Зоя Усова
Педагогический проект «Вода — источник жизни»
▼ Скачать +Заказ
2018 - 2019 Учебный год
Педагогический проект «Вода - источник жизни»
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладывается основа личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Работа по проекту способствует не только экологическому, но и общему развитию ребё нка: его мышления, эрудиции, эмоциональной сферы, умения выразить своё отношение к природе и словами, и средствами изобразительного искусства, музыка.
«Никогда не лейте зря воды потому,
что из – за её отсутствия в пустыне
погибает человек».
Публикация «Педагогический проект „Вода — источник жизни“» размещена в разделах
М. Цветаева
Педагогический проект «Вода - источник жизни»
Любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребёнка его познавательная активность всё больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.
В 6-7 лет ребёнок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Детям всё интересно, их всё манит и привлекает. Именно у детей 6-7 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу всё знать».
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Дети логопедической группы часто имеют :
• низкий уровень познавательной активности;
• незрелость мотивации к учебной деятельности;
• сниженная работоспособность к приему и переработке информации;
• ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
• недостаточная сформированность умственных операций;
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.
Экспериментирование как специальное организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания им окружающего мира. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое, но такая самодеятельность иногда бывает опасной. Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Используя технологию проектирования, педагог ведёт ребё нка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнёрство и наконец, сотрудничество. Решая различные познавательно – практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Обсуждение и последующая реализация проекта повышает самооценку ребёнка.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий.
Для этого мы создаём условия. В группе оборудован уголок экспериментирования, укомплектованный всем необходимым.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации: тематические фотовыставки, выставки рисунков, дни открытых дверей мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком, как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это - в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей, в рамках проектной деятельности необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными, индивидуальными и психофизическими возможностями детей, характером воспитательно – образовательных задач, которые решает воспитатель.
I. Описание проекта
Тип проекта :
• Групповой,
• Долгосрочный,
• Полугодовой (Приложение 1).
По содержанию:
• Познавательный.
По доминирующей в проекте деятельности :
• Обучающий;
• Исследовательский;
• Игровой.
По характеру контактов
• В рамках группы № 2.(логопедической,.
По числу участников:
• Дети подготовительной группы.
• Родители воспитанников.
• Воспитатели, логопед, сотрудники детского сада.
II. Актуальность проблемы.
Дети ежедневно в повседневной жизни сталкиваются с водой. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам:растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только чистая вода - из родника, колодца, водопровода. Самая чистая вода это кипяченая вода. В морях и океанах вода горько - солёная, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки : её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и холодная, и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, что бы она зря не утекала. Знакомство детей с круговоротом воды в природе.
III. Цель проекта :
• Сформировать у детей представление о воде,о ее свойствах и круговороте в природе.
• Стимулирование и поддержка пытливости естественной любознательности детей.
• Развитие речи детей, обогащение словаря.
• Обоснование эффективности знаний о воде для формирования бережного отношения детей к воде – как ценным ресурсам природы.
• Определение значимости воды для жизни всего живого на Земле.
IV. Задачи проектной деятельности :
• Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
• Сформировать представление о том, что вода в природе совершает круговорот.
• Сформировать у детей экологические знания, культуру и бережное отношение к природе.
• Сформировать у детей желание рационального и бережного отношения к воде.
• Способствовать формированию представлений о простейших связях между явлениями в природе.
• Активизировать представления о взаимосвязи качества воды и здоровья человека.
• Активизировать умственные способности детей.
• Дать элементарные представления о свойствах и состояниях воды в разное время года.
• Создать условия для проведения практических опытов с водой.
• Воспитать гуманно – ценностное отношение к природе, любовь ко всему живому.
• Раскрыть значение воды в жизни человека; подвести детей к пониманию, того, насколько мы взаимозависимы друг от друга.
IV. Задачи педагогов :
• Создать условия для формирования элементарных экологических знаний.
• Предоставить возможность осваивать знания в доступной форме.
• Формировать эмоционально – положительное отношение к природе.
• Познакомить с взаимосвязью и взаимодействием всех объектов природы.
• Познакомить с проблемой загрязнения водного пространства Земли, с правилами личной безопасности.
• Способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе.
