Татьяна Пименова
Педагогический проект «Ты какой, мой выходной?!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : Познавательный, творческий.
Временные рамки проекта : Краткосрочный (2 недели).
Краткая аннотация проекта.
В нашей жизни работа отнимает много времени и сил. Родным и близким так не хватает внимания, поэтому отпуск или выходные – это время, которое хочется провести с семьёй.
Сохраняется и проблема понимания в организации эффективного коррекционно-развивающего, познавательного досуга для развития собственного ребёнка дома (сегодня представляя одну из наиболее частых причин отсутствия возможной положительной динамики в развитии детей с ВОЗ).Одной из специфических черт организации психолого-педагогического сопровождения на ступени дошкольного образования является просветительская и профилактическая работа, направленная на взаимодействие с родителями.
Публикация «Педагогический проект „Ты какой, мой выходной?!“» размещена в разделах
Данное взаимодействие учитывает ключевое значение родителей при организации коррекционно-развивающей среды развития ребенка с ОВЗ. При этом традиционное взаимодействие педагогов и родителей наиболее часто обращено на негативные стороны поведения и развития ребенка, определяя сложности и проблемы, и зачастую носит сугубо информационный характер. Оставляя за рамками внимания важность выявления путей и методов и приемов решения проблем, создания необходимого эффективного коррекционно-развивающего досуга представляющего интерес для детей.
Для привлечения внимания родителей к проведению совместных выходных дней с детьми был и создан наш проект.
Задачами, которого является формирование интереса к совместному отдыху, обогащение детско-родительских отношений, побуждение родителей и детей отражать свои впечатления от совместного опыта и повышать творческую активность.
Вид и типология проекта : познавательный, творческий; краткосрочный (2 недели); совместный с родителями; общесадовский.
Актуальность проекта.
Семья является основным фактором, влияющим на развитие личности ребенка, что многократно находит отражение в области психолого-педагогических наук. При этом проблема при построении наиболее гармоничных взаимоотношений в семье и сегодня продолжает оставаться актуальной. И представляет собой одну из частых причин, обуславливающих сложности в психическом развитии ребенка.
Проблема. В результате анализа выявлена проблема, определяющая основу представленного взаимодействия специалистов и семьи как субъекта инклюзивного образования - недостаточное владение родителями эффективными способами организации коррекционно-развивающего досуга с детьми с ОВЗ, на фоне сниженной мотивации к его организации.
Представленный опыт направлен на преодоление проблемы, создавая условия для повышения мотивации родителей к организации совместного коррекционно-развивающего, при этом интересного для ребенка, досуга. Кроме того позволяет расширить представления о совместной деятельности, открывающей возможности для его позитивного личностного развития, развития инициативы и творческие способности на основе сотрудничества взрослых и детей в соответствующими возрасту видам деятельности, а также ФГОС ДО.
В рамках междисциплинарной проектной деятельности двух специалистов (педагога и учителя-логопеда) был разработан и реализован проект, под названием «Ты какой мой выходной!».
Участниками проекта являются дети с тяжелыми нарушениями речи подготовительной группы, их родители, педагог и учитель-логопед.
Цели и задачи проекта.
Целью проекта является создание комплекса условий для развития у родителей эффективных необходимых способов организации коррекционно-развивающего досуга с детьми с ОВЗ, обуславливающего развитие речевой, личностной и эмоциональной сфер ребенка в ходе реализации проектной деятельности.
Задачи реализации проекта :
1. Обогатить отношения родителей и детей опытом совместной деятельности, положительно влияющим на развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной сферы дошкольников;
2. Систематизировать и расширить представления у родителей об особенностях взаимодействия детей с ТНР и родителей в семье;
3. Повысить мотивацию к организации совместной деятельности у родителей с детьми ОВЗ дошкольного возраста;
4. Создать условия для применения эффективных методов и приемов развития речи, познавательной и эмоциональной сферы при организации совместного досуга родителя с ребенком.
5. Обогащение активного словаря, посредством создания положительного эмоционального состояния ребенка при общении с родителями дома.
