Папки-передвижки

Педагогический проект «Вода — источник жизни»

Зоя Усова
Педагогический проект «Вода — источник жизни»
▼ Скачать +Заказ

2018 - 2019 Учебный год

Педагогический проект «Вода - источник жизни»

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладывается основа личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Работа по проекту способствует не только экологическому, но и общему развитию ребё нка: его мышления, эрудиции, эмоциональной сферы, умения выразить своё отношение к природе и словами, и средствами изобразительного искусства, музыка.

«Никогда не лейте зря воды потому,

что из – за её отсутствия в пустыне

погибает человек».

Публикация «Педагогический проект „Вода — источник жизни“» размещена в разделах

М. Цветаева

Педагогический проект «Вода - источник жизни»

Любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребёнка его познавательная активность всё больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.

В 6-7 лет ребёнок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Детям всё интересно, их всё манит и привлекает. Именно у детей 6-7 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу всё знать».

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Дети логопедической группы часто имеют :

• низкий уровень познавательной активности;

• незрелость мотивации к учебной деятельности;

• сниженная работоспособность к приему и переработке информации;

• ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

• недостаточная сформированность умственных операций;

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.

Экспериментирование как специальное организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания им окружающего мира. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое, но такая самодеятельность иногда бывает опасной. Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Используя технологию проектирования, педагог ведёт ребё нка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнёрство и наконец, сотрудничество. Решая различные познавательно – практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Обсуждение и последующая реализация проекта повышает самооценку ребёнка.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий.

Для этого мы создаём условия. В группе оборудован уголок экспериментирования, укомплектованный всем необходимым.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации: тематические фотовыставки, выставки рисунков, дни открытых дверей мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком, как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это - в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей, в рамках проектной деятельности необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными, индивидуальными и психофизическими возможностями детей, характером воспитательно – образовательных задач, которые решает воспитатель.

I. Описание проекта

Тип проекта :

• Групповой,

• Долгосрочный,

• Полугодовой (Приложение 1).

По содержанию:

• Познавательный.

По доминирующей в проекте деятельности :

• Обучающий;

• Исследовательский;

• Игровой.

По характеру контактов

• В рамках группы № 2.(логопедической,.

По числу участников:

• Дети подготовительной группы.

• Родители воспитанников.

• Воспитатели, логопед, сотрудники детского сада.

II. Актуальность проблемы.

Дети ежедневно в повседневной жизни сталкиваются с водой. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам:растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только чистая вода - из родника, колодца, водопровода. Самая чистая вода это кипяченая вода. В морях и океанах вода горько - солёная, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки : её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и холодная, и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, что бы она зря не утекала. Знакомство детей с круговоротом воды в природе.

III. Цель проекта :

• Сформировать у детей представление о воде,о ее свойствах и круговороте в природе.

• Стимулирование и поддержка пытливости естественной любознательности детей.

• Развитие речи детей, обогащение словаря.

• Обоснование эффективности знаний о воде для формирования бережного отношения детей к воде – как ценным ресурсам природы.

• Определение значимости воды для жизни всего живого на Земле.

IV. Задачи проектной деятельности :

• Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.

• Сформировать представление о том, что вода в природе совершает круговорот.

• Сформировать у детей экологические знания, культуру и бережное отношение к природе.

• Сформировать у детей желание рационального и бережного отношения к воде.

• Способствовать формированию представлений о простейших связях между явлениями в природе.

• Активизировать представления о взаимосвязи качества воды и здоровья человека.

• Активизировать умственные способности детей.

• Дать элементарные представления о свойствах и состояниях воды в разное время года.

• Создать условия для проведения практических опытов с водой.

• Воспитать гуманно – ценностное отношение к природе, любовь ко всему живому.

• Раскрыть значение воды в жизни человека; подвести детей к пониманию, того, насколько мы взаимозависимы друг от друга.

IV. Задачи педагогов :

• Создать условия для формирования элементарных экологических знаний.

• Предоставить возможность осваивать знания в доступной форме.

• Формировать эмоционально – положительное отношение к природе.

• Познакомить с взаимосвязью и взаимодействием всех объектов природы.

• Познакомить с проблемой загрязнения водного пространства Земли, с правилами личной безопасности.

• Способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе.

• Создать условия для самостоятельной деятельности в рамках проекта.

V. Успех реализации проекта обеспечивается следующими педагогическими условиями :

• Создание экспериментального уголка в группе.

• Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.

• Личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе осуществления проекта.

• Активное участие родителей в проектной деятельности.

• Обеспечение тесного сотрудничества со всеми сотрудниками детского сада.

• Создать условия для самостоятельной деятельности в рамках проекта.

VI. Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов.

1. Педагог должен просто и чётко формулировать стоящую перед детьми задачу.

2. С целью большей наглядности следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный.

3. Обязательное руководство опытом.

4. Один и тот же опыт проводить несколько раз.

5. При проведении опыта предусмотреть всё возможное, чтобы не нанести вреда живым объектам.

VII. Предполагаемый результат:

• Повысился уровень мотивации к занятиям;

• Дети имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.

• Дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;

• Дети имеют представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и парообразное, и наоборот; устанавливают связи между средой обитания и образом жизни.

• У детей сформированы понятия о состоянии воды в зависимости от времени года.

• Дети осознают необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.

• Дети применяют на практике знания о бережном отношении к воде.

• Дети знают свойства воды.

Проводимая работа по реализации проекта показала, что дети стали более грамотными в области экологических знаний, а именно: у детей расширился кругозор, активизировалась познавательная деятельность, речевая деятельность, логика, мышление, желание работать в команде, любить, беречь и охранять природу.

VIII. Стратегия осуществления проектной деятельности :

Данный проект осуществляется в рамках группы № 2 МБДОУ «Детский сад “Теремок”» в совместной деятельности детей, педагогов, сотрудников и родителей.

IX. Содержание проектной деятельности :

Представлено тематическим планированием по подготовительному возрасту.

X. Презентация проекта :

1. Игры - эксперименты.

2. Тематические занятия.

3. Чтение художественной литературы.

4. Беседы.

5. Фотовыставка.

6. Дидактические игры, подвижные игры.

7. Выступление на педагогическом совете.

XI. Обеспечение проектной деятельности :

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008

2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6 - 7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

3. Дошкольное воспитание № 9 1990 г.

4. Дошкольное воспитание № 7 2005 г.

5. Дошкольное воспитание № 5 2008 г.

6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

7. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. - М. : Новая школа. 1995.

8. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Учеб. для 1 кл. трёх лет. нач. шк. – М. : Просвещение, 1995.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – 4–е изд., испр. и доп. – М. : Москва – Синтез, 2005.

10. Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 1997

11. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2008

12. Уроки Монтессори. Воспитай меня правильно.

Тематический план

1. сентябрь -январь –подготовительный этап

Разработка плана проекта, изготовление схем для исследования, подборка литературы,организация лаборотории для экспериментирования.

2. февраль-апрель

Изучение литературы по теме, входной мониторинг, беседы-консультации с родителями

3. февраль –март-практический этап

4. май-заключительный этап, подведение итогов реализации проекта

Проведение исследований :

Свойства воды:

1. жидкая, прозрачная, течет –эксперимент

2. вода принимает форму сосуда, в котором находится

3. вода не имеет запаха

4. вода растворяет некоторые вещества

5. состояния воды :жидкое, твердое, газообразное.

6. вода есть в растениях, животных, человеке.

Вывод: Вода - прозрачная жидкость, без запаха, не имеет формы, бывает в различных состояниях

Круговорот воды в природе:

Опыты с водой :

Зачем вода растениям (опыт с бальзамином)

Проращивание семян фасоли и кабачков

Выращивание лука на перо

Выращивание рассады цветов для клумб

Сочиняем рассказы о воде :

Дидактические игры с водой :

Тонет - не тонет?

Кто живет в воде?

Растворяется, не растворяется

Вывод: Вода-источник жизни на Земле, если ее не станет, все живое умрет. Воду надо беречь и расходовать экономно. Воды на Земле много, но не вся она пригодна для питья

По результатам проведенных исследований следует сделать вывод о том, что познавательная способность детей показала положительную динамику. Дети научились проводить опыты и делать выводы из исследований. Речь стала более грамотной, увеличился словарный запас. Дети заинтересовались исследовательской деятельностью, улучшились коммуникативные навыки.

Публикации по теме:

«Разноцветная вода». Фотоистория из жизни группы«Разноцветная вода». Фотоистория из жизни группы Уважаемые коллеги, здравствуйте! Сегодня я предлагаю вашему вниманию историю в стихах и фотографиях одного вечера из жизни нашей группы.

Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода»Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода» Участники проекта: дети 2 младшей группа «А» комбинированной направленности, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Конспект НОД по экологии «Вода — источник жизни» Конспект НОД по экологии «Вода – источник жизни» (воспитатель Федякова Л. И., детский сад №329, Г. Екатеринбург). Цель: Совершенствовать знания.

Лэпбук «Вода — источник жизни»Лэпбук «Вода — источник жизни» Данное пособие предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Цель: формирование знаний детей о воде, её свойствах, способах.

Мастер-класс о создании плаката «Вода — источник жизни!»Мастер-класс о создании плаката «Вода — источник жизни!» 22 марта-Всемирный день водных ресурсов. Мы все знаем и объясняем почему нужно беречь воду. Ведь она источник жизни на земле. В группе.

Проект «Книга — источник знаний»Проект «Книга — источник знаний» Паспорт проекта. Вид проекта: Познавательно - творческий. Продолжительность: краткосрочный Сроки проведения: 21.03 – 25.03. 2016 года.

Проект «Книга — источник знаний»Проект «Книга — источник знаний» Вид : групповой информационно – практико – ориентированный проект средней продолжительности. Продолжительность: 1 месяц Участники: дети,.

Проект «Вода в нашей жизни» в разновозрастной группеПроект «Вода в нашей жизни» в разновозрастной группе Проект «Вода в нашей жизни» в разновозрастной группе Паспорт проекта «Вода в нашей жизни» 1. Организация: МАДОУ «Октябрьский детский.

Экологический проект «Вода — символ жизни»Экологический проект «Вода — символ жизни» 1. ВВЕДЕНИЕ Можно ли в наши дни переоценить важность и необходимость экологического воспитания, ведь напряженная экологическая.

Конспект занятия в старшей группе «Вода — источник жизни» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Вода — источник жизни»
Опубликовано: 25 октября 2020 в 15:12
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Вода — источник жизни»» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Усова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД