Елена Тимохина
Педагогический проект «С праздником светлой Пасхи» для детей второй группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность разработки и реализации проекта
«Воспитывать человека — значит определять судьбу нации»
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Духовно – нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что будет заложено в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Необходимость возрождения в обществе духовности и культуры непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Публикация «Педагогический проект „С праздником светлой Пасхи“ для детей второй группы раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Именно в дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта. Духовно – нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, так как большую часть времени многие дети проводят в дошкольных образовательных учреждениях. Качественно новой ступенью духовно – нравственного воспитания в детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Наше дошкольное учреждение реализует программу «Культура и творчество в детском саду» А. В. Бородиной. Цель программы – создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников, для духовно – нравственного и патриотического воспитания и успешной социализации на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям. и Систематическое духовно – нравственное воспитание ребёнка необходимо начинать с самого раннего возраста, потому как именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Воспитание на основе традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие. Поэтому возникла необходимость в разработке данного проекта.
2. Целеполагания
Цель проекта – формирование первоначальных представлений о празднике Пасха.
Поставленная цель осуществляется через решение следующих задач.
ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Формировать первоначальные навыки подготовки и проведения праздничных дней.
2. Вызвать интерес к празднику Пасха.
3. Пополнить словарный запас словами: Пасха, яйцо, кулич, свеча, верба.
4. Развивать познавательные, игровые, речевые и творческие способности.
5. Воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми, умение играть рядом с товарищами.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Пополнить знания родителей о традициях встречи и проведения праздника Пасха.
2. Повысить психолого – педагогическую компетентность в вопросах развития детей раннего возраста :
привлечь родителей к совместной художественно – изобразительной деятельности вместе с малышом дома;
привлечь родителей к творческой деятельности в условиях ДОУ.
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Развитие профессиональной компетентности и личностного потенциала.
2. Создание и поддержание положительного микроклимата в группе.
Участники проекта : дети второй группы раннего возраста, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Тит проекта : краткосрочный, групповой.
Длительность проекта : с 17 апреля 2017г по 21апреля 2017г
Вид проекта : познавательный, творческий.
Предполагаемый результат реализации проекта.
У ДЕТЕЙ :
– расширение представлений о праздниках и их традициях;
– обогащение и активизация словарного запаса детей;
– развитие познавательной активности, любознательности, умений действовать по образцу;
– развитие умений играть рядом друг с другом и сообща.
У РОДИТЕЛЕЙ:
– обогащение родительского опыта приемами взаимодействия с ребенком в семье по духовно – нравственному воспитанию;
– формирование у родителей представлений о развивающих пособиях сделанных своими руками совместно с детьми в домашних условиях.
– вызвать интерес родителей к жизни ребенка в детском саду.
У ПЕДАГОГОВ :
– использование различных форм сотрудничества детского сада и семьи;
– создание условий для эмоционального комфорта и, интересного содержания детей в детском саду.
3. Разработка проекта
3.1 Подготовка к реализации проекта
1. Доведение до участников проекта важности данной темы, целей, задач и предполагаемых результатов его реализации.
2. Изучение информационно – методической литературы по данному направлению.
3. Составление программы практической деятельности по реализации проекта.
4. Подборка и изготовление необходимых пособий и атрибутов для обогащения предметно – пространственной среды.
3.2 План мероприятий по реализации проекта
Подборка сюжетных иллюстраций для беседы с детьми.
Подборка иллюстраций для самостоятельного просмотра детьми.
Подготовка материалов для продуктивной деятельности.
Подготовка игровых атрибутов.
Изготовление дидактических пособий.
Составление плана мастер – класса с участием родителей.
4. Программа практической деятельности по реализации проекта.
Понедельник 17. 04. 2017
Образовательная область «Развитие речи»
Тема. «Беседа «Праздник Пасхи»».
Цель. Формирование умений составлять короткий рассказ из личного опыта.
Режимные моменты.
Д. И. «Назови предмет». Цель. Обогатить словарь детей существительными : свеча, яйцо, кулич.
Д. У. «Сколько предметов на картинке?»Цель. ФЭМП, закрепить умения использовать понятия «один – много».
Д. И. «Кто спрятался в яйце?».Цель. Развитие мелкой моторики (открывать яйцо).
Индивидуальная работа:* по развитию речи – Д. У. «Какого цвета яйцо?» Цель. Закрепление умений детей различать и называть цвета.
* по изо деятельности: упражнение «Раскрась» Цель. Совершенствование умений закрашивать карандашом ограниченную поверхность.
Упражнение «Нарисуй яйцо». Цель. Формирование умений изображать предмет овальной формы.
самостоятельная деятельность детей.
Д. И. «Собери целое» (разрезные картинки на тему «Пасха»)Цель. Формирование умений собирать целое из нескольких частей.
Игры с атрибутами настольного театра по сказке «Курочка ряба»Цель. Развитие связной речи и моторики руки.
П. И. «Прокати яйцо». Цель. Развитие умений следить за движением предмета.
Сотрудничество с семьей. Информационная папка передвижка «Святая неделя».
Цель. Обогащение знаний родителей о традициях проведения праздничных дней после праздника Пасха.
Вторник 18. 04. 2017
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
1. МУЗЫКА. Тема. «Слушание колокольного звона «Пасхальный»».
Цель. Ознакомление со звучанием колокольного звона.
2. ЛЕПКА. Тема. «Веточка вербы».
Цель. Совершенствование умений отщипывать маленькие кусочки от целого куска пластилина и располагать их на шаблоне.
Режимные моменты. Д. И. «Найди пары одинаковых свечей». Цель. Развитие наблюдательности и активизирование в речи прилагательного «одинаковые». Рассматривание веточки вербы и беседа по ней. Цель. Развитие активной фразовой речи.
Индивидуальная работа:* по конструированию Д. У. «Цветок». Цель. Формирование умений выкладывать предмет из разноцветных палочек (пробок).
* Беседа по иллюстрации «Зажженная свеча».
Цель. Формирование элементарных представлений о применении свечей.
Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание иллюстраций на тему «Пасха». Цель. Развитие умений внимательно рассматривать иллюстрации.
Д. И. «Разложи по цвету (яйцо)».Цель. Развитие мелкой моторики и внимания.
И. С. «Подари яйцо другу». Цель. Формирование умений играть вместе.
сотрудничество с семьей. Рекомендации родителям по проведению беседы с детьми на тему «С праздником ПАСХИ!». Цель. Формирование у детей представлений о празднике «Пасха» и традиций празднования.
Среда 19. 04. 2017
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
РИСОВАНИЕ. Тема. «Украсим кулич».
Цель. Совершенствование умений рисовать ватными палочками на листе с предложенным изображением, располагая рисунок в отведенном месте.
Режимные моменты. П. И. «Передай свечу». Цель. Совершенствование умений соблюдать правила игры, действовать по сигналу.
И. С. «Встречаем гостей».Цель. Формирование нравственных норм поведения.
Раскрашивание символов праздника Пасха. Цель. Совершенствование умений правильно держать карандаш (фломастер) в руке, закрашивать изображение на листе бумаги.
Индивидуальная работа.
* Наблюдение из окна группы за изменениями в природе (растительный мир). Цель. Развитие наблюда-тельности и фразовой речи.
* «Корзинка для яиц». (конструктор «Лего») Цель. Закрепление умений соединять детали между собой, обыгрывать полученное изделие.
Самостоятельная деятельность детей. И. С. «Накроем пасхальный стол». Цель. Формирование умений действовать с предметами заменителями и развивать игровой сюжет.
Д. И. «Продолжи ряд».Цель. Формирование умений продолжать ряд предметов, развитие внимания и мышления.
Д. У. «Раскрась рисунок».Цель. Закрепление умений раскрашивать изображение.
сотрудничество с семьей. Выставка рисунков «Пасхальная радуга».
Цель. Привлечение родителей к совместному художественному творчеству с малышом в домашних условиях.
Четверг 20. 04. 2017
1. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
МУЗЫКА Тема. «Пасхальная песенка».
Цель. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
2. Образовательная область «Познавательное развитие».
Тема. «Рассматривание иллюстрации Пасха».
Цель. Формирование умений узнавать символы праздника на иллюстрации.
Режимные моменты. Д. И. «Найди такое же изображение». Цель. Развитие внимания и зрительной памяти.
П. И. «Кто больше соберет яиц?». Цель. Развитие двигательной активности и ловкости.
Индивидуальная работа. * Д. У. «Раскрась свечу».Цель. Совершенствование навыков закрашивания изображения. * Д. У. «Собери яйцо» (киндер сюрприз). Цель. Развитие мелкой моторики руки.
Самостоятельная деятельность детей. Д. И. «Выложи дорожку к храму» (крупная мозаика «Полянка»). Цель. Развитие мелкой моторики.
Д. У. «Найди одинаковые предметы".Цель. Развитие внимания и фразовой речи.
П. И. «Пасхальное гнездо». Цель. Развитие двигательной активности и умений выполнять правила игры.
Сотрудничество с семьей. Рекомендации родителям:
1. рассказать детям о колоколах;
2. слушание колокольного звона «Пасхальный» и беседа по нему.
Цель. Способствовать развитию восприятия колокольного звучания (один колокол или много колоколов).
Пятница 21. 04. 2017
1. Образовательная область «Развитие речи». Тема. Д. У. «Кому подаришь яйцо?».
Цель. Формирование чувства симпатии к сверстникам.
Режимные моменты. Рассматривание иллюстраций на тему Пасха и беседа по ним. Цель. Совершенствование умений внимательно рассматривать иллюстрацию, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.
Индивидуальная работа:
* И. С. «Накроем на стол». Цель. Воспитание умений играть вместе.
* по развитию речи - Д. У. «Назови предмет». Цель. Расширение словарного запаса слов. Самостоятельная деятельность детей. Д. У. «Собери яйцо по цвету». Цель. Развитие мелкой моторики и внимания.
И. С. «Сварим яйцо». Цель. Формирование умений действовать с предметами заменителями и развивать игровой сюжет.
Сотрудничество с семьей. Семинар - практикум с участием родителей «Интерактивная папка «ЛЕПБУК» на тему «С праздником светлой Пасхи!»».
Цель. Формирование у родителей представлений о развивающих пособиях сделанных своими руками совместно с детьми в домашних условиях.
5. Анализ результатов проектной деятельности.
Реализация педагогического проекта «С праздником светлой Пасхи!» осуществлялась с использованием таких педагогических приемов как, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, дидактические игры и упражнения, игровые ситуации и ситуации общения, спокойные подвижные игры. Они способствовали развитию игровых, познавательных, творческих и речевых способностей у детей. Формировали нравственные нормы поведения, первоначальные представления о празднике и его традициях. Вовлечение детей в такие виды деятельности как игровая, коммуникативная и продуктивная активизировали детей, развивали у них любознательность, способствовали проявлению таких положительных качеств как доброта, симпатия, жизнерадостность, взаимопомощь, умение играть рядом со сверстниками, побуждали к проявлению положительных эмоций.
Оснащение предметно – пространственной среды атрибутами, соответствующими теме проекта, помогли детям выбрать интересные для себя занятия, пробуждающие их фантазию, зрительную память, мышление, моторику рук.
Разнообразные формы работы с родителями позволили:
обобщить знания о празднике Пасха и его традициях;
расширить представления о жизни детей в детском саду;
вовлечь в совместную художественную деятельность в домашних условиях;
повысить педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания детей третьего года жизни;
проявить творческие способности в условиях ДОУ.
Для педагогов работа над проектом способствовала :
• развитию профессиональной компетентности;
• созданию дидактических пособий по теме проекта;
• изготовлению альбома с сюжетными картинками «С праздником Пасхи!»;
Считаем, что цель достигнута, а работа по проекту «С праздником светлой Пасхи!» удовлетворительная.
6. Список литературы
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2–е изд., испр. – М. :МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014, - 336с.
2. Культура и творчество в детском саду: Образовательная дополнительная программа дошкольного образования/ А. В. Бородина. – изд – е 5 – е, перераб. – М. :МОФ СРОиК «ОПК», 2015. – 64 с.
3. Бородина А. В. Пасха Христова : Книга для чтения детям дошкольного возраста взрослыми. – М. :МОФ «ОПК», 2015. – 16 стр. – (серия «Праздники»)
4. Бородина А. В. Интересно устроен мир. – М. ,2015
5. Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 57-58.
6. Осинцева Е., Евдокимова Н. Интерактивная папка – лепбук в образовательной работе родителей с детьми раннего возраста. // Дошкольное воспитание № 12, 2016г. с. 92
Интернет – ресурсы
1. https://www.maam.ru/detskijsad/duhovno-nravstvenoe-razvitie-detei-ranego-vozrasta.html
2. https://solnishko.educrimea.ru/about/news/normativnye_dokumenty_k_tekuwej_stranice_aktual_no
3. https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8844/
4. https://www.maam.ru/detskijsad/-duhovno-nravstvenoe-vospitanie-detei-ranego-doshkolnogo-vozrasta.html
5. https://natashar.shat-dou18.edumsko.ru/folder/duhovno-nravstvennoe_vospitanie_detej_rannego_vozrasta
6. https://dohcolonoc.ru/stati/1116-dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html