6. Развить связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развитие звуковой и интонационной культуры речи через использование дидактических игр в досуговой деятельности.
7. Систематизировать и расширить представления о семейных традициях их значении у родителей детей старшего дошкольного возраста;
8. Разработать методическое обеспечение проектной деятельности.
Стратегия достижения поставленных целей и задач.
Содержание проектной деятельности включает в себя комплекс мероприятий. Мероприятия проекта, их этапы, цели и формы представлены в таблице. Подробное описание содержания комплекса мероприятий представлены далее.
Перечень мероприятий по реализации проекта.
Цели мероприятия Форма и название мероприятия Ответственный за реализацию
1 этап Введение в проектную деятельность
1. Актуализировать и расширить представления об особенностях семейного взаимодействии у родителей детей старшего дошкольного возраста.
2. Повысить мотивацию к организации совместной развивающей деятельности у родителей детей старшего дошкольного возраста.
3. Создать условия для обмена опытом родителями по организации развивающего досуга.
4. Замотивировать родителей на активное участие в проектной деятельности. Круглый стол с родителями «Семейные традиции» Педагог, учитель-логопед
2 этап Основной
1. Сформировать мотивацию детей для активной совместной деятельности с родителями;
2. Передать игровые задания для совместной деятельности – подарков от обезьяны.
Игра
«Подарок обезьянки» Педагог, учитель-логопед
Создать условия для определения эффективных методов и приемов развития речи, познавательной и эмоциональной сферы при организации совместного досуга родителя с ребенком. Досуговая домашняя деятельность: проведение совместной игры «Подарок обезьянки» Родители
Досуговая домашняя деятельность: экскурсия в «необычное» место. Родители
Рефлексия детей полученного позитивного опыта совместной деятельности с родителями. Создание коллажа умений. Педагог, учитель-логопед
3 этап Заключительный
Актуализировать и расширить представления об особенностях взаимодействия семьи у детей старшего дошкольного возраста Тренинговая встреча
«Ты какой мой выходной» Педагог, учитель-логопед
1. Рефлексия родителями полученного позитивного опыта совместной деятельности с детьми.
2. Ориентация на дальнейшую организацию совместного коррекционно-развивающего досуга. Интерактивный стенд: «Вот какой наш выходной!» Педагог, учитель-логопед
Ожидаемые результаты.
Анализ результатов реализации проекта показал нам эффективность созданных дополнительных условий. Представленный междисциплинарный проект позволил включить семьи в роль активного субъекта образования. Содержание взаимодействия с детьми и родителями показало заинтересованность в участников (беседы с детьми о прошедшем выходном дне, качество выполнения рекомендаций специалистов в тетрадях взаимодействия с родителями, уровнем активности и отзывами родителей об участии в проекте, содержание рекомендаций в интерактивном стенде).
В ходе анализа реализации проекта были выявлены ниже представленные результаты:
• Расширение представлений о формах и методах организации эффективного совместного коррекционно-развивающего досуга.
• Увеличение его организации в повседневное взаимодействие родителей и детей.
• Повышение мотивации к организации совместной коррекционно-развивающей деятельности у родителей.
• Расширение представлений о способах оптимального взаимодействия родителей как субъектов образования и детей ОВЗ.
• Приобретение нового положительного опыта при организации совместного коррекционно-развивающего досуга у родителей и детей.
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Литература.
1. Абрамян, Л. A. О некоторых особенностях эмоционального развития дошкольника в семье. Л. А. Абрамян. – М. : МПГУ, 1981. – 546 с.
2. Веракса, А. Н. От рождения до школы. Примерная общеоразоваетльная программа дошкольного образования. А. Н. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 368c.
3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Ю. Б. Гиппенрейтерю. –М. : АСТ: Астрель. – 2011. – 238 с.
4. Козловская, Н. В. Исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Психологические проблемы современной российской семьи. – 2005. – №2.
5. Куржаева, Н. Ю., 70 развивающих занятий для дошкольников 4-5 лет. Н. Ю. Куржаева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова. – СПб. : Речь, 2011. -64 с.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Российская газета. – 2013. - № 6241.