Татьяна Замыслова
Педагогический проект «Сюжетно-ролевая игра — это весело!»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта :
по доминирующей деятельности: практико – ориентированный
по количеству участников: групповой
по продолжительности: долгосрочный
Участники проекта : дети и родители второй младшей группы «Золотая рыбка», воспитатели
Проблема
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы. Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.
Публикация «Педагогический проект „Сюжетно-ролевая игра — это весело!“» размещена в разделах
Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника – игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного “игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.
Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать. И третья причина – отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей к более младшим. Современные дети, как правило, играют в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство.
И как следствие, малыши не через игру узнают мир, плохо усваи-вают систему отношений в обществе, мало развиваются и не учатся премудростям, а значит не формируются как личности. А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях.
Актуальность
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установлений отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому и без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.
Систематическая работа по развитию коммуникативных навы-ков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.
Цель:
способствование развитию игровой деятельности воспитанников через соз-дание предметно-игровой среды.
Задачи:
- обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;
- обогащение жизненного опыта воспитанников, пополнение знаний воспи-танников;
- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жиз-ненного и игрового опыта;
- активизирующее общение взрослого с воспитанниками в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение воспитанниками новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
- умение поддерживать инициативу, желание воспитанников организовать игру по собственной инициативе.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
• Определение целей и задач проекта;
• Изучение литературы, авторских методик;
• Диагностика уровня развития творческой активности воспитанников и взаимоотношений в коллективе;
• Составление плана мероприятий по реализации проекта
Основной этап
Непосредственная реализация проекта в группе : беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, дидактические игры, продуктивная деятельность, театрализованные игры; организация совместной с воспитателем, либо самостоятельной игровой деятельности детей.
Заключительный этап проекта
Оформление паспорта проекта, подведение итогов.
Основные направления работы по формированию
сюжетно-ролевой игры.
1. Планомерное обогащение опыта: в быту, на занятиях, на прогулке, во время просмотра телепередач, чтения книг, просматривания иллюстрации, дидактических игр.
2. Перевод реального опыта в игровой. Усвоение воспитанниками способов воспроизведения действительности в игре. Использование дидактических, театральных игр в обучающем процессе.
3. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти воспитанника недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх. Учитывать практический и игровой опыт воспитанников.
4. Общение со взрослыми во время игрового процесса. Организация проблемных ситуаций с учётом опыта воспитанников и игровой среды. Развитие умения ориентироваться в игровой задаче, находить новые варианты и средства реализации задач.
Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры воспитанников.
Цель: изучение особенностей развития субъектной позиции воспитанников в игровой деятельности.
Методы проведения диагностики: наблюдения, создание специальных диагностических ситуаций.
Срок проведения: январь, май.
Количество диагностированных: 25 воспитанников.
Уровни освоения сюжетно- ролевой игры воспитанниками.
Полностью освоил (+). Воспитанник отображает в играх разнообразные сюжеты, владеет способами ролевого поведения, охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником, меняет интонацию голоса в зависимости от роли, у воспитанника есть любимые роли, доброжелателен в игровом общении, воспитанник способен создать игровую обстановку, выбирая предметы для игры.
Частично освоил(+-). Воспитанник отражает в играх разнообразные сюжеты. Владеет способами ролевого поведения и называет свою роль, вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстниками, в совместной игре меняет интонацию голоса у воспитанника есть любимые роли, использует разнообразные игровые действия, проявляет инициативу в выдвижении игровых замыслов, воспитанник способен создать игровую обстановку, выбирает предметы для игры, охотно вступает в игровое общение.
Не освоил (-). Игровые сюжеты однообразны. Воспитанник использует преимущественно предметные способы игры, в ответ на вопрос воспитателя называет свою роль. Затрудняется в обращении к сверстнику по имени игрового персонажа, испытывает затруднения в ведении ролевого диалога, в ролевой диалог со сверстником вступает только при помощи взрослого, использует однообразные игровые действия, не всегда может назвать их в ответ на вопрос воспитателя. Инициативу в выдвижении игровых замыслов не проявляет, при выборе предметов заместителей требуется помощь воспитателя.
Предполагаемые результаты
• Расширение представлений воспитанников о многообразии способов ис-пользования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий;
• Формирование навыков самостоятельной организации игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры;
• Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё.
Работа с воспитанниками по формированию
сюжетно-ролевой игры.
1. Сюжетно - ролевая игра "Семья"
Задачи педагогического взаимодействия Содержание педагогического взаимодействия
Активное познание окружающей дейст-вительности
1. Рассматривание иллюстраций.
Чтение С. Капутикян «Маша обедает»
2. Беседа на тему «Моя мама»
3. Рассматривание семейных фотографий, карти-нок с изображение семьи.
4. Совместно с воспитанниками организовать фо-товитрину из семейных фотографий.
Обогащение игрового опыта
1. Дидактические игры: «Напоим куклу чаем», «Накормим куклу обедом»
Цель: уточнить название посуды, назначение, учить последовательно выполнять действия.
2. Д/и «Оденем куклу на прогулку»
Цель: упражнять в умении воспроизводить последовательность действий.
Развитие игровой предметной среды
Создание игровой обстановки в кукольном уголке. Внесение посуды, утюга, ванночки, коляски, новой кроватки с постельным бельм.
Внесение в игру предметов заместителей.
Общение воспитате-ля с воспитанниками
1. Показ игровых действий.
2. Совместная игра (воспитатель – дочка, воспи-танник – мама) .
3. Вопросы об игре («Как зовут твою дочку?», «Что ты ей сварила?», «Когда пойдете гулять?»).
2. Сюжетно- ролевая игра "Магазин"
Задачи педагогиче-ского взаимодейст-вия Содержание педагогического взаимодействия
Активное познание окружающей дейст-вительности
1. Целевая прогулка к магазину
Цель: расширить знания воспитанников о труде продавца.
2. Беседа на тему «Как мы ходим в магазин».
Цель: расширять знания воспитанников о взаимоотношении продавца с покупателями.
3. Рассматривание иллюстраций «В магазине»
4. Чтение Ч. Янгарский «В магазине игрушек»
Обогащение игрового опыта
1. Д/и «Какие продукты продаются в магазине»
2. Игровое упражнение «Поможем кукле выбрать покупку»
Цель: расширить представления воспитанников о товарах, которые продаются в разных магазинах.
3. Беседа «Какие бывают магазины»
Развитие игровой предметной среды
1. Шитье фартука и шапочки для продавца.
2. Оформление витрины.
3. Внесение сумочек, игрушек-заместителей (пе-ченье – кирпичики, конфеты – цветные палочки, деньги- разноцветные бумажки).
Общение воспитате-ля с воспитанниками
1. Проблемная ситуация : дома закончились про-дукты.
2. Игровая ситуация «Открылся овощной мага-зин», «Научим зайку ходить в магазин».
3. Показ игровых действий.
4. Совместная игра (воспитатель – покупатель, воспитанник– продавец).
3. Сюжетно-ролевая игра "Больница"
Задачи педагогиче-ского взаимодейст-вия Содержание педагогического взаимодействия
Активное познание окружающей дейст-вительности
1. Чтение К. И. Чуковского «Доктор Айболит».
2. Рассматривание иллюстрации «Кукла заболела».
3. Встреча с медсестрой детского сада.
4. Беседа «Как доктор лечит детей».
5. Экскурсия в медицинский кабинет.
6. Чтение Е. Крылова «Как лечили петуха».
Обогащение игрово-го опыта
1. Д/и «Кому что нужно для работы».
Цель: учить подбирать предметы по назначению.
2. Д/и «Чей предмет».
Цель: учить называть профессию по предмету труда (трубка для слушания, градусник) .
3. Д/и «Лечим куклу» (послушать, поставить гра-дусник, дать чай с малиной, молоко с медом) .
Цель: учить воспитанников игровым действиям.
4. Д/и «Что лишнее»
Цель: учить замечать ошибки, исправлять их
Развитие игровой предметной среды
1. Внесение набора «Доктор» (градусник, бинта, бутылочек из-под лекарств, шпателя) .
2. Внесение халата шапочки для врача.
3. Внесение предметов-заместителей (вата – кусо-чек поролона, таблетки – рисунок на картоне).
Общение воспитате-ля с воспитанниками
1. Игровая ситуация: кукла лежит в кроватке, не встает, у неё болит горлышко.
Воспитанники включаются в ролевую беседу со взрослым, воспитанник самостоятельно выполняет действия с куклой, повторяя за воспитателем.
Вопросы: что делает доктор?
Кто из вас хочет стать доктором?
2. Игровая ситуация: «кто забыл свои вещи?»
«Кому это нужно?»
