Лариса Черных
Педагогический проект с воспитанниками подготовительной группы «Мы и космос»
▼ Скачать + Заказать документы
нформационная карта проекта
АВТОРЫ И УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитатели старшей группы № 8 Черных Л. Д., Сорокина О. В., дети старшей группы № 8, педагоги ДОУ, родители воспитанников.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: космос
Публикация «Педагогический проект с воспитанниками подготовительной группы „Мы и космос“» размещена в разделах
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми. Развитие интереса к научному познанию космического пространства.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : краткосрочный (2 недели)
ТИП ПРОЕКТА :
- по доминирующему методу: информационно-познавательный,
практико-ориентированный
- по характеру контактов: социальный
- по содержанию: открытый, групповой, детско-взрослый
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА И ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ЕЕ РАЗРАБОТКИ:
Обоснование проблемы:
Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.
Актуальность проекта :
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни.
Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит стремление дошкольников к познанию, к открытиям, наличие любознательности и потребности в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить эти потребности детей, что в свою очередь будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному развитию старших дошкольников.
Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).
При реализации проекта «Мы и космос» были использованы следующие подходы:
- в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;
- совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;
- реализуя игровой проект, участники образовательного процесса “родители – дети – воспитатели” создают триаду содружества;
- у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой и т. д.
ЗАДАЧИ:
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии
космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях, происходящих в космическом пространстве.
2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество
звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить
представления о планетах, созвездиях. Ввести понятия
«спутники», «метеориты», «планеты».
3. Дать детям знания об освоении человеком космического
пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
5. Привлечь родителей к совместной деятельности, к участию в
работе над проектом.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :
I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
• вхождение в проблему проекта с помощью «модели трёх вопросов» -
Что знаем? Что хотели бы узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
• определение цели и задач проектной деятельности с воспитанниками.
• изучение познавательной литературы, периодической печати,
специальной литературы, Интернета и других информационных
носителей по теме «Космос»;
• подбор форм и методов совместной деятельности педагогов и
воспитанников в рамках работы над проектом «Мы и космос».
• разработка перспективного плана совместной деятельности с детьми и
родителями в рамках работы по проекту.
• проведение обсуждения с родителями воспитанников об их участии в
реализации проекта. Информация для родителей на информационном
стенде «Космическое путешествие»
Результат проделанной работы - «Перспективный план совместной деятельности» с воспитанниками, родителями и специалистами ДОУ по проекту «Мы и космос».
II ЭТАП – ОСНОВНОЙ:
Этот этап включает в себя практическое осуществление проекта :
• проведение занятий, игр, досугов, продуктивной деятельности с
детьми и родителями:
- конструирование из бумаги космического корабля,
- создание творческих работ (лепка, рисование) «Звездное небо»,
- выставка поделок «Космический корабль»,
- беседы обсуждения с детьми «Дорога в Космос», «Планеты
Солнечной системы»,
- познавательно-тематическое мероприятие «Путешествие в
Космос»,
- создание альбома с иллюстрациями и стихотворениями о космосе,
- создание фотоальбома «Путешествие в Космос»
• использование воспитанниками знаний о космосе в моделируемых
ситуациях, играх, конструктивной деятельности:
- проведение с/ролевой игры «Полет в космос»,
- выступление детей с докладами по теме проекта
• совместная деятельность педагога-эколога с детьми : просмотр и
обсуждение мультимедийной презентации «Космическое
пространство»
• приобщение родителей к участию в досугах, групповых
мероприятиях: разучивание стихов по теме (совместная
деятельность дома, чтение познавательной литературы по теме
«Космос» с родителями
• итоговое мероприятие: брэйн-ринг «Знатоки космоса»
III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:
• анализ полученных результатов в рамках работы по проекту «Мы и
космос»
• оформление «Космического уголка в группе»
Результативность работы педагогов и воспитанников
старшей группы № 8 по проекту «Мы и космос :
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своей группы.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Решение поставленных задач с родителями:
Организация выставки совместных с детьми работ (рисование, лепка) «Звездное небо»
Результат:
Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о космосе. Обыгрывание в детском саду сюжетно–ролевой игры «Полёт в космос».
Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.