Людмила Нагаева
Педагогический проект по патриотическому воспитанию «Уголок России — отчий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического направления развития детей № 18»
город-курорт Кисловодск.
Педагогический проект
«Уголок России- Отчий дом!»
Автор
Старший воспитатель
Нагаева Людмила Заубердовна
2017г.
Малая родина все равно большая,
ведь она единственная.
Ж. Ренуар
Проект «Уголок России- Отчий дом!»
Публикация «Педагогический проект по патриотическому воспитанию „Уголок России — отчий дом“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Патриотический уголок. Уголок краеведения
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Проект ориентирован на использование при работе МБДОУ детский сад № 18 основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствует ФГОС ДО.
Вид: познавательно- исследовательский;
Тип: детско-взрослый, открытый- в ДОУ и за его пределами;
Продолжительность: долгосрочный;
Срок реализации: 1 год (с сентября 2017г. - по май 2018г.)
Участники проекта : дети четырех групп: средняя группа, (Старшая «А», Старшая «Б», подготовительная) (5-7) лет, педагоги, родители;
Проблема: обогащение в детском саду систематизированного материала для изучения родного города, края;
Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность: Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству. По признанию педагогов и психологов (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский) период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно-исторической жизни страны. Формирование гармоничной личности ребенка было предметом особого внимания всех социальных институтов общества. Направленность ФГОС ДО на включение региональных особенностей в образовательную среду способствует не только воспитанию, но и гражданскому становлению личности, освоению общечеловеческих ценностей.
Цель: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к малой Родине, к родному городу, формирование нравственных ценностей, систематизация представлений и знаний детей о родном городе через знакомство с природными богатствами, достопримечательностями. Создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию.
Задачи:
Дать знания детям о родном городе: история, природа, символика, достопримечательности, знаменитые люди;
Формировать нравственно-патриотические чувства детей, бережное отношение к природе, традициям, культуре родного города;
Включить в целостный педагогический процесс разнообразие форм и методов работы по формированию патриотических чувств, обогатить предметно- развивающую среду по патриотическому воспитанию материалами регионального компонента;
Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Привлекать родителей к проявлению творческой активности в реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
Дети имеют первичные представления о своей семье, родном городе, крае (ближайшем социуме);
Проявляют заботу о своей семье;
Имеют первичные представления об истории родного города, края, о людях, прославивших город Кисловодск; имеют представление о карте Родного края;
Знают государственную символику города Кисловодска, Ставропольского края; могут рассказать о своем родном городе;
Проявляют интерес к народному творчеству; узнают и называют изделия народного промысла;
Знают представителей растительного и животного мира Ставропольского края и города Кисловодска;
Обогащение предметно-развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию наглядно-иллюстративными материалами регионального компонента.
Этапы проекта
1. Выбор цели проекта.
Формулировка проблемы и цели проекта;
Определение продукта проекта;
Формулировка задач;
2. Разработка проекта.
Разработка плана деятельности по достижению цели (обсуждение плана с родителями);
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта (определение к кому обратится за помощью);
определение источников информации,
подбор материалов и оборудования для работы (с какими предметами научиться работать для достижения цели).
Объединение детей в рабочие группы, распределение ролей.
3. Выполнение проекта
Выполнение практической части проекта.
Оказание воспитателем практической помощи, контроль осуществления проекта;
4. Подведение итогов
Подготовка и проведение презентации конкретного проекта;
Представление родителям и педагогам продукта собственной деятельности.
Виды деятельности для реализации проекта
Тема подпроекта Содержание подпроекта
«Я и моя семья»
(средняя группа) Совместная деятельность воспитателя и детей
Организация уголка города, родного края; внесение краеведческих книг, альбомов;
Беседы о семье, родном доме, детском саде, ознакомление с профессиями родителей, беседы об улицах, где живут дети;
Тематическая работа в уголке города- создание альбома, фотоколлажа «Наши улицы»;
Рассказы из опыта детей «Моя семья», «Мой детский сад»
Тематические занятия «С кем я живу», «Правила домашнего этикета», «Традиции нашей семьи»,
Создание альбомов «Самый счастливый день в нашей семье», «Традиции нашей семьи»,
Игры: с/р «Дом», «Семья»; игры драматизации: «Репка», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»;
Знакомство с пословицами и поговорками о семье;
Чтение сказок «Гуси- лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
Художественное творчество: Рисование по представлению «Я с папой», «Мы с мамой улыбаемся», «Моя дружная семья»
Работа с родителями: анкетирование «Знаете ли Вы свой город», сотворчество родителей с детьми- создание альбома «Семейные традиции;
Итоговый продукт проектной деятельности : «Создание и презентация комплексного альбома «Моя семья»(май 2018г.)
«Растительный и животный мир Ставрополья, города Кисловодска»
(старшая группа» Совместная деятельность воспитателя и детей
Организация уголка города, родного края; внесение краеведческих книг, альбомов;
Тематические занятия: «Деревья вокруг нас», «Как птицы в городе готовятся к зиме», «Друзья леса. Что такое хорошо и что такое плохо»,
Познавательные беседы: «Красота природы бесценна», «Кисловодск- географическая страничка», «Первоцветы», «Путешествие по Кисловодскому парку», «Новоселье птиц», «Минеральная вода- богатство Кисловодска»; «С чего начинается Родина», «Как сохранить богатства края», «Красная книга Ставрополья»
Тематическая работа в уголке города- создание альбома, фотоколлажа «Деревья нашего парка»; «Животные рядом», «Птичья семейка»,
Рассказы из опыта детей «Как мы гуляли в парке», «Белочки-непоседы в парке», «Как речка Ольховка шумит»,
Игры: «Опиши дерево, цветок», с/ р игры: «Экскурсия», «Мы путеводители», «Природный патруль»; «Перелетные и зимующие птицы», «Перелет птиц», «Угадай по описанию», «
Образовательные ситуации: «Что было бы…», «Удивительное рядом», «Путешествие по живописным местам»,
Использование устного народного творчества: загадок, пословиц, поговорок, народных примет и народного календаря;
Художественное творчество: ручной труд из природного материала, выставка «Осенний вальс»;
Выставка репродукции «Природа края глазами художников»;
Работа с родителями: организация выставки «Осенний вальс», создание мини-альбомов для лепбука «Растения родного края», «Животные Ставрополья», «Кисловодский парк», «Наши соседи-птицы», «Рассказы о природе»; «Устное народное творчество природе», фотоальбом «Красота природы бесценна»;
Итоговый продукт проектной деятельности : «Создание и презентация комплексного лепбука «Растительный и животный мир Ставрополья, города Кисловодска»(май 2018г.)
«История, символика, народное творчество родного города и края»
(старшая группа) Совместная деятельность воспитателя и детей
Организация уголка города, родного края; внесение краеведческих книг, альбомов;
Тематические занятия: «Кисловодск- наш дом», «Большая и малая Родина», «Кисловодская долина», «Богатырь вода», «Крепость у кислого колодца», «Флаг и герб Ставрополья», «Герб Кисловодска», «Кто такие казаки», «Мир казачьего дома», «Кисловодск и кисловодчане в годы Великой Отечественной Войны», «Город госпиталь», «Страницы истории»;
Чтение стихотворений о Кисловодске: «Кисловодская долина», «С вершины малое седло…», «Живая вода», «Кисловодск», «Мой город»;
Познавательные беседы: «Кисловодск- исторические очерки», «Герб города Кисловодска», «Традиции и обычаи Ставропольских казаков», «Культура и быт Ставропольского казачества», «Кто такие казаки», «Казачья одежда, форма и чины»
Использование устного народного творчества: загадок, пословиц, поговорок, народных примет и народного календаря;
Тематическая работа в уголке города- создание альбома «Геральдика Ставрополья и Кисловодска», «Казачья одежда, форма и чины», «Мой город»;
Чтение художественной литературы: сказка «Казак и судьбина»(Н. В. Катурин, «Виноградная лоза» (Н. В. Катурин,
Знакомство с пословицами, поговорками и считалками;
Художественное творчество: Рисование «Ставропольская казачка», «Герб Кисловодска», «Мой город»
Работа с родителями: создание альбома «Казаки Ставрополья», Кисловодск- наш дом»; «Страницы истории от истоков до наших дней»;
Итоговый продукт проектной деятельности : создание и презентация мини-музея «История, символика, народное творчество родного города и края»
«Достопримечательности города Кисловодска. Знаменитые люди Ставрополья»
(подготовительная группа) Совместная деятельность воспитателя и детей
Организация уголка города, родного края; внесение краеведческих книг, альбомов;
Тематические занятия: «Кисловодск- наш дом», «Кисловодская долина», «Кисловодск- исторические очерки», «Рассказы об известных людях», «Н. А. Ярошенко и Кисловодск», «О замке Коварства и любви», «Прогулка по родному городу»,
Познавательные беседы: «Фонтаны города», «У реки Ольховки», «М. Ю. Лермонтов в Кисловодске», «Сердце курорта- Нарзанная галерея», «Природные достопримечательности Кисловодска», «Лермонтовские места»
Тематическая работа в уголке города- создание альбомов: «Знаменитые люди в Кисловодске», «Экскурсия по городу»,
Чтение художественной литературы: «Легенда о Кольцо горе», «Рассказы об известных людях. В. И Сафонов», «Легенда о замке Коварства и любви», «Звезды Российской поэзии в Кисловодске», знакосмтво с творчеством поэта В. И. Дуброва.
Художественное творчество: Рисование «Зеркальный пруд», «Осенний парк», «Поющий фонтан»;
Игра: «Узнай по описанию», «Собери картинку», «Построй маршрут»,
Экскурсии: Дача- музей М. Ф. Шаляпина, музей «Белая вилла» Н. А. Ярошенко, историко-краеведческий музей «Крепость»
Просмотр фрагментов фильма «Человек на все времена» (Лунин) о жизни и творчестве Н. А. Ярошенко;
Работа с родителями: анкетирование «Знаете ли Вы свой город», совместные творческие работы «Любимый город», создание альбомов «Знаменитые люди», «Прогулки по городу», «Город солнца»
Итоговый продукт проектной деятельности : создание и презентация альбома «Достопримечательности города Кисловодска. Знаменитые люди Ставрополья»
Литература
1. Р. С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников». Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2012.-80с.
2. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьей и родословной». Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. –М. : Мозаика-Синтез, 2008.-128с.
3. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика- Синтез, 2008.-112с.
4. Р. М. Литвинова «Казаки на Ставрополье» учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. ООО «Литера»., Ставрополь 2009.- 220с.
5. Р. М. Литвинова «Региональная культура Ставрополья6 художники, писатели и композиторы», ООО «Литера»., Ставрополь 2010.-380с.
6. Р. М. Литвинова «Ставрополье в солдатской шинели». : учебно- методическое пособие. -Ставрополь: «Литера»,2015.-204с.
7. Т. А. Шорыгина «Наша родина –Россия». Методическое пособие. - М. : ТЦ «Сфера». 2014.-96с.
8. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико- ориентированный проект». - Волгоград: Учитель,2015.-103с.
9. Н. Г. Пантелеева «Знакомим детей с малой родиной»6 методическое пособие- М. : ТЦ Сфера,2016.-127с.
10. Л. Г. Соболева «Прогулки по Кавминводам, или Читайка и Умняшка рассказывают». Поэзия и проза. Пятигорск: Издательство «Спецпечать», 2009.-92с.
11. Л. Г. Соболева «Кавминводы в военные годы, или Читайка и Умняшка рассказывают». Поэзия и проза. Пятигорск: Издательство «Спецпечать», 2009.-96с.
12. М. Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.» М. : Линка-Пресс, 2003.-200с.
13. В. И. Дубров «Кисловодская долина» Стихи. Северо-Кавказское издательство МИЛ, Кисловодск 2005.-145с.
14. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
15. https://www.maam.ru/ Международный образовательный портал
16. https://infourok.ru/ Международный образовательный интернет-проект