Ольга Иванова
Педагогический проект «Азбука доброты»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
«Если ребенка учат добру, в результате будет добро;
учат злу – в результате будет зло –
ибо ребенок не рождается готовым человеком,
человеком его надо сделать».
В. А. Сухомлинский
Каждая эпоха предъявляет к человеку разные требования, тем самым, формируя определенные приоритеты в данный момент. Но есть вневременные ценности - это нравственные качества личности. К ним относится доброта, отзывчивость, взаимопомощь и многие другие. Так ли необходимо в наше время, стремительно меняющихся технологий, помнить о нравственности, воспитывать в детях стремление помогать друг другу, совершать добрые поступки, учиться дружить. Возможно, это пережиток прошлого? Я решила разобраться в этом вопросе подробнее.
Публикация «Педагогический проект „Азбука доброты“» размещена в разделах
Дошкольный возраст – время вхождения ребенка в широкий социальный мир, время установления взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Именно в этом возрасте, необходимо задать ориентиры нравственного развития ребенка. В настоящее время многие дети не умеют общаться со взрослыми, друг с другом, не желают принимать и следовать нравственным нормам поведения. Несмотря на это, социологические исследования, проведенные среди родителей и детей, показывают, что самыми ценными качествами детей все-таки являются доброта и отзывчивость.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностным качествам человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок начинает постепенно овладевать нормами, правилами поведения и взаимопомощи, принятыми в обществе. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, формирование этических норм поведения. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строятся взаимодействия людей, знакомится с нормами поведения. Наша задача - воспитывать в детях доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым. Побуждать детей к активным действиям, помочь, проявить заботу, внимание успокоить, порадовать.
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми доброжелательной, спокойной, позитивной обстановки вокруг него. Доверие взрослым, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он с удовольствием общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями. Современные родители в силу своей занятости, очень мало общаются со своими детьми. Часто приходится наблюдать, как взрослым проще дать ребенку в руки планшет или мобильный телефон. А как же поговорить с ребенком, почитать ему книгу, рассказать, что такое уважение, сострадание, доброта? Умение приходить на помощь, уважать мнения других людей, доставлять радость своим близким – это необходимые качества, которые важно заложить в детстве.
Актуальность.
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос формирования у детей представлений о нормах поведения, регулирующих отношения дошкольников к окружающим людям, природе. Дети в возрасте 6-7 лет начинают вести активную жизнь в обществе, порой сталкиваясь с множеством проблем и трудностей.
В соответствии с ФГОС ДО, раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Поэтому, у детей нужно формировать не только представления о нормах поведения, а прежде всего - нравственные чувства.
Для решения данной проблемы я подготовила проект «Азбука доброты» в старшей - подготовительной группе.
Вид проекта : информационно-творческий.
Тип проекта : групповой, долгосрочный.
Срок реализации: ноябрь – май.
Участники проекта : дети старшей - подготовительной группы, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель проекта : Формирование у детей понятия – доброта.
Задачи:
- формировать понятие, что такое доброта, добрые поступки;
- формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
- развивать детское творчество через совместную деятельность взрослых и детей;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- воспитывать стремление совершать добрые поступки;
- воспитывать уважение к людям разных профессий;
- воспитывать бережное отношение к природе и труду;
- способствовать созданию в группе доброжелательной, дружеской атмосферы;
- повышать педагогическую грамотность родителей.
В ходе работы над проектом, подвести детей к пониманию того, что добрые поступки приносят радость, что доброта помогает дружить, вместе совершать красивые поступки. Доброта украшает наш мир и чем ее больше, тем светлее становится вокруг.
Ожидаемый результат:
- формирование у детей четкого представления о доброте и добрых поступках;
- повышение интереса у детей к совместной творческой деятельности со взрослыми;
- применение детьми навыков доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми;
- формирование у детей стремления совершать добрые поступки;
- осознание детьми значимости разных профессий;
- формирование у детей осознанно бережного отношения к природе;
- снижение детской конфликтности, налаживание дружеских отношений между детьми;
- повышение педагогической грамотности родителей.
План реализации проекта.
1 этап – подготовительный
- поиск, изучение и обработка информации;
- создание проблемы и постановка целей и задач;
- работа над методической литературой, подбор игр, подготовка наглядно- демонстрационных пособий, разработка картотеки бесед по нравстенному воспитанию;
- предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;
Работа с детьми Сотрудничество с родителями Методическое сопровождение
Беседы Оформление консультаций для родителей Организация развивающей среды
Дидактические, настольно-печатные, подвижные игры Помощь в изготовлении настольно - печатных, дидактических игр Разработка цикла дидактических, подвижных игр, проблемных ситуаций
Чтение художественной литературы Родительское собрание Подборка художественной литературы
Целевые прогулки, наблюдения Сбор консультативного
материала для родителей
Продуктивная коллективная и индивидуальная деятельность Разработка конспектов непрерывной организованной
деятельности.
Итоговое занятие Анкетирование родителей
- разработка НОД;
- подборка материалов для консультаций.
2 этап - основной
- работа над проектом;
- реализация поставленных целей и задач через различные виды деятельности;
-сотрудничество с родителями.
3 этап - заключительный
- проведение итогового занятия;
- подведение итогов.
Модель реализации проекта
Схема реализации проекта
Работа с детьми
1. Познавательное развитие
Беседы: «Что такое доброта», «Беседа о добрых делах и поступках», «Дружба без ссор», «Как помочь птицам зимой?», «Как ты помогаешь маме?», «Моя дружная семья», «Мой любимый питомец»
Непрерывная образовательная деятельность: «Дружба начинается с улыбки», «Дорогами добра», «Сказки учат нас добру».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций на нравственную тему.
2. Речевое развитие
Составление описательных рассказов:
«Чем я могу помочь другу?», «День добрых дел».
Творческое рассказывание детей по темам: «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений».
Рассказы по картинам «Моя семья», «Мои добрые дела».
Речевые игры: «Мост дружбы», «Добрые приветствия». «Кто больше скажет добрых и теплых слов».
Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы», «Настоящий друг», Я. Аким «Жадина», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Н. Осеева «Плохо», Е. Благинина «Подарок» Е. Алябьев «Добрым быть приятно», В. Катаев «Цветик-семицветик».
Русские народные сказки.
Заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о добре.
3. Социально-коммуникативное развитие
Игровая деятельность Разучивание считалок и мирилок.
Дидактические игры: «Оцени поступок», «Волшебный стул», «Назови ласково», «Собери картинку», «Скажи: какая?», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Закончи предложение», «Дорисуй», «Скажи ласковое слово другу», «Вежливые слова».
С/ р игры: «Семья», «Приходите к нам на праздник», «Магазин».
Дежурство по столовой, ремонт книг, помощь в уходе за комнатными растениями, помощь в уборке снега на участке во время прогулки.
Кукольный театр по сказке «Заюшкина избушка».
4. Физическое развитие Пальчиковые игры: «Дятел»; «Кормушки»; «Птички».
Гимнастика после сна: «Чтобы быть здоровыми», «Голуби».
Подвижные игры: «Воробышек и автомобиль», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»,
«Ручеек», «Ловишки», Веселые старты».
5. Художественно-эстетическое развитие Прослушивание песен о дружбе «Улыбка»;
Изготовление поздравительного плаката ко дню мам; лепка «Подарок другу»
Акция «Подари улыбку»;
Создание Солнышка добра (правила вежливости).
Принципы.
Основу проекта составляют принципы :
Принцип целенаправленности означает, что воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены цели.
Принцип комплексного воспитания предусматривает единство задач, средств и методов воспитания дошкольников, преемствeнную связь воспитания и развития личности ребенка в дошкольном учреждении, семье и обществе, цельность воздействий на чувства, сознание и поведение.
Принцип воспитания в деятельности. Нужно использовать возможности каждой из них, организовывать благоприятные условия для их своевременного возникновения и развития, базироваться на ведущую деятельность.
Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка в сочетании с высокой требовательностью. Требует от воспитателя проявления педагогического такта. Требовательность воспитателя к детям проявляется в принципиальности, которая выражается в поощрениях и наказаниях, в справедливом отношении к детям.
Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные черты, достоинства, которые нужно увидеть педагогу и дать им развитии в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка склонность к усовершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуaльности. В то время как подчеркивание недостатков, непрерывное указание на них не поможет детям избавиться от них, а часто еще больше укрепляет эти недостатки.
Принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается совмещать свои интересы с интересами других ребят, приобретает элементарные навыки коллективной жизни. Важность коллектива проявляется:
а) в воспитании у детей основных норм и правил отношений между людьми (чувства товарищества, уважения к окружающим, человечности);
б) в формировании общественной направленности личности (сочетание личных и коллективных увлечений;
в) в раскрытии индивидуальности ребенка;
г) в возможности проявить свои знания, своё отнoшение к окружaющим; в возможности упражняться в нравствeнных пoступках;
д) во взаимoвлиянии детей друг на друга.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для любого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей используются соответствующие методы и приемы воспитания и планируется его конкретное содержание. В процессе воспитания нужно учитывать также индивидуальные особенности ребенка, обусловливаемые своеобразием его нервной деятельности, условиями жизни и воспитания в семье. Успех воспитания зависит от чуткого изучения педагогом поведения каждого ребенка с применением соответствующих методов и приемов его воспитания.
Методы и приёмы.
Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова - в дошкольной педагогике).
Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.
Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:
- методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;
- методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внуше-ние, просьба, этическая беседа, пример;
- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.
Принципы отбора методов нравственного воспитания:
- соответствие метода цели и задачам воспитания;
- гуманный характер метода;
- реальность метода;
- подготовленность условий и средств для использования метода;
- избирательность отбора метода;
- тактичность применения метода;
- планирование возможного результата воздействия метода;
- терпение и терпимость педагога при использовании метода;
- преобладающая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников.
Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.
Сотрудничество с родителями по реализации проекта по нравственному воспитанию старших дошкольников «Азбука доброты».
Беседы с родителями на выяснение их мнения по данной теме.
Консультации:
-«Воспитание добротой»;
- «Воспитание заботливого отношения к окружающим»;
- «Воспитание примером».
Анкетирование «Нравственное воспитание ребенка».
Рекомендации:
- «Вежливость воспитывается вежливостью».
Советы для родителей:
- «Умение воспитывать в детях доброту».
Памятки «Воспитываем в ребенке доброту», «Ребенок – зеркало семьи».
Папка-передвижка «Детская вежливость».
Предложить родителям совместно с детьми создать генеалогическое древо своей семьи.
Предложить родителям участие в акции «Подарите нам улыбку»
Подготовить с ребенком рассказ о добрых поступках членов семьи.
Обновление информационного стенда для родителей.
Заключение.
В процессе реализации проекта «Азбука доброты» предполагаемые результаты были достигнуты:
- обогатился опыт детей в сфере нравственного воспитания;
- у детей появилось стремление к совершению добрых поступков
- пополнился словарный запас детей;
- научились честно оценивать свои поступки;
- дети с удовольствием участвовали в творческих мероприятиях совместно с родителями и воспитателем;
- дети стали бережнее относиться к окружающему миру, прониклись заботой о птицах, домашних животных;
- в группе была создана атмосфера доброжелательности и тепла;
- повысилась компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания;
- повысился интерес к профессиям.
- мной был накоплен определенный опыт в вопросах нравственного воспитания дошкольников;
По итогам проекта : была организована акция для родителей «Подарите нам улыбку»; создана коллективная поздравительная открытка для мам; проведена акция «Не бросайте птиц зимой» (изготовление кормушки); создали «Солнышко Добра» (добрые советы) в подарок для детей младшей группы; дети совместно с родителями приготовили рисунки «Моя семья»; выполнена презентация проекта.
В самом начале своей работы я задалась вопросом: «А нужна ли она – доброта, современным детям и их родителям». Конечно, нужна – это ценность у которой нет срока годности. Во все времена воспитание доброты, отзывчивости, умение сопереживать другим людям, совершать благородные поступки не потеряет своей актуальности. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы личности ребенка. Он получает опыт общения, учится правильно себя вести с близкими ему людьми, усваивает традиции и культуру своего народа. Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложится их дальнейшая жизнь.
Список используемой литературы.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. М: Мозаика-Синтез, 2005.
Журнал «Дошкольное воспитание» №3, №5, 2008 год.
Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире/С. А. Козлова// Дошкольное воспитание. 2001 год
Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, ТЦ «Сфера», Москва, 2004 год