эльвира абдуллаева
Педагогический проект «В поисках живого слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«В поисках живого слова»
для детей средней группы(3-4 года)
«… живой народный язык, сберегший
в жизненной свежести дух, который
придаёт языку стойкость, силу,
ясность, целостность и красоту,
должен послужить источником
и сокровищницей для развития
образованной русской речи»
В. И. Даль
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.
Тип проекта : познавательно - творческий, групповой.
Публикация «Педагогический проект „В поисках живого слова“» размещена в разделах
Срок реализации проекта : 1 месяц (март).
Цели проекта.
Обогащение и развитие словаря дошкольников в художественно – театрализованной деятельности по творчеству В. И. Даля.
Задачи проекта.
• Познакомить дошкольников с фактами биографии В. И. Даля – самого знаменитого собирателя русских пословиц и поговорок; заинтересовать его творчеством; рассказать о его трудах: сборнике «Пословицы и поговорки русского народа»
•Расширять представления детей об окружающем мире посредством
введения их в художественную культуру русского народа.
•Пополнять активный словарный запас дошкольников пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них;
•Создавать условия для активного творчества детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
•Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности в непосредственной досуговой деятельности.
• Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень и правил доброй жизни.
•Развивать коммуникативные качества ребёнка и содействовать гармонизации отношений между взрослыми и детьми в изучении одной из интереснейших страниц в истории русской культуры.
• Способствовать поддержанию традиции семейного чтения
Проблема.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями
и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
В речи детей существует множество проблем. Но в этом процессе обнищания образного языка детей есть и наша проблема. Речь многих современных родителей и людей, которые окружают ребёнка сложно назвать образцом для подражания. Во многих семьях прервана традиция чтения детям художественной литературы, обсуждения и осмысливания глубоких духовных смыслов сказок, пословиц. Мало кто поёт своим любимым чадам колыбельные песенки. И Словарь уже не является настольной и любимой книгой. Отсюда и маленький словарный запас, бедность диалогической и монологической речи; отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать динамику, темп речи, плохая дикция. Важную роль в становлении правильной красивой речи у детей старшего дошкольного возраста призван сыграть наш творческий детско – взрослый проект по обогащению словаря дошкольника на примере сказок, пословиц, загадок В. И. Даля.
Актуальность.
Владимир Иванович Даль – известный собиратель сокровищ земли, а сокровища - это русские народные сказки, пословицы, поговорки. Право называться автором самого народного, живого, толкового словаря принадлежит этому удивительному человеку. В нём как будто в лексиконе заключилось всё богатство, сила и красота русского языка.
Часть творческого наследия В. И. Даля – его произведения для детей. В своих сказках В. И. Даль учил родному языку, приобщал к народному творчеству, формировал нравственные чувства. У нас появилась уникальная возможность в проектной деятельности познакомить детей с творчеством сказочника В. И. Даля. В решении проблемы, находить и проходить свой путь навстречу тексту, научится понимать и чувствовать слово, развивать художественный вкус детей и их родителей поможет проект «В поисках живого слова».
Ожидаемый результат.
1. В познавательных беседах, в процессе просмотра презентации дети познакомятся с биографией В. И. Даля, с его сказками, пословицами, загадками.
2. В сознании детей сформируется образ человека – собирателя, человека – сказителя, хранителя народной мудрости.
3. У детей может появиться живой интерес узнавать новые слова.
4. Сможет активизироваться речь детей.
5. В ходе проектной деятельности должны быть созданы благоприятные условия для творческого развития каждого ребёнка.
6. Активное участие родителей в совместной с детьми познавательно – творческой деятельности.
Место реализации:
• Групповая комната
• Музыкальный зал
Мероприятия проекта.
• Презентация: «Великий собиратель живого слова - В. И. Даль»;
Книжка-самоделка «Словарь Великого Языка»;
• Выставка детских работ «Сказки, пословицы и загадки В. И. Даля»;
• Фотовыставка «Изучаем творчество В. И. Даля».
