Лариса Вячеславовна Сирцева
Эколого-педагогический проект для воспитанников средней группы «В сказку про зверят я приглашаю всех ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники образовательных отношений:
- педагоги: воспитатель, музыкальный руководитель;
- дети;
- родители.
Вид проекта : познавательный, групповой, краткосрочный.
Продолжительность проекта : один месяц.
Актуальность
Очень важно формировать у детей бережное отношение к животным, понимание того, что это живые существа и о них нужно постоянно заботиться. Это воспитывает в детях доброту, отзывчивость, великодушие, что является необходимыми качествами для гармонично развитой личности, готовой к жизни в современном обществе.
Публикация «Эколого-педагогический проект для воспитанников средней группы „В сказку про зверят я приглашаю всех ребят“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Цель проекта : формирование бережного заботливого отношения к животным; повышение качества и результативности образовательного процесса по данной теме через социальное партнерство с семьями воспитанников и социумом культуры.
Задачи проекта
Образовательные:
- знакомить детей с домашними и дикими животными, их внешним видом, способами передвижения. Закреплять представление детей об условиях, необходимых для жизни животных. Рассказывать об охране животных.
Развивающие:
- через различные виды детской деятельности развивать в детях любознательность, пополняя их знания новыми сведениями о животных; развивать эстетические переживания (замечать красоту животных, отражать ее в изобразительной и музыкальной творческой деятельности).
Воспитательные
- воспитывать бережное отношение к животным, вызывать желание заботиться о них.
Социальное партнерство с семьями воспитанников
Задачи
1. Познакомить родителей с проектной деятельностью.
2. Привлечь родителей к участию в образовательном процессе с целью повышения у детей знаний о животных, стремления не обижать, а проявлять добрые чувства и заботиться о них. Дать детям представление о безопасном поведении с животными.
Социальное партнерство с социумом культуры
Расширять знание детей о животных через произведения музыкального искусства; воспитывать интерес и бережное отношение к ним.
Формы организации проектной деятельности :
- образовательная деятельность;
- взаимодействие педагога и детей в различных видах деятельности в группе;
- культурно – досуговая деятельность.
Методы взаимодействия педагогов и детей в проектной деятельности :
- словесные, наглядные, практические, методы стимулирования и мотивации (похвала, поощрение).
Интеграция образовательных областей
1. Социально – коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно – эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Карта целевых ориентиров
Виды деятельности. Предполагаемый результат.
Музыкальная деятельность. Ребенок знает, помнит и узнает пройденные музыкальные произведения, рассказывающие о животных, умеет различать характер, высказывает свои впечатления о прослушанном музыкальном произведении; эмоционально реагирует на прослушанную музыку. Выразительно и эмоционально передает в движении образы животных; знает песни о животных, с удовольствием их поет как в образовательной так и в совместной с воспитателем творческой музыкальной деятельности в группе.
Приобщение к искусству. Дети знают, что такое книга, книжная иллюстрация; знакомы с иллюстрациями, изображающими животных из русских народных сказок и потешек художника Ю. Васнецова.
Изобразительная деятельность. Дети интересуются изобразительной деятельностью; положительно откликаются на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Дети обращают внимание на хорошие поступки друг друга; стараются относиться к окружающим доброжелательно.
Формирование основ безопасности. Дети понимают элементарные правила в природе, имеют представления о способах взаимодействия с животными.
Ознакомление с миром природы. Дети имеют представление о некоторых диких и домашних животных, а также об условиях, необходимых для жизни животных.
Связная речь. У детей формируется диалогическая речь: они стараются участвовать в беседе, отвечают на вопросы, понятно для слушателей, задают вопросы.
Приобщение к художественной литературе. У детей сформирован интерес к книге; они знают сказки, рассказы о животных, принимают участие в небольших инсценировках о животных, читают наизусть выразительно стихи по данной теме.
Физическая культура. У детей формируется правильная осанка; в сюжетных подвижных играх дети передают образ животных. У них развивается быстрота, сила, ловкость, пространственная ориентировка.
Система взаимодействия педагогов при подготовке к реализации проекта
Деятельность педагогов. Ответственные.
Разработать проект. Музыкальный руководитель
Разработать конспекты музыкальной непосредственно – образовательной деятельности, конспект развлечения по теме проекта. Музыкальный руководитель
Разработать конспекты непосредственно – образовательной деятельности: лепка, рисование, аппликация, развитие речи, физическое развитие, окружающий мир. Воспитатель
Оформить предметно – пространственную развивающую образовательную среду в группе в соответствии с темой проектной деятельности. Музыкальный руководитель, воспитатель.
