МААМ-картинки

Педагогический проект «Сюжетно-ролевая игра — это весело!»

Татьяна Замыслова
Педагогический проект «Сюжетно-ролевая игра — это весело!»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проекта

Тип проекта :

по доминирующей деятельности: практико – ориентированный

по количеству участников: групповой

по продолжительности: долгосрочный

Участники проекта : дети и родители второй младшей группы «Золотая рыбка», воспитатели

Проблема

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы. Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.

Публикация «Педагогический проект „Сюжетно-ролевая игра — это весело!“» размещена в разделах

Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника – игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного “игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.

Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать. И третья причина – отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей к более младшим. Современные дети, как правило, играют в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство.

И как следствие, малыши не через игру узнают мир, плохо усваи-вают систему отношений в обществе, мало развиваются и не учатся премудростям, а значит не формируются как личности. А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях.

Актуальность

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установлений отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому и без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

Систематическая работа по развитию коммуникативных навы-ков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

Цель:

способствование развитию игровой деятельности воспитанников через соз-дание предметно-игровой среды.

Задачи:

- обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;

- обогащение жизненного опыта воспитанников, пополнение знаний воспи-танников;

- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жиз-ненного и игрового опыта;

- активизирующее общение взрослого с воспитанниками в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение воспитанниками новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

- умение поддерживать инициативу, желание воспитанников организовать игру по собственной инициативе.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

• Определение целей и задач проекта;

• Изучение литературы, авторских методик;

• Диагностика уровня развития творческой активности воспитанников и взаимоотношений в коллективе;

• Составление плана мероприятий по реализации проекта

Основной этап

Непосредственная реализация проекта в группе : беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, дидактические игры, продуктивная деятельность, театрализованные игры; организация совместной с воспитателем, либо самостоятельной игровой деятельности детей.

Заключительный этап проекта

Оформление паспорта проекта, подведение итогов.

Основные направления работы по формированию

сюжетно-ролевой игры.

1. Планомерное обогащение опыта: в быту, на занятиях, на прогулке, во время просмотра телепередач, чтения книг, просматривания иллюстрации, дидактических игр.

2. Перевод реального опыта в игровой. Усвоение воспитанниками способов воспроизведения действительности в игре. Использование дидактических, театральных игр в обучающем процессе.

3. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти воспитанника недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх. Учитывать практический и игровой опыт воспитанников.

4. Общение со взрослыми во время игрового процесса. Организация проблемных ситуаций с учётом опыта воспитанников и игровой среды. Развитие умения ориентироваться в игровой задаче, находить новые варианты и средства реализации задач.

Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры воспитанников.

Цель: изучение особенностей развития субъектной позиции воспитанников в игровой деятельности.

Методы проведения диагностики: наблюдения, создание специальных диагностических ситуаций.

Срок проведения: январь, май.

Количество диагностированных: 25 воспитанников.

Уровни освоения сюжетно- ролевой игры воспитанниками.

Полностью освоил (+). Воспитанник отображает в играх разнообразные сюжеты, владеет способами ролевого поведения, охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником, меняет интонацию голоса в зависимости от роли, у воспитанника есть любимые роли, доброжелателен в игровом общении, воспитанник способен создать игровую обстановку, выбирая предметы для игры.

Частично освоил(+-). Воспитанник отражает в играх разнообразные сюжеты. Владеет способами ролевого поведения и называет свою роль, вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстниками, в совместной игре меняет интонацию голоса у воспитанника есть любимые роли, использует разнообразные игровые действия, проявляет инициативу в выдвижении игровых замыслов, воспитанник способен создать игровую обстановку, выбирает предметы для игры, охотно вступает в игровое общение.

Не освоил (-). Игровые сюжеты однообразны. Воспитанник использует преимущественно предметные способы игры, в ответ на вопрос воспитателя называет свою роль. Затрудняется в обращении к сверстнику по имени игрового персонажа, испытывает затруднения в ведении ролевого диалога, в ролевой диалог со сверстником вступает только при помощи взрослого, использует однообразные игровые действия, не всегда может назвать их в ответ на вопрос воспитателя. Инициативу в выдвижении игровых замыслов не проявляет, при выборе предметов заместителей требуется помощь воспитателя.

Предполагаемые результаты

• Расширение представлений воспитанников о многообразии способов ис-пользования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий;

• Формирование навыков самостоятельной организации игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры;

• Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё.

Работа с воспитанниками по формированию

сюжетно-ролевой игры.

1. Сюжетно - ролевая игра "Семья"

Задачи педагогического взаимодействия Содержание педагогического взаимодействия

Активное познание окружающей дейст-вительности

1. Рассматривание иллюстраций.

Чтение С. Капутикян «Маша обедает»

2. Беседа на тему «Моя мама»

3. Рассматривание семейных фотографий, карти-нок с изображение семьи.

4. Совместно с воспитанниками организовать фо-товитрину из семейных фотографий.