• Создать условия для самостоятельной деятельности в рамках проекта.
V. Успех реализации проекта обеспечивается следующими педагогическими условиями :
• Создание экспериментального уголка в группе.
• Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.
• Личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе осуществления проекта.
• Активное участие родителей в проектной деятельности.
• Обеспечение тесного сотрудничества со всеми сотрудниками детского сада.
• Создать условия для самостоятельной деятельности в рамках проекта.
VI. Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов.
1. Педагог должен просто и чётко формулировать стоящую перед детьми задачу.
2. С целью большей наглядности следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный.
3. Обязательное руководство опытом.
4. Один и тот же опыт проводить несколько раз.
5. При проведении опыта предусмотреть всё возможное, чтобы не нанести вреда живым объектам.
VII. Предполагаемый результат:
• Повысился уровень мотивации к занятиям;
• Дети имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.
• Дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
• Дети имеют представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и парообразное, и наоборот; устанавливают связи между средой обитания и образом жизни.
• У детей сформированы понятия о состоянии воды в зависимости от времени года.
• Дети осознают необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.
• Дети применяют на практике знания о бережном отношении к воде.
• Дети знают свойства воды.
Проводимая работа по реализации проекта показала, что дети стали более грамотными в области экологических знаний, а именно: у детей расширился кругозор, активизировалась познавательная деятельность, речевая деятельность, логика, мышление, желание работать в команде, любить, беречь и охранять природу.
VIII. Стратегия осуществления проектной деятельности :
Данный проект осуществляется в рамках группы № 2 МБДОУ «Детский сад “Теремок”» в совместной деятельности детей, педагогов, сотрудников и родителей.
IX. Содержание проектной деятельности :
Представлено тематическим планированием по подготовительному возрасту.
X. Презентация проекта :
1. Игры - эксперименты.
2. Тематические занятия.
3. Чтение художественной литературы.
4. Беседы.
5. Фотовыставка.
6. Дидактические игры, подвижные игры.
7. Выступление на педагогическом совете.
XI. Обеспечение проектной деятельности :
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6 - 7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
3. Дошкольное воспитание № 9 1990 г.
4. Дошкольное воспитание № 7 2005 г.
5. Дошкольное воспитание № 5 2008 г.
6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
7. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. - М. : Новая школа. 1995.
8. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Учеб. для 1 кл. трёх лет. нач. шк. – М. : Просвещение, 1995.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – 4–е изд., испр. и доп. – М. : Москва – Синтез, 2005.
10. Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 1997
11. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2008
12. Уроки Монтессори. Воспитай меня правильно.
Тематический план
1. сентябрь -январь –подготовительный этап
Разработка плана проекта, изготовление схем для исследования, подборка литературы,организация лаборотории для экспериментирования.
2. февраль-апрель
Изучение литературы по теме, входной мониторинг, беседы-консультации с родителями
3. февраль –март-практический этап
4. май-заключительный этап, подведение итогов реализации проекта
Проведение исследований :
Свойства воды:
1. жидкая, прозрачная, течет –эксперимент
2. вода принимает форму сосуда, в котором находится
3. вода не имеет запаха
4. вода растворяет некоторые вещества
5. состояния воды :жидкое, твердое, газообразное.
6. вода есть в растениях, животных, человеке.
Вывод: Вода - прозрачная жидкость, без запаха, не имеет формы, бывает в различных состояниях
Круговорот воды в природе:
Опыты с водой :
Зачем вода растениям (опыт с бальзамином)
Проращивание семян фасоли и кабачков
Выращивание лука на перо
Выращивание рассады цветов для клумб
Сочиняем рассказы о воде :
Дидактические игры с водой :
Тонет - не тонет?
Кто живет в воде?
Растворяется, не растворяется
Вывод: Вода-источник жизни на Земле, если ее не станет, все живое умрет. Воду надо беречь и расходовать экономно. Воды на Земле много, но не вся она пригодна для питья
По результатам проведенных исследований следует сделать вывод о том, что познавательная способность детей показала положительную динамику. Дети научились проводить опыты и делать выводы из исследований. Речь стала более грамотной, увеличился словарный запас. Дети заинтересовались исследовательской деятельностью, улучшились коммуникативные навыки.