• Итоговое праздничное представление в рамках семейного клуба: «Фестиваль сказок».
Продукт детской деятельности:
• Выставка детских рисунков;
• Сочинение сказок;
• Рисование мнемотехнических таблиц по сказкам;
• Рисование сказочных героев по клеточкам;
• Театрализованные представления по сказкам В. И. Даля «Привередница», «Лиса и медведь», «Девочка Снегурочка».
Реализация проекта.
• Тематические занятия.
• Познавательные беседы.
• Чтение художественной литературы.
• Рассматривание иллюстраций (портрет, В. И. Даля,
автопортреты писателя, картины, памятники)
• Рассматривание иллюстраций к сказкам В. И. Даля.
• Познавательная деятельность.
• Организация выставки
• Продуктивная деятельность.
• Дидактические игры.
• Театрализованная деятельность (речевые игры, драматизация песенок, игры на развитие памяти, внимания, двигательные импровизации)
• Слушание аудио сказок.
• Работа с родителями.
Основные этапы реализации проекта.
Подготовительный: (с 1-го по 15 марта) – сбор информации, материала, разработка содержания занятий, сценариев развлечений, анкетирование родителей по теме: «Домашние традиции чтения сказок».
Основной: (с 15 марта по 31 марта) - (проведение с детьми занятий, консультации для родителей, бесед, подготовка выставок, совместная творческая деятельность детей и взрослых.
Презентация проекта : «В поисках живого слова». Театрализованные представления по сказкам В. И. Даля.
Работа музыкального руководителя с детьми.
1. Музыкальная деятельность (речевые интонационные игры, ритмическая декламация пословиц, пение и слушание аудио сказок, игра на музыкальных инструментах.)
2. Театрализованная деятельность (речевые игры, драматизация песен, хороводов «На горе то калина», «Яблонька», пантомима, игры на развитие памяти, внимания, этюды-импровизации)
Совместная деятельность детей и воспитателя.
1. Чтение сказок В. И. Даля «Девочка Снегурочка», «Привередница», «Лиса – лапотница».
2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
3. Игры – драматизации по сказкам «Привередница», «Лиса и медведь», и другие.
4. Игры «Кузовок», «Гуси – лебеди».
5. Оформление выставки детских работ по сказам, пословицам и загадкам В. И. Даля.
Работа с родителями.
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
2. Консультации для родителей по темам: «Сказки В. И. Даля»,
«Семейное чтение», как условие приобщения дошкольников
к семейным традициям».
3. Совместное разучивание загадок, пословиц, поговорок.
4. Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
5. Изготовление книжек-малышек.
6. Пополнение библиотеки группы.
Итоговое мероприятие проекта.
Совместное развлечение для детей средней группы их родителей:
«В поисках живого слова». Театрализованные представления по сказкам В. И. Даля.
Итоговый: (анализ полученных результатов, презентации проекта)
• Презентация проекта - «В поисках живого слова»
• Презентация развлечения: сказка В. И. Даля «Привередница».
• Книжка-самоделка «Словарь Великого языка»;
• Выставка детских работ «Сказки, пословицы и загадки В. И. Даля».
• Фотовыставка «Изучаем творчество В. И. Даля».
Результативность
1. В познавательных беседах, в процессе просмотра презентации дети познакомились с биографией В. И. Даля, с его пословицами и сказками.
2. В сознании детей сформировался образ человека – собирателя, человека – сказителя, хранителя народной мудрости.
3. У детей действительно появился живой интерес узнавать и собирать новые слова.
4. Значительно активизировалась речь детей, стала достаточно мягкой, плавной и эмоционально выраженной.
5. В ходе проектной деятельности совместно с родителями и педагогами были созданы благоприятные условия для творческого развития каждого ребёнка.
Хочется отметить активное участие родителей в реализации проекта
«В поисках живого слова»
Постановка новой проблемы.
Для того чтобы дети понимали, любили русский язык нужно продолжить работу, направленную на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста в художественно – театрализованной деятельности при знакомстве с русскими народными сказками.