4. Сюжетно-ролевая игра "Шофёр"
Задачи педагогиче-ского взаимодейст-вия Содержание педагогического взаимодействия
Активное познание окружающей дейст-вительности
1. Целевая прогулка по ближайшей улице.
2. Беседа на тему «На чем люди ездят»
3. Рассматривание альбома «Транспорт»
4. Приглашение в гости папы – водителя.
5. Наблюдение за трудом шофера, который привозит продукты в детский сад.
Обогащение игрово-го опыта
1. Д/и «Чей предмет»
Цель: продолжать учить называть профессию в соответствии с предметом.
2. Д/и «Едем в гости»
Цель: продолжать учить воспитанников разнооб-разить игровые действия.
Развитие игровой предметной среды
1. Внесение руля, ключей, кепки для шофера, на-бор ключей, игрушки – автобуса.
2. Внесение предметов – заместителей (ключи для ремонта машин – палочки).
Общение воспитате-ля с воспитанниками 1. Проблемная ситуация: «Я опаздываю, мне нужно срочно на работу. Как мне быть?»
2. Совместная игра (воспитатель – пассажир, вос-питанник – шофер) .
3. Игровая ситуация «Поездка в гости».
4. Вопросы об игре (Кто возит людей? Кто хочет стать шофером)
5. Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская"
Задачи педагогиче-ского взаимодейст-вия Содержание педагогического взаимодействия
Активное познание окружающей дейст-вительности
1. Чтение потешки «Расти коса до пояса».
2. Рассматривание иллюстраций с изображением работы парикмахера.
3. Праздник для кукол «Приведем кукол в поря-док»
Цель: продолжать знакомство с инструментами парикмахера.
4. Мама парикмахер у нас в гостях.
5. Рассказ воспитателя «Как я ходила к парикмахеру»
Обогащение игрово-го опыта
1. Д/игры «Кому нужна расческа», «Что лишнее».
Цель: закрепить знания о названии инструментов парикмахера.
2. Д/игра «Покажи кукле, как работает парик-махер»
Цель: Продолжать учить подбирать предметы по назначению.
3. Продуктивная деятельность «Расческа для ми-шутки»
Развитие игровой предметной среды
1. Пополнение игрового уголка: фен, ножницы, бигуди, бусы, различные бутылочки.
2. Внесение предметов заместителей: кирпичик – расческа, катушка из под ниток – бигуди.
3. Внесение деталей костюма (красивый фартук).
Общение воспитате-ля с воспитанниками
1. Создание проблемной ситуации: кукла Таня собирается в гости на День рождения.
2. Вопросы об игре (Что нужно взять парикмахеру, чтобы подстричь волосы? Для чего нужен фен).
3. Совместная игра (воспитанник – парикмахер, воспитатель –клиент) .
4. Воспитатель включает воспитанника в элемен-тарное планирование игровых действий («Может твоя дочка хочет сходить в гости?»).
Работа с родителями.
Основные направления работы с родителями:
заинтересовать родителей проектом;
повысить уровень педагогической культуры родителей в области «Социально-коммуникативное развитие».
заинтересовать родителей проблемой переноса игровой деятельности в семью, организацией единого игрового пространства.
совместные семейные игры, просматривание спектаклей, мульт-фильмов с детьми, обогащение детской домашней библиотеки;
привлечь к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для театрализованных игр.
В совместной работе с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы.
Конкурс: «Игрушка – самоделка», совместное изготовление игрушек родителей и детей (всех членов семьи).
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевых игр : «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Семья» и д. р.
Изготовление атрибутов к дидактическим, театрализованным играм.
Консультация: «Детские игры и игрушки», «Игра в жизни ребенка младшего возраста».
Литература:
1. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра» Как работать по программе «Детство» : Учебно-методическое посо-бие/научн. ред. : А. Г. Гогоберидзе – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 176с.
2. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб. : Детство- Пресс, 2012
3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник. / Науч. ред. Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. – СПб. : Детство- Пресс, 2007
5. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Сост. и ред. Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова. – СПб. : Детство-Пресс, 2010
6. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. — 3-е изд. — М. : Айрис-пресс, 2009. — 128 с. — (Дошкольное воспитание и развитие);
7. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н. В. Краснощекова – Ростов н/ Д: Феникс, 2006 – 251с. – (Школа развития).
7. Общие основы руководства сюжетно-ролевыми играми детей. detskiy-sad.ru›igra/suzhet02.html