеоматериала, презентаций, художественного слова и музыки по теме проекта.
Практический:
* Вхождение в игровую ситуацию.
*Прогулки на участке детского сада.
* Наблюдение за берёзой.
* Беседы с детьми.
* Работа с художественной литературой.
* Совместная деятельность воспитателя с детьми через образовательную деятельность.
* «Экологическое путешествие в лес» эколого-спортивная лыжная прогулка-поход дошкольников с родителями в лесополосу
*Рассматривание репродукций картин русских художников.
* ОД «Берёза-символ России»
Заключительный:
* ОД по теме: «Эта удивительная берёза» (итоговое занятие)
* Выставка творческих работ по теме: «Люблю берёзу русскую»
* Изготовление папки-раскладушки «Береза, березка, березонька»
Таблица интеграции образовательных областей к проекту
«Березка! Нет тебя прекраснее!»
№ п/п Образовательная область Тема мероприятия Цель мероприятия
1. «Социально-коммуникативное развитие» ОД «Берёза-символ России» (см. Приложение 1)
Изготовление папки-раскладушки вместе с детьми «Береза, березка, березонька»
Трудовая деятельность «Согреем березку» Познакомить с символом славянского культа России - березе; с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой;
приобщить к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности
Создание условий для развития инициативности, творчества; углублении представлений о березе, как символе России и о ее особенностях.
Привлекать детей к труду на участке, формировать навыки работы с лопатой, воспитывать желание оказывать посильную помощь природе.
2. «Познавательное развитие» Наблюдение за березой зимой на участке.
Цикл наблюдений за развитием веточки березы в помещении.
Экспериментирование «Вода в жизни растений»
Дидактическая игра: «Когда это бывает?»
Экспериментирование: Рассматривание бересты под лупой.
ОД
«Эта удивительная берёза»
Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются)
Развивать интерес дошкольников к познавательной деятельности через эксперимент-наблюдение за развитием почек веточек березы. Дать представление о том, что они могут расти и развиваться, если для этого созданы необходимые условия (свет, вода, тепло).
Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.
Уточнить (закрепить) знания о внешнем виде берёзы в разное время года, развивать внимание, быстроту мышления.
Содействовать проявлению самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности. Знакомство с тем, что белый цвет коры это - бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы- это чечевички, через которые проходит кислород дереву.
Продолжать расширять и углублять представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях. Уточнить понятие «береста», для чего она служит, продолжать развивать умение находить причинно-следственные связи в природе.
3. «Речевое развитие» Подбор и выставка художественной литературы о берёзе
Восприятие: рассказа В. Бианки
«Волшебная берёза», стихотворения с использованием видеоматериала
А. Прокофьева «Русская берёза» Заучивание наизусть стихотворения С. Есенина «Береза» Пополнить литературный багаж детей художественными произведениями о берёзе, помочь понять замысел произведения; развивать художественный вкус,совершенствование художественно-речевые навыки
4. «Художественно-эстетическое развитие»
Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Берёзовая роща»
Слушание песни «Во поле берёза стояла» (русская народная мелодия)
ОД нетрадиционного метода рисования «Береза в зимнем уборе».
Изготовление папки-раскладушки вместе с детьми «Береза, березка, березонька»
Выставка творческих работ по теме: «Люблю берёзу русскую» Знакомя с картиной русского художника И. Левитана «Березовая роща», расширять и уточнять представления детей о пейзажах.
Формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником и передавать его словом.
Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту русской берёзы средствами музыкального искусства.
Воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в рисунке
Создание условий для развития инициативности, творческого воображения, самостоятельности в выборе материала для работы. Углублять знания о березе, как символе России и ее особенностях.
Привлечение родителей к активному участию в совместном с детьми творчестве.
5.
«Физическое развитие» «Экологическое путешествие в лес» эколого-спортивная лыжная прогулка-поход дошкольников с родителями в лесополосу (см. приложение 3)
Пальчиковая гимнастика «Березка» Формировать у детей основы экологических позиций личности в природе и вхождение в здоровый образ жизни.
Развитие мелкой моторики рук, согласованности речи и движений
Работа с родителями:
1. Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из журналов, загадок, пословиц и поговорок о берёзе.
Цель: Расширять представления и знания детей о деревьях, об их значении в нашей жизни.
2. Изготовление берёзовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья).
Цель: Прививать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
3. «Экологическое путешествие в лес» эколого-спортивная лыжная прогулка-поход дошкольников с родителями в лесополосу (см. приложение 3)
Цель: Создать условия для совместного общения детей и родителей в процессе похода. Побуждать к взаимодействию, нахождению ответов на вопросы в результате совместной исследовательской работы.
4. Выставка творческих работ по теме: «Люблю берёзу русскую»
Цель: Привлечение родителей к активному участию в совместном с детьми творчестве.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Кадровое обеспечение.
Участники проекта :
-Дети подготовительной группы
-Родители воспитанников (совместная деятельность)
-Музыкальный руководитель
-Воспитатель группы
2. Информационное обеспечение.
- Видео, презентации
-Энциклопедии, книги, иллюстрация картин
3. Материально-техническое обеспечение.
-Фотоаппарат;
- Компьютер
-Магнитофон
Результаты проекта
- У детей сформировалась заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться им в жизни.
- Сформировались знания о берёзе, как, самом почитаемом дереве. Дети узнали о большом значении берёзы в жизни человека, а также о взаимосвязи берёзы с живой и неживой природой.
- Расширился, обогатился и активизировался словарный запас детей.
- Очень трудно переоценить работы с точки зрения эстетического воспитания.
Дети познакомились с произведениями великих русских мастеров воспевших берёзу.
- Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям. Ведь во время совместной работы дети учились собирать информацию, анализировать, выдвигать гипотезы и делать соответствующие выводы.
Список литературы:
Николаева С. Н. «Парциальная программа "Юный эколог". Для работы с детьми 3-7 лет. 2017 Николаева С. Н. «Юный эколог. Система работы в подготовительной школе группе детского сада» Мозаика-Синтез 2017
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2003.
Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?» Москва 2001.
Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва. 2005.
Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва. 2008.
Корнилова В. М. «Экологическое окно в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2008.
Чернякова В. Н. «Экологическая работа в ДОУ». Творческий центр «Сфера». Москва 2008.
Логинова В. И. «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду. Санкт –Петербург «Детство – Пресс» 2003.