Оформить стенгазету: «Наши любимые питомцы»; выставку рисунков родителей и детей: «Мы рисуем музыку о животных»; выставку книг о животных. Воспитатель
Оформить выставку детских работ по изобразительной деятельности в зале: «Ребята и зверята». Музыкальный руководитель
Этапы реализации проекта
1. Организационно – подготовительный этап
Проектная деятельность. Сроки реализации.
Знакомство детей с животными в разных видах детской деятельности:
- музыкальная деятельность;
- приобщение к искусству;
- изобразительная деятельность;
- социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
- формирование основ безопасности;
- ознакомление с миром природы;
- связная речь;
- приобщение к художественной литературе;
- физическая культура.
Задачи. Пополнять, закреплять, совершенствовать знания детей о животных, вызвать интерес и желание заботиться о них, развивать умение ухаживать за домашними животными; развивать эмоционально – чувственное отношение к братьям нашим меньшим, понимание того, что без помощи человека они могут погибнуть. Дать детям представление о безопасном поведении с животными (в течение всего года).
Повышение собственной профессиональной компетенции,изучение методической литературы по данной теме, разработка системы взаимодействия педагогов за месяц до начала проектной деятельности).
Социальное партнерство с семьями воспитанников. Познакомить родителей с проектом, привлечь к подготовке и проведению праздника: «Ребята и зверята» (костюмы, инсценировки, совместные игры с детьми); привлечь к изготовлению рукотворной книги о домашних животных: «Наши четвероногие друзья» (за месяц до начала проектной деятельности).
Методическое обеспечение. Подготовить конспекты непосредственно – образовательной деятельности, сценарий развлечения (за два месяца до начала проектной деятельности).
Обеспечение условий для реализации проекта. Оформить образовательную предметно – пространственную развивающую среду в группе по данной теме; оформить выставку рукотворной книги о домашних животных: «Наши четвероногие друзья» (за неделю до начала реализации проекта).
2. Внедренческий этап
Непосредственно – образовательная деятельность.
Музыкальная деятельность. Задачи: знакомить с музыкальными произведениями, рассказывающими о животных; побуждать различать характер, высказываться о своих впечатлениях о прослушанном произведении: побуждать выразительно и эмоционально передавать в движении образы животных, различать и узнавать ритм прослушанных музыкальных произведений; побуждать детей петь песни выразительно, хорошо проговаривая слова. Работать над слаженным исполнением песен. Посредством музыкальной деятельности пополнять знания детей о животных, воспитывать стремление заботиться о них, не обижать. Репертуар: Слушание – восприятие :
«Слон». К. Сен – Санс, «Ежик». Д. Кабалевский; «Котик заболел». Музыка А. Гречанинова, «Котик выздоровел». Музыка А. Гречанинова;
«Песенка зайчиков». Музыка и слова Красева.
Пение:
«Зайка». Музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель, «Про меня и муравья», «Песенка про хомячка». Музыка и слова Л. Абелян
Музыкальная игра: «Зайцы и медведь». Русская народная мелодия, обр. Н. Римского – Корсакова
Музыкально – игровое и танцевальное творчество:
Васька – кот». Русская народная музыка, обр. Ломова.
Творчество в игре на детских музыкальных инструментах:
«Лошадка». Аудиосборник «Волшебство природы».
Песенное творчество: «Зайчик барабанит». Дидактическая игра на развитие чувства ритма
«Кто как идет». Музыка Г. Левкодимова, слова В. Степанова.
Совместная деятельность педагога и детей в группе : побуждать к совместному исполнению песен, прослушиванию музыкальных произведений о животных, оркестровать пьесы, используя детские музыкальные инструменты и музыкальные игрушки – самоделки, пробуждать в детях инициативу самостоятельно действовать в музыкальном уголке группы используя музыкальные пособия, дидактические игры. Партнерское взаимодействие с родителями: создать в группе выставку совместных творческих работ родителей и детей: «Мы рисуем музыку о животных».