Обогащение игрового опыта

1. Дидактические игры: «Напоим куклу чаем», «Накормим куклу обедом»

Цель: уточнить название посуды, назначение, учить последовательно выполнять действия.

2. Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Цель: упражнять в умении воспроизводить последовательность действий.

Развитие игровой предметной среды

Создание игровой обстановки в кукольном уголке. Внесение посуды, утюга, ванночки, коляски, новой кроватки с постельным бельм.

Внесение в игру предметов заместителей.

Общение воспитате-ля с воспитанниками

1. Показ игровых действий.

2. Совместная игра (воспитатель – дочка, воспи-танник – мама) .

3. Вопросы об игре («Как зовут твою дочку?», «Что ты ей сварила?», «Когда пойдете гулять?»).

2. Сюжетно- ролевая игра "Магазин"

Задачи педагогиче-ского взаимодейст-вия Содержание педагогического взаимодействия

Активное познание окружающей дейст-вительности

1. Целевая прогулка к магазину

Цель: расширить знания воспитанников о труде продавца.

2. Беседа на тему «Как мы ходим в магазин».

Цель: расширять знания воспитанников о взаимоотношении продавца с покупателями.

3. Рассматривание иллюстраций «В магазине»

4. Чтение Ч. Янгарский «В магазине игрушек»

Обогащение игрового опыта

1. Д/и «Какие продукты продаются в магазине»

2. Игровое упражнение «Поможем кукле выбрать покупку»

Цель: расширить представления воспитанников о товарах, которые продаются в разных магазинах.

3. Беседа «Какие бывают магазины»

Развитие игровой предметной среды

1. Шитье фартука и шапочки для продавца.

2. Оформление витрины.

3. Внесение сумочек, игрушек-заместителей (пе-ченье – кирпичики, конфеты – цветные палочки, деньги- разноцветные бумажки).

Общение воспитате-ля с воспитанниками

1. Проблемная ситуация : дома закончились про-дукты.

2. Игровая ситуация «Открылся овощной мага-зин», «Научим зайку ходить в магазин».

3. Показ игровых действий.

4. Совместная игра (воспитатель – покупатель, воспитанник– продавец).

3. Сюжетно-ролевая игра "Больница"

Задачи педагогиче-ского взаимодейст-вия Содержание педагогического взаимодействия

Активное познание окружающей дейст-вительности

1. Чтение К. И. Чуковского «Доктор Айболит».

2. Рассматривание иллюстрации «Кукла заболела».

3. Встреча с медсестрой детского сада.

4. Беседа «Как доктор лечит детей».

5. Экскурсия в медицинский кабинет.

6. Чтение Е. Крылова «Как лечили петуха».

Обогащение игрово-го опыта

1. Д/и «Кому что нужно для работы».

Цель: учить подбирать предметы по назначению.

2. Д/и «Чей предмет».

Цель: учить называть профессию по предмету труда (трубка для слушания, градусник) .

3. Д/и «Лечим куклу» (послушать, поставить гра-дусник, дать чай с малиной, молоко с медом) .

Цель: учить воспитанников игровым действиям.

4. Д/и «Что лишнее»

Цель: учить замечать ошибки, исправлять их

Развитие игровой предметной среды

1. Внесение набора «Доктор» (градусник, бинта, бутылочек из-под лекарств, шпателя) .

2. Внесение халата шапочки для врача.

3. Внесение предметов-заместителей (вата – кусо-чек поролона, таблетки – рисунок на картоне).

Общение воспитате-ля с воспитанниками

1. Игровая ситуация: кукла лежит в кроватке, не встает, у неё болит горлышко.

Воспитанники включаются в ролевую беседу со взрослым, воспитанник самостоятельно выполняет действия с куклой, повторяя за воспитателем.

Вопросы: что делает доктор?

Кто из вас хочет стать доктором?

2. Игровая ситуация: «кто забыл свои вещи?»

«Кому это нужно?»

4. Сюжетно-ролевая игра "Шофёр"

Задачи педагогиче-ского взаимодейст-вия Содержание педагогического взаимодействия

Активное познание окружающей дейст-вительности

1. Целевая прогулка по ближайшей улице.

2. Беседа на тему «На чем люди ездят»

3. Рассматривание альбома «Транспорт»

4. Приглашение в гости папы – водителя.

5. Наблюдение за трудом шофера, который привозит продукты в детский сад.

Обогащение игрово-го опыта

1. Д/и «Чей предмет»

Цель: продолжать учить называть профессию в соответствии с предметом.

2. Д/и «Едем в гости»

Цель: продолжать учить воспитанников разнооб-разить игровые действия.

Развитие игровой предметной среды

1. Внесение руля, ключей, кепки для шофера, на-бор ключей, игрушки – автобуса.

2. Внесение предметов – заместителей (ключи для ремонта машин – палочки).

Общение воспитате-ля с воспитанниками 1. Проблемная ситуация: «Я опаздываю, мне нужно срочно на работу. Как мне быть?»

2. Совместная игра (воспитатель – пассажир, вос-питанник – шофер) .

3. Игровая ситуация «Поездка в гости».

4. Вопросы об игре (Кто возит людей? Кто хочет стать шофером)

5. Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская"

Задачи педагогиче-ского взаимодейст-вия Содержание педагогического взаимодействия

Активное познание окружающей дейст-вительности

1. Чтение потешки «Расти коса до пояса».

2. Рассматривание иллюстраций с изображением работы парикмахера.

3. Праздник для кукол «Приведем кукол в поря-док»

Цель: продолжать знакомство с инструментами парикмахера.

4. Мама парикмахер у нас в гостях.

5. Рассказ воспитателя «Как я ходила к парикмахеру»

Обогащение игрово-го опыта

1. Д/игры «Кому нужна расческа», «Что лишнее».

Цель: закрепить знания о названии инструментов парикмахера.

2. Д/игра «Покажи кукле, как работает парик-махер»

Цель: Продолжать учить подбирать предметы по назначению.

3. Продуктивная деятельность «Расческа для ми-шутки»

Развитие игровой предметной среды

1. Пополнение игрового уголка: фен, ножницы, бигуди, бусы, различные бутылочки.

2. Внесение предметов заместителей: кирпичик – расческа, катушка из под ниток – бигуди.

3. Внесение деталей костюма (красивый фартук).

Общение воспитате-ля с воспитанниками

1. Создание проблемной ситуации: кукла Таня собирается в гости на День рождения.

2. Вопросы об игре (Что нужно взять парикмахеру, чтобы подстричь волосы? Для чего нужен фен).

3. Совместная игра (воспитанник – парикмахер, воспитатель –клиент) .

4. Воспитатель включает воспитанника в элемен-тарное планирование игровых действий («Может твоя дочка хочет сходить в гости?»).

Работа с родителями.

Основные направления работы с родителями:

заинтересовать родителей проектом;

повысить уровень педагогической культуры родителей в области «Социально-коммуникативное развитие».

заинтересовать родителей проблемой переноса игровой деятельности в семью, организацией единого игрового пространства.

совместные семейные игры, просматривание спектаклей, мульт-фильмов с детьми, обогащение детской домашней библиотеки;

привлечь к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для театрализованных игр.

В совместной работе с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы.

Конкурс: «Игрушка – самоделка», совместное изготовление игрушек родителей и детей (всех членов семьи).

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевых игр : «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Семья» и д. р.

Изготовление атрибутов к дидактическим, театрализованным играм.

Консультация: «Детские игры и игрушки», «Игра в жизни ребенка младшего возраста».

Литература:

1. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра» Как работать по программе «Детство» : Учебно-методическое посо-бие/научн. ред. : А. Г. Гогоберидзе – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 176с.

2. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб. : Детство- Пресс, 2012

3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник. / Науч. ред. Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. – СПб. : Детство- Пресс, 2007

5. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Сост. и ред. Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова. – СПб. : Детство-Пресс, 2010

6. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. — 3-е изд. — М. : Айрис-пресс, 2009. — 128 с. — (Дошкольное воспитание и развитие);

7. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н. В. Краснощекова – Ростов н/ Д: Феникс, 2006 – 251с. – (Школа развития).

7. Общие основы руководства сюжетно-ролевыми играми детей. detskiy-sad.ru›igra/suzhet02.html

Публикации по теме:

Проект «Игра, игрушки». Сюжетно-ролевая игра с детьми раннего возраста Паспорт педагогического проекта Авторы и участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников. Название.

Сюжетно-ролевая игра В. А. Сухомлинский «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир вливается живительный поток представлений, понятий об.

Проект «Сюжетно-ролевая игра «Автозаправочная станция» Сюжетно-ролевая игра «Автозаправочная станция» Гр. №9 Сыктывкар 2013г Введение. Проект: групповой, долгосрочный, игровой. Актуальность.

Сюжетно-ролевая игра «Больница» Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Больница»» Задачи: • Учить создавать игровую обстановку, используя реальные.

Сюжетно-ролевая игра «Цирк» Цель: создавать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе специально моделируемой ситуации. Задачи:.

Сюжетно-ролевая игра «Цирк» СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ЦИРК» Проблема: «в цирке заболели артисты» Игровая мотивация: «провести цирковое представление, заменив артистов».

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» Игра-это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» Тема: Сюжетно – ролевая игра «Семья» Возрастная группа: вторая младшая Образовательные задачи: продолжать учить детей распределять роли.

Сюжетно-ролевая игра «Веселый автобус» Целевая аудитория: несовершеннолетние 3 – 6 лет. Форма и методы работы: беседа, игра. Цель: обучение сюжетно-ролевой игре «Весёлый автобус».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Сюжетно-ролевая игра — это весело!»
Опубликовано: 17 марта 2016 в 13:34
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Сюжетно-ролевая игра — это весело!»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Замыслова (УИ 245601) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД