Людмила Ковалевская
Педагогический проект в младшей группе «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе "Веселые пальчики"
Воспитатель Ковалевская Людмила Николаевна
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта
Публикация «Педагогический проект в младшей группе „Веселые пальчики“» размещена в разделах
Младший дошкольный возраст ребё нка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Язык дети познают, используя специфически детские способы обследования (игры со звуками рифмами; словотворчество). Этот закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития.
Известно и то, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Продолжительность проекта :4 недели.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 2, 5 - 3 года.
Цель проекта :
Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи проекта :
Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
Развивать эмоциональную отзывчивость;
Развивать коммуникативные навыки.
Подготовительный этап
- Выбор темы, постановка целей и задач;
- Написание перспективного плана;
- Знакомство сотрудников с содержанием проекта;
- Сбор литературного материала ;- Подбор материала для игр.
Основной этап
- Лабиринты;
- Массаж рук с помощью подручных предметов;
- Упражнения пальчиковой гимнастики;
- Художественное творчество;
- Проведение д/игр и п/игр;
- Консультации для родителей.
Заключительный этап
- Презентация опыта для сотрудников детского сада;
- Оформление проектной деятельности;
- Подведение итогов по теме проектной деятельности.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 неделя
- Игры с крупой «Найди шарик»
- Д/и «Волшебные замочки»
- Массаж рук с помощью ребристых мячей
- Лепка «Покормим курочку»
- П/игра «Ловим мыльные пузыри»
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Семья»
- Лабиринты «Лабиринт для карандаша»
- Игры с прищепками «Ежик», «Подсолнух»
- Папка - передвижка для родителей «Что такое мелкая моторика».
- Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
2 неделя
- Д/и «Большие и маленькие мячики»
- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками»
- Игры с водой «Рыбалка»
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Дом»- Д/и «Сортируем макароны»
- Лепка «Блинчики»
- П/игра «Солнышко и дождик»
- Игры с прищепками «Тучка», «Солнышко»
- Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК»3 неделя- Д/и «Найди варежку такую же по цвету»
- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пельменницей»
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ножки»
- Лабиринты- Лепка - готовим блинчики
- Д/и «Бусы»
-Пальчиковая гимнастика «Яблочко», «Кораблик»
- Игры с прищепками «Цветок» ,«Стирка»
4 неделя- Д/и «Попробуй расстегни»
- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с грецким орехом»- Дорисуй ежику колючки
- Игры с водой «Достань, что скажу»
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ладушки-ладошки»- Лабиринты «Узоры»
- Игры с прищепками «Елочка» ,«Разложи по цвету»
Заключение
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
проделанная работа способствовала снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дала ощутить детям радость телесного контакта.
отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в новые игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память.
Новые игры, изготовленные для развития мелкой моторики рук, детей очень заинтересовали. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях и использовать большинство окружающих их предметов для развития мелкой моторики рук своих детей.