Развитие речи. Задачи: побуждать детей рассказывать; описывать картину; упражнять в составлении рассказов по картине; побуждать детей пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. Работать по формированию у детей интереса к книге. Предлагать иллюстрированные издания знакомых произведений, объяснять, как важны в книге рисунки, что рассматривая книжные иллюстрации, можно узнать много интересного о животных. Репертуар: «Лисичка – сестричка и волк». Русская народная сказка, обработка М. Булатова; «Заяц и еж» из сказок братьев Гримм, пер. с немецкого. А. Введенского; «У слоненка день рождения». Д. Самойлов; «Идет лисичка по мосту», «Барашеньки». Русские народные потешки; иллюстрации к книгам художника Ю. Васнецова: к книге «Ладушки», к сказкам : «Заячьи слезы», «Три медведя», русским народным потешкам. Совместная деятельность педагога и детей в группе : побуждать детей рассматривать иллюстрации к книгам, составлять с помощью взрослого рассказы по этим иллюстрациям. Партнерское взаимодействие с родителями: привлечь родителей и детей к созданию в группе выставки книг о животных.
Рисование. Задачи: продолжать формировать умение создавать сюжетные композиции повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие. Темы: «Заячья семейка», «Жил в лесу колючий ежик». Индивидуальная работа с детьми по рисованию. Партнерское взаимодействие с родителями: выставка детских работ для родителей.
Лепка. Задачи: закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; развивать умение прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягивать отдельные части из целого куска. Темы: «Веселые медвежата», «Слон». Побуждать детей создавать образ любимого животного через лепку. Выставка детских работ для родителей.
Аппликация. Задачи: развивать желание использовать в аппликации разнообразные цвета, обращать внимание детей на многоцветие окружающего мира; формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими; продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов из готовых форм. Темы: «Лисонька – лиса - всему лесу краса», «Хомячок – толстячок». Обыгрывать поделки ребят, используя художественное слово, песни, рассматривая картины художников. «Аппликация в детском саду». партнерское взаимодействие с родителями: образовательная деятельность с участием родителей.
Окружающий мир. Задачи: дать детям представление о кролике, хомяке, побуждать выделять характерные особенности внешнего вида этих животных. Дать детям представление о жизни диких животных зимой; воспитывать заботливое отношение к животным.
Расширять представление о жизни домашних животных; Формировать интерес к животным, формировать желание заботиться о домашних животных. Темы: «Рассматривание кролика» «Хомячок – добродушный толстячок»; «Жизнь диких животных в лесу»; «Веселые посиделки» (беседа о домашних животных). Побуждать детей к инсценировке «Под зонтом». Партнерское взаимодействие с родителями: привлечь родителей к созданию стенгазеты о домашних питомцах: «Наши четвероногие друзья».
Физическая культура. Задачи. способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения. Побуждать к выразительному выполнению движений, умению передавать простейшие действия персонажей. «Слон». Музыка К. Сен – Санса; «Ежик». Д. Кабалевского; «Зайцы и волк»; «У медведя во бору»; «Лиса в курятнике».
Побуждать детей в группе или на прогулке играть в подвижные игры, передавая характер, повадки животных через движение. Партнерское взаимодействие с родителями. Сообщение для родителей: «Значение подвижной игры для физического развития ребенка» (с рекомендациями и описанием подвижных игр, в которые можно поиграть с ребенком дома или на прогулке).
3. Заключительный этап
Культурно – досуговая деятельность:
- развлечение: «В сказку про зверят я приглашаю всех ребят»;
- театрализованное представление: «Репка» (музыкальная сказка для детей средней группы в исполнении воспитанников подготовительной группы);
- подготовка и показ сказки «Теремок» (участие родителей);
- привлечь родителей к подготовке развлечения для детей (костюмы животных, атрибуты);
встреч в гостиной: «Музыка рассказывает о животных». Концерт учащихся МБУ ДО «Центральной детской музыкальной школы им. А. Н. Скрябина».
Методическое обеспечение проекта
Научно – методическое обеспечение: методическая литература, интернет – ресурсы.
Материально – техническое обеспечение: компьютер, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, фотоаппарат, флешка, МП3 – диски, ДВД – диски, СД – диски.
Наглядно – дидактическое обеспечение: иллюстрации к книгам, репродукции картин, дидактические игры, презентации, фотографии, видеофильмы.
Литература
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3 – изд., испр. и доп. – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
2. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М. : МОЗАИКП – СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.
3. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в воспитательно – образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.
4. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников. – М. Мозаика – Синтез, 2002. – 128 с.
5. Открытые мероприятия для детей средней группы. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. – Авт. – сост. : Аджи А. В., Кудинова Н. П. Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 256 с.
6. Настольная книга музыкального руководителя / авт. – сост. И. П. Равчеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 123 с.
7. Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия / сост. Н. Г. Барсукова (и др.). – Изд. 2 – е – Волгоград: Учитель, 2015. – 191 с.
8. Радынова О. П. Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128. С. (3)
9. Мерзлякова С. И. Учим петь детей 4 – 5 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.