Мария Жукова
Педагогический проект «В гостях у сказки» с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программа педагогического проекта «В гостях у сказки»
Автор: воспитатель МКДОУ д/с№16 "Светлячок" Жукова Мария Юрьевна
К. Д. Ушинский писал:
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Актуальность: На сегодняшний день для современных детей в силу огромного количества зрительной информации, становится сложнее и сложнее воспринимать, усваивать и запоминать информацию словесную. Анализируя знания, умения детей стало ясно, что многие дети имеют речевые проблемы, такие, как:
Публикация «Педагогический проект „В гостях у сказки“ с детьми средней группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
• Испытывают сложности в пересказе, сочинении сказок, в связи с неспособностью грамматически правильно построить предложение, изложить свои мысли;
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Следует сказать также, что метод мнемотехники не требует значительных затрат для обогащения предметно-развивающей среды, поскольку схемы и картинки в любом эстетическом оформлении и в любом количестве всегда можно найти в интернете, кроме того, они могут быть нарисованы на бумаге, на доске самими детьми или воспитателем.
Из всех приёмов обучения рассказыванию я выбрала этот метод. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.
Сказка — неизменный спутник детства — играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой — главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.
Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Преимущество мнемотаблицы:
• Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным.
• У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Ожидаемые результаты:
у детей появится желание пересказывать сказки – как на занятии, так в повседневной жизни;
- расширится круг знаний об окружающем мире;
- активизируется словарный запас;
- дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией
Цель: развитие связной речи, памяти, мышления и дошкольников при обучении навыкам и приемам работы с мнемотехникой.
Задачи:
• развитие связной речи.
• развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, и др. ;
• кодирование и перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы и наоборот;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Сроки реализации проекта : сентябрь-май
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители, муз. руководитель.
Преимущество мнемотаблицы:
• Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным.
• У детей развивается связная речь.
• У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Ожидаемые результаты:
у детей появится желание пересказывать сказки – как на занятии, так в повседневной жизни;
- расширится круг знаний об окружающем мире;
- активизируется словарный запас;
- дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
• Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей;
• Изучение опыта работы педагогов по использованию мнемотехники в сети Интернет (статьи, методические разработки, образцы схем);
• Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек);
• Выступления на: заседании опорной площадки, на педагогическом часе об использовании мнемотехники для развития речи дошкольников;
• Изучение исходного уровня индивидуального развития речи воспитанников (Модифицированная диагностика Коломейченко Л. В. ; Любимовой Л. В.);
• Анкетирование родителей «Как Вы развиваете речь детей в домашних условиях?».
2 этап – практический.
Работа с педагогами включала :
• Разработка перспективного комплексно-тематического планирования;
• Разработка серии конспектов совместной образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием мнемотехники;
• Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов по данной проблеме;
• Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников;
• Открытые показы занятий для педагогов ДОУ.
Работа с воспитанниками:
Использовать в работе мнемотаблицы начала с детьми средней группы. Хотя уже в младшем возрасте использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, алгоритм обучения детей.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
• Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием сказок мнемотаблиц, мнемодорожек;
• Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»;
• Выставка мнемотаблиц в родительском уголке для развития речи детей дома;
• Привлечение родителей к совместному изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для пересказа сказок;
3 этап – заключительный:
• Проведение изучения индивидуального речевого развития детей после реализации проекта;
• Обобщение и распространение полученных результатов;
• Выступление на педагогическом совете по данному вопросу.
Перспективное планирование
сентябрь Мониторинг
Сказка «Лиса и кувшин»
октябрь Сказка «Мужик и медведь».
ноябрь Сказка «Гуси - лебеди»
декабрь Сказка «По щучьему велению»
январь Сказка «Заяц - хваста»
февраль Сказка «Лисичка сестричка и серый волк»
март Сказка «Снегурочка»
апрель Сказка «Смоляной бычок»
май Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
Мониторинг
Методика проведения работы с детьми по мнемотаблицам :
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодированием информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит метод запоминания
Предварительная работа:
• подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
• обсуждение с детьми перед занятием произведений устного народного творчества;
• подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиозаписи;
• выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.
Этапы работы со схемой - моделью:
• учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками - символами;
• учить зарисовывать предметы не только символами;
• самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему - модель как план пересказа;
• закреплять изученный материал путем неоднократного повторения сказки с опорой на составленную ранее схему - модель.
Занятие состоит из нескольких этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка "спряталась" в таблице? Про кого эта сказка?»
Вывод: Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим дошкольников к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.