Людмила Ковалевская
Педагогический проект в младшей группе «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект в младшей группе «Волшебный песок»
Пояснительная записка
Все малыши очень любознательны. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Им интересно абсолютно все, поэтому обязательно нужно поддерживать стремление ребенка к экспериментированию. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Большую радость и удивление малыши испытывают от своих маленьких «открытий». Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Тесное взаимодействие детского сада и семьи поможет развивать у малышей интерес к окружающему миру, научит их ставить цели, решать проблемы, делать выводы. Экспериментирование - прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.
Публикация «Педагогический проект в младшей группе „Волшебный песок“» размещена в разделах
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Актуальность
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рекомендует педагогам применять в работе проектную и экспериментально-исследовательскую технологии, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. В дошкольном возрасте экспериментирование является для ребенка ведущим способом познания мира. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер.
Для малышей игры с песком позволяют:
- развивать мелкую моторику рук, что очень важно для развития речи ребенка;
- справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.
- развивать любознательность, мышление, воображение.
Цель: развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с песком
Задачи:
-знакомить детей со свойствами песка, способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
-развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, любознательность;
-воспитывать умение играть вместе со сверстниками, соблюдать правила безопасности при игре с песком;
-привлечь родителей воспитанников к совместной опытно-экспериментальной деятельности;
-повысить уровень компетентности родителей в вопросах детского экспериментирования.
Этапы проекта :
I. Подготовительный
-определение проблемы, цели, задач проекта
- изучение методической литературы
- пополнение предметно-пространственной развивающей среды
- составление плана проектной деятельности
II. Основной
Социально-коммуникативное развитие:
Игры с песком
Беседа «Правила безопасного поведения в песочнице»
Элементарный бытовой труд - помощь взрослым в уборке после игр с песком
Театрализованная деятельность - создание и заселение песочной страны
Этюд «Песчаная буря»
Познавательное развитие
Беседа «Как человек использует песок»
Опыты с песком
Речевое развитие
Чтение стихов, сказок о песке
Составление рассказа по картине «Играем в песочнице»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование песком «Картины на песке»
Взаимодействие с родителями
- пополнение ППРС центром «Песок-вода»
- консультация «Игры и опыты с песком»
- фотовыставка «Пусть не сердятся родители, что измажутся строители»
III. Итоговый
- мастер-класс для родителей «Волшебный песок»
- развлечение «Путешествие в песочную страну»
- изготовление картотеки игр и опытов с песком
- презентация проекта на педагогическом совете ДОО
Результаты проекта :
- развитие творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности дошкольников.
- привлечение родителей к совместной опытно-экспериментальной деятельности и повышение уровня компетентности родителей в вопросах детского экспериментирования.
Приложение
Картотека игр-экспериментов и опытов с песком
Опыт 1 «Сухой песок сыпучий»
Цель: познакомить со свойствами сухого песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики.
Материал: песочница, сухой песок, формочки.
- Ребята, что мы можем сказать про песок, какой он ( ответы детей: сухой, прохладный). Правильно, песок сухой.
- Скажем вместе: сухой.
- Давайте посмотрим какие следы мы можем оставить на песке своими пальцами. У кого что получилось (ответы детей) .
- Насыпьте его себе на ладошку. Посмотрите, как песок сыплется струйкой (дети пересыпают песок из ладошки в ладошку).
- Давайте все вместе скажем, что мы сейчас делаем: мы сыплем. Как сыплется песок : струйкой, повторите вместе (повторяют).
Описание: Предложить сделать куличик из сухого песка. Она не получилась, рассыпалась. Почему?
Вывод: сухой песок сыпучий.
- Посмотрите из чего состоит песок? (ответы детей).
- Правильно песок состоит из песчинок. Они маленькие. Повторите: из песчинок.
Опыт 2. «Песочные ручейки»
Цель: продолжать знакомить со свойствами сухого песка.
Материал: емкость с песком
Ребята, давайте сделаем ручеек из песка.
Возьмем горсть песка и будем выпускать его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают песочные ручейки, движения песка, похожее на течение.
Дети делают вывод: сухой песок сыпучий и может двигаться.
Опыт 4. «Песочная буря»
Цель: дать представление о свойствах сухого песка. Объяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком.
Материал: песок, трубочки для коктейля, пластиковая прозрачная емкость (банка).
Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе со взрослыми создают ураган - дуют в трубочку на песок и выясняют, что происходит и почему (т. к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха).
Опыт 5 «Можно ли рисовать песком?»
Цель: познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Материал: песок, вода, лист белой бумаги, клей-карандаш.
Детям предлагается рассмотреть песок : какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать? На плотной бумаге нарисовать клеевым карандашом что-нибудь, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.
Опыт 6. «Где вода?»
Цель: познакомить со свойством песка впитывать в себя воду.
Материал: емкость с песком, вода,
Предложить детям выяснить свойства песка, пробуя его на ощупь (сыпучий, сухой). Дети наливают стаканчики с одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкости с песком, почему ушла вода (просочилась сквозь песок) где больше луж после дождя (на асфальте, в песочнице луж нет).
Опыт 7 «Лепим из влажного песка»
Цель: выделить свойства мокрого песка: мокрый песок рыхлый, из него можно лепить разные фигурки.
Материал: емкость с песком, вода, трафареты, формочки
Воспитатель предлагает детям построить куличики из песка.
- У вас лежат формочки, давайте насыплем туда песок и сделаем куличики. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки.
- Получились куличики (Ответы детей)
- Почему не получились? (Песок сухой)
- Что же нужно сделать, чтобы из песка можно было лепить? (предположения детей)
- Кто знает, что будет, если в песок налить воду (ответы детей)
- Давайте проверим.
Воспитатель с помощью 1-2 детей поливает песок из лейки.
- Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый? (Мокрый)
Давайте повторим все вместе: Если в песок налить воду, он станет мокрым.
-Правильно, этот песок сырой, мокрый. Он холодный. Посмотрите, мокрый песок также сыплется как сухой (Показать детям)
- Конечно, мокрый песок не сыплется. Из мокрого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком на подставку. Постучите по донышку ещё раз совочком. Снимите формочку. Что получилось (Куличик)
Опыт 8. «Следы на мокром песке»
Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.
Материал: Емкость с песком, формочки, трафареты.
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки (работа с формочками, оставлять интересные отпечатки – следы (работа с трафаретами). Воспитатель обращает их внимание на необычные следы в песочнице. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы? А какой след останется от ладошки? Дети оставляют свои следы. Чья ладошка больше? Чья меньше? Проверяют прикладывая.
Игра-эксперимент «Найди овощи»
Цель:- познакомить детей со свойствами сухого песка;
- учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы (овощи-муляжи);
- уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас (овощи, огород);
- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь соблюдать правила безопасности при игре с песком;
- создать атмосферу радости и удовольствия.
Игровой материал: центр песка, сухой песок, овощи-муляжи (морковь, огурец, помидор, свекла).
Ход игры: - Ребята, что же это такое перед вами на столе? (песок)
-Можно с песком играть? (да)
-Песок можно сыпать? (да)
-Но с песком надо играть осторожно! Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросают ими в других детей, а то будет больно!
Воспитатель приглашает детей поиграть с песочком.
- Возьмите в ладошку песочек, пересыпьте его из одной ладошки в другую. Ручки радуются песочку!
Легко ли сыплется песок? (легко)
Давайте поиграем с песком. Представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по песочку.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Долго шли они пешком.
А потом бегом, бегом.
Немного поскакали,
А в конце в песок упали.
Воспитатель предлагает опустить руки глубже в песок. Когда кто-то из детей первый находит игрушку, воспитатель восклицает радостным голосом:
-Ой, что это такое мы откапали? (например, огурец) Какой он? (форма, цвет) Это фрукт или овощ? Где растут овощи? (в огороде) Давайте еще поищем! Найдите мне на ощупь морковь, свеклу, помидор? Как много овощей вы собрали! Молодцы ребята, хорошо потрудились!
Игра-эксперимент «Волшебные бутылочки»
Цель: - формировать знания о свойствах песка (сухой, мокрый, сыпется, из мокрого песка можно лепить, влажный песок сохраняет форму предмета);
- развивать умение узнавать и называть основные цвета;
- расширять и обогащать словарь детей новыми словами;
- развивать творческие способности.
Игровой материал: пластиковые бутылочки с разноцветными крышками, два небольших контейнера с сухим и мокрым песком, воронки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям наполнить бутылочки песком. Дети попытались насыпать песок руками. Получается не очень хорошо. Тогда воспитатель предлагает детям воспользоваться воронками. Получается? (да) Почему? (потому что сухой песок сыпется легко).
- А теперь давайте насыпать мокрый песок в бутылочку через воронку. Получается? (нет) Почему? (мокрый песок не сыпется).
Педагог предлагает детям оставить отпечатки крышек и дна бутылочек на мокром песке.
- Посмотрите, на мокром песке остаются следы, отпечатки. Да и следы получаются разные!
Игра - эксперимент «Отпечатки наших рук»
Цель: - закрепить знания детей о свойствах влажного песка - сохранять форму предмета;
- научиться создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры на поверхности песка.
- развиваем тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
- формируем инициативность, самостоятельность;
- развиваем воображение и речь.
Игровой материал: неглубокий контейнер или поднос с сухим пес-ком, лейка с водой.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям оставить отпечатки своих ладошек на сухом песке.
- Ребята, хорошо ли видны отпечатки? (нет)
- Почему? (потому что сухой песок рассыпается)
- А что надо сделать, чтобы песок стал мокрый? (полить его водой)
Педагог поливает песок водой с лейки, перемешивает его, ровняет, предлагает детям снова оставить отпечатки своих ладошек на мокром песке.
- А теперь получается? (да)
- Посмотрите, виден каждый ваш пальчик! На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
Игра-эксперимент «Украсим горку из песка»
Цель: познакомить детей со свойствами песка.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей со свойствами песка: сухой, мокрый, сыпется, из мокрого песка можно лепить;
-обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить).
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с песком;
- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность;
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь соблю-дать правила безопасности при игре с песком.
Материал: ёмкость с песком, лопатки, лейки, разноцветные крышки из пластиковых бутылок (можно использовать камешки, ракушки и т. п.).
Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям горку из песка с помощью лопаток.
- Что-то у нас с вами ничего не получается. Как вы думаете, почему? (песок рассыпается) А почему он рассыпается? (потому что он сухой) А что надо сделать, чтобы песок стал мокрый? (полить его из леечки водой)
Дети поливают песок водой, затем строят горку.
- Какая у нас с вами получилась большая горка! А давайте теперь с вами ее украсим!
Воспитатель раздаёт детям крышки от пластиковых бутылок и предлагает ими украсить горку.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Зубкова Н. м. «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей
от 3 до 7 лет», - Спб. : Речь, 2006г.
2. Лаптева Г. В. «Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Программа для детского
сада и не только», - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010 г.
3. Нищева Н. В. «Подвижные и дидактические игры на прогулке», - Спб. : ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г.
4. Нищева Н. В. «Познавательно-исследовательская деятельность как направление
развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры», СПб. : ООО
«Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.
5. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и
старшего возраста: методическое пособие», - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2007