Папки-передвижки

Педагогический проект «Азбука доброты»

Ольга Иванова
Педагогический проект «Азбука доброты»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

«Если ребенка учат добру, в результате будет добро;

учат злу – в результате будет зло –

ибо ребенок не рождается готовым человеком,

человеком его надо сделать».

В. А. Сухомлинский

Каждая эпоха предъявляет к человеку разные требования, тем самым, формируя определенные приоритеты в данный момент. Но есть вневременные ценности - это нравственные качества личности. К ним относится доброта, отзывчивость, взаимопомощь и многие другие. Так ли необходимо в наше время, стремительно меняющихся технологий, помнить о нравственности, воспитывать в детях стремление помогать друг другу, совершать добрые поступки, учиться дружить. Возможно, это пережиток прошлого? Я решила разобраться в этом вопросе подробнее.

Публикация «Педагогический проект „Азбука доброты“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – время вхождения ребенка в широкий социальный мир, время установления взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Именно в этом возрасте, необходимо задать ориентиры нравственного развития ребенка. В настоящее время многие дети не умеют общаться со взрослыми, друг с другом, не желают принимать и следовать нравственным нормам поведения. Несмотря на это, социологические исследования, проведенные среди родителей и детей, показывают, что самыми ценными качествами детей все-таки являются доброта и отзывчивость.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностным качествам человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок начинает постепенно овладевать нормами, правилами поведения и взаимопомощи, принятыми в обществе. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, формирование этических норм поведения. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строятся взаимодействия людей, знакомится с нормами поведения. Наша задача - воспитывать в детях доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым. Побуждать детей к активным действиям, помочь, проявить заботу, внимание успокоить, порадовать.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми доброжелательной, спокойной, позитивной обстановки вокруг него. Доверие взрослым, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он с удовольствием общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями. Современные родители в силу своей занятости, очень мало общаются со своими детьми. Часто приходится наблюдать, как взрослым проще дать ребенку в руки планшет или мобильный телефон. А как же поговорить с ребенком, почитать ему книгу, рассказать, что такое уважение, сострадание, доброта? Умение приходить на помощь, уважать мнения других людей, доставлять радость своим близким – это необходимые качества, которые важно заложить в детстве.

Актуальность.

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос формирования у детей представлений о нормах поведения, регулирующих отношения дошкольников к окружающим людям, природе. Дети в возрасте 6-7 лет начинают вести активную жизнь в обществе, порой сталкиваясь с множеством проблем и трудностей.

В соответствии с ФГОС ДО, раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Поэтому, у детей нужно формировать не только представления о нормах поведения, а прежде всего - нравственные чувства.

Для решения данной проблемы я подготовила проект «Азбука доброты» в старшей - подготовительной группе.

Вид проекта : информационно-творческий.

Тип проекта : групповой, долгосрочный.

Срок реализации: ноябрь – май.

Участники проекта : дети старшей - подготовительной группы, воспитатели, родители.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель проекта : Формирование у детей понятия – доброта.

Задачи:

- формировать понятие, что такое доброта, добрые поступки;

- формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;

- развивать детское творчество через совместную деятельность взрослых и детей;

- развивать коммуникативные умения и навыки;

- воспитывать стремление совершать добрые поступки;

- воспитывать уважение к людям разных профессий;

- воспитывать бережное отношение к природе и труду;

- способствовать созданию в группе доброжелательной, дружеской атмосферы;

- повышать педагогическую грамотность родителей.

Проектная идея.

В ходе работы над проектом, подвести детей к пониманию того, что добрые поступки приносят радость, что доброта помогает дружить, вместе совершать красивые поступки. Доброта украшает наш мир и чем ее больше, тем светлее становится вокруг.

Ожидаемый результат:

- формирование у детей четкого представления о доброте и добрых поступках;

- повышение интереса у детей к совместной творческой деятельности со взрослыми;

- применение детьми навыков доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми;

- формирование у детей стремления совершать добрые поступки;

- осознание детьми значимости разных профессий;

- формирование у детей осознанно бережного отношения к природе;

- снижение детской конфликтности, налаживание дружеских отношений между детьми;

- повышение педагогической грамотности родителей.

План реализации проекта.

1 этап – подготовительный

- поиск, изучение и обработка информации;

- создание проблемы и постановка целей и задач;

- работа над методической литературой, подбор игр, подготовка наглядно- демонстрационных пособий, разработка картотеки бесед по нравстенному воспитанию;

- предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;

Работа с детьми Сотрудничество с родителями Методическое сопровождение

Беседы Оформление консультаций для родителей Организация развивающей среды

Дидактические, настольно-печатные, подвижные игры Помощь в изготовлении настольно - печатных, дидактических игр Разработка цикла дидактических, подвижных игр, проблемных ситуаций

Чтение художественной литературы Родительское собрание Подборка художественной литературы

Целевые прогулки, наблюдения Сбор консультативного

материала для родителей

Продуктивная коллективная и индивидуальная деятельность Разработка конспектов непрерывной организованной

деятельности.

