Кира Устинова
Педагогический проект «В стране геометрических фигур» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект по формированию элементарных
математических представлений средней группы
Тема: «В стране геометрических фигур»
Вид проекта : краткосрочный, познавательно- творческий, групповой.
Срок реализации проекта : 3 недели (13.01.20- 3.02.20).
Публикация «Педагогический проект „В стране геометрических фигур“ для средней группы» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников средней группы, педагоги.
Возраст детей: 4-5 лет.
Актуальность. На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. В детстве накапливаются определённые знания и представления о разнообразных свойствах предметов, которые нас окружают. Для этого необходимо развивать у детей представления о геометрических фигурах. Важно помнить, что знакомство и закрепление детьми геометрических фигур наиболее успешно будет проходить в контексте игровой и продуктивной деятельности.
В связи с этим возникла проблема: как обеспечить ознакомление детей с геометрическими фигурами. С этой целью и был написан проект, участвуя в котором дети не только знакомятся с геометрическими фигурами, но и развивают свои творческие способности.
Цель проекта. Создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «В королевстве геометрических фигур».
Задачи.
• Упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур по трем признакам - цвет и форма и размер.
• Находить геометрические фигуры в окружающих предметах.
• Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, формировать коммуникативные навыки.
• Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
• Побуждать взрослых включаться в совместную деятельность с детьми.
Ожидаемые результаты:
Дети успешно:
• освоят геометрические фигуры;
• научатся сравнивать и выделять между фигурами сходство и отличие;
• обогатят словарь математическими терминами;
• научатся использовать полученные знания в практической деятельности (при создании наглядных образов, в продуктивной деятельности);
Родители:
• смогут овладеть необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Продукты проектной деятельности для детей:
-коллективная работа: Аппликация «Уточка с утятами»
-презентация: «Удивительные фигуры»
-выставка работ семейного творчества: «Забавные фигуры»
Для воспитателей:
-конспект развлечения на тему «Путешествие в сказку»
-картотека дидактических игр «Занимательные фигуры»;
-картотека математических игр «Забавы из геометрических фигур».
-картотека математических сказок «Сказки о геометрических фигурах»
Для родителей:
-консультация на тему «Развитие математических способностей у дошкольников»
-буклет на тему «Весёлая математика дома»
Этапы проекта :
1 этап- подготовительный:
-выбор темы, постановка целей и задач;
-разработка проекта на тему «В королевстве геометрических фигур».
-подбор дидактических игр, материалов для бесед, иллюстративного материала для работы с детьми, методических рекомендаций для родителей;
- привлечение внимания родителей к проекту.
-изучение познавательной и методической литературы.
-подборка литературы для детей о геометрических фигурах
-информация интернет – ресурсов;
-подготовка оборудования для развлечения «Путешествие в сказку»;
-подбор и изготовление оборудования для игровой деятельности.
-Создание условий для реализации проекта;
-Взаимодействие с семьями воспитанников. Совместное обсуждение по выполнению проекта.
2 этап- основной:
-беседы с детьми о геометрических фигурах;
- чтение художественной литературы с использованием театрализованной деятельности- В. Сутеев «Яблоко», «Разные колеса»;
-чтение серии сказок о геометрических фигурах : «Как подружились круг, квадрат и треугольник», «Как круг и квадрат отправились в поход», Приключение Маши и Вани в стране Геометрия» и т. д
-отгадывание загадок о геометрических фигурах;
-целевая прогулка вокруг детского сада на тему «На что похожи»;
-рассматривание иллюстраций «На что похожи геометрические фигуры»;
-разучивание стихотворений о геометрических фигурах
-дидактические игры: «Что бывает такой формы», «Помоги зайке», Найди пару», «Собери узор по образцу», «Подбери фигуру», «Собери бусы», «Найди предмет такой же формы», «Чудесный мешочек», «Найди лишнюю фигуру», «Подбери заплатку для ковра». «Геометрическое лото», «Сколько нужно фигур для изображения этого рисунка?».
-онлайн игры
-работа с родителями.
Работа с родителями:
-консультации для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников»
- индивидуальные рекомендации «Весёлая математика дома»;
-оформление выставки семейного творчества «Забавные фигуры»
-привлечение родителей к созданию альбомов «Занимательные фигуры»
3 этап- заключительный
-оформление проектной деятельности;
-подведение итогов и выводов по теме проектной деятельности;
-оформление альбомов;
-выставка творческих работ детей с использованием геометрических фигур.
Формы и методы работы
Методы:
наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца;
словесный: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение.
наглядно – практический: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
Приё мы:
практические: изготовление альбомов; дидактических игр;
наглядные: рассматривание альбомов, книг и иллюстраций о геометрических фигурах, целевая прогулка рассматривание слайд-презентаций;
словесные: беседы-диалоги, стихов, чтение художественной литературы;
здоровьесберегающие: динамические паузы, гимнастика для глаз, подвижные игры.
Новизна заключается в использовании метода проекта в рамках реализации образовательной области «Познание» с целью изучения и закрепления детьми 4-5 лет геометрических форм через создание наглядных образов.
План проектной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
для детей средней группы
Тема: «В королевстве геометрических фигур»
Социально – коммуникативное развитие
Итоговая выставка творческих работ воспитанников в раздевальной комнате.
Создание семьями воспитанников дидактического материала «Веселые геометрические фигуры»
Познавательное развитие
Дидактические игры:«Что бывает такой формы», «Помоги зайке», Найди пару», «Собери узор по образцу», «Подбери фигуру», «Собери бусы», «Найди предмет такой же формы», «Чудесный мешочек», «Найди лишнюю фигуру», «Подбери заплатку для ковра», «Сколько нужно фигур для изображения этого рисунка?».
Настольно-печатные игры: «Геометрическое лото»; «Подбери по цвету и форме», «Цвета и форма»;
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек», «Детский сад».
Речевое развитие Отгадывание загадок по теме, заучивание стихов о геометрических фигурах, чтение художественной литературы:
Художественно – эстетическое развитие
Раскрашивание готовой формы; Дид. игра «Обведи по контуру»;
Лепка «Улитка», «Снеговик», «Неваляшка».
Аппликации из геометрических фигур : «Елочка», «Паровозик»
Коллективная работа. Аппликация «Уточка с утятами».
Рисование «Узор в квадрате»
Физическое развитие
Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток,
Подвижные игры: «Найди свой домик», «Попади в корзину», «Кто быстрее», «Найди пару».
Результативность проекта :
В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.
Были получены системные знания о геометрических фигурах.
Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры.
Результаты проекта показали повышение уровня знаний детей о названиях геометрических фигур, форме, цвете. Закрепили количественный и порядковый счет, цифры (в пределах 5)
В течение осуществления проекта был подобран методический материал, пособия;
оформлен «Математический уголок». Материалы уголка постоянно пополняются, изменяются;
подобран дидактический материал для рассматривания с детьми- тематические альбомы «Такие разные фигуры»;
изготовлен игровой материал: дидактические игры «Что бывает такой формы», «Помоги зайке», Найди пару», «Собери узор по образцу», «Подбери фигуру», «Собери бусы», «Найди предмет такой же формы», «Чудесный мешочек», «Найди лишнюю фигуру», «Подбери заплатку для ковра», «Сколько нужно фигур для изображения этого рисунка?»
офорлена выставка семейного творчества «Забавные фигуры»
выпущены буклеты и консультации по теме проекта.
проведены беседы и занятие, которые вызывают интерес у детей и родителей.
проведено игровое развлечение «Путешествие в сказку».
проведена целевая прогулка вокруг детского сада «На что похожи».