Итоговое занятие Анкетирование родителей

- разработка НОД;

- подборка материалов для консультаций.

2 этап - основной

- работа над проектом;

- реализация поставленных целей и задач через различные виды деятельности;

-сотрудничество с родителями.

3 этап - заключительный

- проведение итогового занятия;

- подведение итогов.

Модель реализации проекта

Схема реализации проекта

Работа с детьми

1. Познавательное развитие

Беседы: «Что такое доброта», «Беседа о добрых делах и поступках», «Дружба без ссор», «Как помочь птицам зимой?», «Как ты помогаешь маме?», «Моя дружная семья», «Мой любимый питомец»

Непрерывная образовательная деятельность: «Дружба начинается с улыбки», «Дорогами добра», «Сказки учат нас добру».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций на нравственную тему.

2. Речевое развитие

Составление описательных рассказов:

«Чем я могу помочь другу?», «День добрых дел».

Творческое рассказывание детей по темам: «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений».

Рассказы по картинам «Моя семья», «Мои добрые дела».

Речевые игры: «Мост дружбы», «Добрые приветствия». «Кто больше скажет добрых и теплых слов».

Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы», «Настоящий друг», Я. Аким «Жадина», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Н. Осеева «Плохо», Е. Благинина «Подарок» Е. Алябьев «Добрым быть приятно», В. Катаев «Цветик-семицветик».

Русские народные сказки.

Заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о добре.

3. Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность Разучивание считалок и мирилок.

Дидактические игры: «Оцени поступок», «Волшебный стул», «Назови ласково», «Собери картинку», «Скажи: какая?», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Закончи предложение», «Дорисуй», «Скажи ласковое слово другу», «Вежливые слова».

С/ р игры: «Семья», «Приходите к нам на праздник», «Магазин».

Дежурство по столовой, ремонт книг, помощь в уходе за комнатными растениями, помощь в уборке снега на участке во время прогулки.

Кукольный театр по сказке «Заюшкина избушка».

4. Физическое развитие Пальчиковые игры: «Дятел»; «Кормушки»; «Птички».

Гимнастика после сна: «Чтобы быть здоровыми», «Голуби».

Подвижные игры: «Воробышек и автомобиль», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»,

«Ручеек», «Ловишки», Веселые старты».

5. Художественно-эстетическое развитие Прослушивание песен о дружбе «Улыбка»;

Изготовление поздравительного плаката ко дню мам; лепка «Подарок другу»

Акция «Подари улыбку»;

Создание Солнышка добра (правила вежливости).

Принципы.

Основу проекта составляют принципы :

Принцип целенаправленности означает, что воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены цели.

Принцип комплексного воспитания предусматривает единство задач, средств и методов воспитания дошкольников, преемствeнную связь воспитания и развития личности ребенка в дошкольном учреждении, семье и обществе, цельность воздействий на чувства, сознание и поведение.

Принцип воспитания в деятельности. Нужно использовать возможности каждой из них, организовывать благоприятные условия для их своевременного возникновения и развития, базироваться на ведущую деятельность.

Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка в сочетании с высокой требовательностью. Требует от воспитателя проявления педагогического такта. Требовательность воспитателя к детям проявляется в принципиальности, которая выражается в поощрениях и наказаниях, в справедливом отношении к детям.

Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные черты, достоинства, которые нужно увидеть педагогу и дать им развитии в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка склонность к усовершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуaльности. В то время как подчеркивание недостатков, непрерывное указание на них не поможет детям избавиться от них, а часто еще больше укрепляет эти недостатки.

Принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается совмещать свои интересы с интересами других ребят, приобретает элементарные навыки коллективной жизни. Важность коллектива проявляется:

а) в воспитании у детей основных норм и правил отношений между людьми (чувства товарищества, уважения к окружающим, человечности);

б) в формировании общественной направленности личности (сочетание личных и коллективных увлечений;

в) в раскрытии индивидуальности ребенка;

г) в возможности проявить свои знания, своё отнoшение к окружaющим; в возможности упражняться в нравствeнных пoступках;

д) во взаимoвлиянии детей друг на друга.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для любого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей используются соответствующие методы и приемы воспитания и планируется его конкретное содержание. В процессе воспитания нужно учитывать также индивидуальные особенности ребенка, обусловливаемые своеобразием его нервной деятельности, условиями жизни и воспитания в семье. Успех воспитания зависит от чуткого изучения педагогом поведения каждого ребенка с применением соответствующих методов и приемов его воспитания.

Методы и приёмы.

Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова - в дошкольной педагогике).

Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

- методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

- методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внуше-ние, просьба, этическая беседа, пример;

- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.

Принципы отбора методов нравственного воспитания:

- соответствие метода цели и задачам воспитания;

- гуманный характер метода;

- реальность метода;

- подготовленность условий и средств для использования метода;

- избирательность отбора метода;

- тактичность применения метода;

- планирование возможного результата воздействия метода;

- терпение и терпимость педагога при использовании метода;

- преобладающая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников.

Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Сотрудничество с родителями по реализации проекта по нравственному воспитанию старших дошкольников «Азбука доброты».

Беседы с родителями на выяснение их мнения по данной теме.

Консультации:

-«Воспитание добротой»;

- «Воспитание заботливого отношения к окружающим»;

- «Воспитание примером».

Анкетирование «Нравственное воспитание ребенка».

Рекомендации:

- «Вежливость воспитывается вежливостью».

Советы для родителей:

- «Умение воспитывать в детях доброту».

Памятки «Воспитываем в ребенке доброту», «Ребенок – зеркало семьи».

Папка-передвижка «Детская вежливость».

Предложить родителям совместно с детьми создать генеалогическое древо своей семьи.

Предложить родителям участие в акции «Подарите нам улыбку»

Подготовить с ребенком рассказ о добрых поступках членов семьи.

Обновление информационного стенда для родителей.

Заключение.

В процессе реализации проекта «Азбука доброты» предполагаемые результаты были достигнуты:

- обогатился опыт детей в сфере нравственного воспитания;

- у детей появилось стремление к совершению добрых поступков

- пополнился словарный запас детей;

- научились честно оценивать свои поступки;

- дети с удовольствием участвовали в творческих мероприятиях совместно с родителями и воспитателем;

- дети стали бережнее относиться к окружающему миру, прониклись заботой о птицах, домашних животных;

- в группе была создана атмосфера доброжелательности и тепла;

- повысилась компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания;

- повысился интерес к профессиям.

- мной был накоплен определенный опыт в вопросах нравственного воспитания дошкольников;

По итогам проекта : была организована акция для родителей «Подарите нам улыбку»; создана коллективная поздравительная открытка для мам; проведена акция «Не бросайте птиц зимой» (изготовление кормушки); создали «Солнышко Добра» (добрые советы) в подарок для детей младшей группы; дети совместно с родителями приготовили рисунки «Моя семья»; выполнена презентация проекта.

В самом начале своей работы я задалась вопросом: «А нужна ли она – доброта, современным детям и их родителям». Конечно, нужна – это ценность у которой нет срока годности. Во все времена воспитание доброты, отзывчивости, умение сопереживать другим людям, совершать благородные поступки не потеряет своей актуальности. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы личности ребенка. Он получает опыт общения, учится правильно себя вести с близкими ему людьми, усваивает традиции и культуру своего народа. Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложится их дальнейшая жизнь.

Список используемой литературы.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. М: Мозаика-Синтез, 2005.

Журнал «Дошкольное воспитание» №3, №5, 2008 год.

Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире/С. А. Козлова// Дошкольное воспитание. 2001 год

Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, ТЦ «Сфера», Москва, 2004 год

Публикации по теме:

Проект «Дорожная азбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 «Колокольчик» г. Моздок Проект «Дорожная.

Краткосрочный проект «Дорожная азбука»Краткосрочный проект «Дорожная азбука» Краткосрочный проект «Дорожная азбука». Социально – коммуникативной направленности Участники проекта: дети, родители, педагоги старшей.

Краткосрочный проект «Неделя доброты» в подготовительной (логопедической) группеКраткосрочный проект «Неделя доброты» в подготовительной (логопедической) группе Краткосрочный проект «Неделя доброты» в подготовительной (логопедической) группе с 14.11.22 г. по 18.11.22 г. 1. Актуальность: В настоящее.

Педагогический проект в средней группе «Уроки доброты»Педагогический проект в средней группе «Уроки доброты» Педагогический проект в средней группе "Уроки доброты" Цель проекта: • формирование у детей положительных качеств характера, способствовать.

Проект «Азбука безопасности» Проект «Азбука безопасности» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому.

Проект «Домашние питомцы — лучшие друзья, или Уроки доброты»Проект «Домашние питомцы — лучшие друзья, или Уроки доброты» Автор проекта: Сутырина Елена Ивановна – воспитатель МБДОУ ЦРР Детский сад №127 «Чайка» Образовательные области: «Речевое развитие»,.

Проект «Неделя доброты»Проект «Неделя доброты» Проект «Неделя доброты»во второй младшей группе «Солнышко» МБДОУ №17 "Ромашка" г. Ессентуки Подготовили: Сысоева Юлия Николаевна Белкина.

Проект «Неделя доброты в ДОУ»Проект «Неделя доброты в ДОУ» Проект «Неделя доброты в ДОУ» Составили: Зенченкова Е. А., Вилинская Е. Б., Леонова О. Н. Девиз: «Если доброта живёт на свете, радуются взрослые.

Проект по этикету «В мир хороших манер и доброты» — фотоотчетПроект по этикету «В мир хороших манер и доброты» — фотоотчет Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой атмосферы. Учитывая возраст детей,.

Творческий проект «Азбука потешек»Творческий проект «Азбука потешек» Творческий проект «Азбука потешек» Пояснительная записка Фольклорные потешки – небольшие стихотворения из двух – четырех, либо восьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Азбука доброты»
Опубликовано: 16 декабря 2023 в 16:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Азбука доброты»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Иванова (УИ 887922) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД