Юлия Масликова
Педагогический проект «Развивающие игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка. …4
Реализация проекта…. …. 7
Материально-техническое обеспечение проекта…8
Ожидаемые результаты. …. …9
Список литературы ….…. …11
Значение развивающих игр …12
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это возраст активного познания окружающего мира. Познавательное развитие дошкольника предполагает развитие его интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; первичных представлений о себе, об объектах окружающего мира, об их свойствах (форме, цвете, размере, вкусе, запахе, звуке и др.). Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития ребенка, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Педагогический проект „Развивающие игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, О. Декроли, М. Монтессори, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др., справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Познание ребенком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Через взаимодействие ребенка с окружающим его предметным миром формируются и двигательные функции, в том числе и мелкая моторика.
Поэтому стоит уделять большое внимание сенсорному развитию ребенка младшего дошкольного возраста и не упустить важный период в его жизни.
Тип проекта : долгосрочный, групповой.
Участники проекта : дети младшей группы, родители, воспитатели группы.
Сроки реализации проекта : с 01.09.2018г. по 31.06.2019г.
Цель проекта : создание условий для развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
проекта :
Задачи проекта :
- формировать у детей элементарные представления об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме и др.);
- создать развивающую предметно-пространственную среду играми, способствующими развитию сенсорных эталонов и мелкой моторики;
- привлечь родителей к изготовлению и практическому применению развивающих игр.
Возможные риски:
- невысокий уровень родительской мотивации к полноценному сотрудничеству.
Пути преодоления рисков:
- создание творческой мастерской.
- снижение стоимости проекта за счет применения подручных и недорогих материалов.
Этапы реализации проекта :
Основной этап проекта : (октябрь 2018г. – апрель 2019г.)
Сроки Мероприятия
1. Подготовительный этап
Сентябрь 2018 г. 1. Изучение методической литературы по сенсорному развитию
2. Изучение интернет-ресурсов по изготовлению развивающих игр своими руками
3. Создание проекта по сенсорному развитию младших дошкольников
4. Разработка плана «Творческой мастерской» с семьями воспитанников (см. приложение 1)
2. Основной этап
Октябрь 2018 г. -май 2019г. 1. Образовательная совместная деятельность взрослого и детей, направленная на развитие восприятия (форма, цвет, величина и т. д.)
2. Работа творческой мастерской для родителей, создание развивающих игр своими руками
3. Изготовление развивающих игр педагогами
4. Распространение опыта работы по теме проекта среди педагогов детского сада
3. Итоговый этап
Июнь 2019г. 1. Анализ результатов реализации проекта.
2. Обобщение и транслирование опыта работы по проекту.
Реализация проекта
Мероприятия Задачи Сроки
1. .Образовательная совместная деятельность взрослого и детей, направленная на развитие восприятия (форма, цвет, величина и т. д.) Учить детей сенсорным эталонам : выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных цветах и формах, и об отношении предметов по величине. Сентябрь 2018г. -май 2019г.
2. Работа творческой мастерской для родителей, создание развивающих игр своими руками Привлечь родителей к изготовлению и практическому применению развивающих игр Октябрь 2018г., декабрь 2018г., март 2019г.
3. Изготовление развивающих игр педагогами Пополнить развивающую предметно-пространственную среду. Сентябрь 2018 г., ноябрь 2018г., февраль 2019г.
4. Распространение опыта работы по теме проекта среди педагогов детского сада Поделиться опытом работы в области сенсорного развития Май 2019г.
Материально-техническое обеспечение проекта
№ Материалы, пособия, оборудование Количество Стоимость
1 Фетр 10 листов 250
2 Ткань 5 м 750
3 Шнурки 8 пар 200
4 Коктейльные трубочки упаковка 60
5 Цветная самоклеющаяся бумага 10 листов 150
6 Нитки 2 мотка 40
7 Цветной картон 1 упаковка 30
8 Решетки для раковины 8 штук 700
9 Атласные ленты:
средней ширины
узкой ширины
8 м
8 м
120
80
10 Подручный и бросовый материал В неограниченном количестве
Итого бюджет проекта : 2380 руб.
Ожидаемые результаты
- у 82 % воспитанников будут сформированы элементарные представления об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме и др.);
- педагогами и родителями созданы 20 развивающих игр, способствующие развитию сенсорных эталонов и мелкой моторики;
- 70 % родителей (законных представителей) привлечены к изготовлению и практическому применению развивающих игр.
-обобщен опыт работы по данной теме.
Заключение
По итогам проекта можно выделить следующие результаты. У 87 % детей сформированы умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам : величине, форме, цвету; совершать разнообразные действия с предметами (шнуровать, открывать, закрывать, нанизывать, втыкать и т. д.).
88 % родителей (законных представителей) изготовили развивающие игры своими руками.
Опыт работы представлен педагогам МКДОУ «Яйский детский сад «Чайка», на VIII территориальной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования» на базе ГПОУ «Анжеро-Судженский педагогический колледж». Тезисы опубликованы в сборнике конференции.
Родители осознали важность сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте, а также свою роль в этом процессе, воспитатели – заинтересовали родителей в изготовлении развивающих игр, привлекли их к сотрудничеству в важном вопросе развития, у детей значительно повысился уровень сенсорного развития посредством новых развивающих игр.
Список использованных источников
1. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. [и др. ] – 4 изд., перераб. - М. : Мозаика-Синтез, 2017. – 352 с.
2. Луговская Ю. Развитие мелкой моторики в быту. https://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml, М., 2009.
3. Логопедический сайт «Болтунишка». // https://www.boltun-spb.ru/mini.html.
4. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] / Л. Р. Болотина. — М., 2012. – 226 с.
5. Общая психология. // https://www.rusmedserver.ru/med/obschaya/261.html //
6. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада) [Текст]/А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М. : Просвещение, 1979.- 214 с.
7. Ильин, Е. П. Психомоторика [Текст] : учебное пособие для студентов / Е. П. Ильин. - М. : Владос, 2010. - 326 с.
8. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] : пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М. Д. Маханева. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 108 с. Павленко И. Развитие мелкой моторики рук. – М., 2009.
9. Развитие моторики у детей // https://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml.
10. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001
11. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / под ред. М. А Васильевой. - М., 2010. – 105 с.
12. Усова, А. П. Роль игры в организации жизни детей [Текст] / А. П. Усова // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 7.
Значение развивающих игр
Богатый занимательный математический материал и доступный в практическом применении предлагает Зинаида Алексеевна Михайлова в пособии «Математика от трех до семи», «Математика – это интересно». Разработанная ею система работы с дошкольниками представлена в игровой форме. Это – игры-путешествия, математические конкурсы, развлечения, вечера досуга, организуемые с детьми и включающие логические (занимательные) задачи или задачи-смекалки, логические игры («Найди ошибку», «Найди сходства, отличия», «Четвертый (третий) лишний», «Лабиринты», «Найди недостающую (ие) фигуру», а также игры с кубиками Никитина, блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.
«Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания. Борис Павлович Никитин разработал систему таких развивающих игр, как «Сложи узор», «Куб для всех», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Точечки». Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
На восприятие цвета, формы, величины используются логические блоки Дьенеша - эффективное пособие, разработанное венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.
Сначала предлагаются самые простые игры :
- «Раздели фигуры (блоки)» (по цвету, или форме, или размеру, или толщине)
- «Найди фигуру (блоки)» (по цвету, форме, размеру, толщине)
- «Создай образ» (по схеме)
Далее проводится более сложный вариант. Это разбиение блоков по свойствам (с использованием кругов, «Домино».
Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материал «Цветные палочки Кюизенера». Универсальный материал для развития у детей логико-математических способностей разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер.
«Палочки Кюизенера» – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает. «Счетные палочки Кюизенера» являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, мелкой моторики.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал.
Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Для интенсивного развития пространственного мышления, памяти, внимания, творческого воображения, конструкторских способностей, мелкой моторики применяются игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича. В основном, это игры - конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. Самые известные - «Квадрат «Воскобовича» (конструирование предметов по типу оригами, «Геоконт». Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать – это «Математические корзинки», «Чудо крестики», «Счетовозик», «Теремки Воскобовича», «Игровизор» и др. Основным принципом технологии Воскобовича является развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс обучения ребенка-дошкольника. По словам В. В. Воскобовича: «Это — не просто игра, это — познавательная деятельность».
В работе с дошкольниками используется технология ТРИЗ, автором которой является Генрих Саулович Альтшуллер. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия широко применяется в среде педагогов. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр, в ходе которых дети самостоятельно добывают знания, выявляют противоречия в объекте, явлении:
«Волшебный мешочек» (на ощупь)
«Похвалушки» (двое детей хвалят каждый свой предмет)
«Вдвоем» (по очереди рассказывают о предмете, придерживаясь схем)
«Загадка» (составление рассказа – загадки, не называя предмет)
«Хорошо - плохо» или «Розовые – черные очки»
«Чудесные вещи» (придумывание, изобретение чего-то нового, перенося свойства одного предмета на другой)
«Придумай сказочку» (привычные объекты начинают обладать необычными свойствами)
ТРИЗ дает возможность детям проявлять индивидуальность, учит их нестандартно мыслить, снимает чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение.
Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого из частей: «Танграм», «Колумвово яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Листик», «Волшебнй круг», «Головоломка Пифагора», «Пентамино». Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур.
Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (н., квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности. Из любого набора можно составить изображения разнообразной конфигурации: силуэты животных, птиц, человека, транспорта, узоры.
Силуэтное изображение схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, форме. Изображения можно выкладывать по готовым схемам, либо по собственному замыслу, проявляя наглядно-образное, логическое мышление, творчество, фантазию. Влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают пространственное представление, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные, сенсомоторные способности, смекалку, целенаправленность. Эти игры хорошо представлены в учебно-методическом пособии «Математика до школы», автор составители З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая и др.
В практике широко используется группа игр, развивающих интеллект дошкольников, в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т. е. активно мыслить, - это головоломки. Головоломки могут быть:
арифметическими (угадывание чисел);
геометрическими (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки);
буквенными (изографы, ребусы, кроссворды).
Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, с помощью 4 палочек сложить на столе два треугольника. Увлекательные ребусы для детей - это не только отличная гимнастика для развития интеллекта, но и хорошая возможность пополнить словарный запас детей. Кроссворды, обогащают знания об окружающем мире, учат правильному написанию слов.
Развивающие игры, в которых ребёнку необходимо отгадывать загадки, любят все дети. Загадки расширяют кругозор, развивают мышление, тренируют сообразительность, логику и интуицию, т. к. в них присутствует уподобление, сравнение, метаморфическое описание предмета. Для решения даже самой простой загадки надо многое знать об окружающем мире. В процессе поиска правильного ответа дети в игровой форме учатся рассуждать и делать необходимые выводы. При подборе загадок, необходимо учитывать возраст детей.
Н: «Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю»
(губы, зубы)
Не остаются без внимания игры с использованием пословиц, поговорок («Повтори», «Послушай и закончи», «Скажи по-другому» (Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет неудобства своим постоянным присутствием, другое - что он «надоел как горькая редька»; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое - что он «свалился как снег на голову»).
Обладая мощным воспитывающим, эстетическим и развивающим потенциалом, пословицы и поговорки могут успешно использоваться в работе с детьми, имеющими различные нарушения развития, в том числе и речевые. В процессе работы над пословицами и поговорками ребенок учится рассуждать и обосновывать свою точку зрения, приобретает умение видеть и объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок, которое в специальной психологии и коррекционной педагогике является одним из критериев определения уровня умственного развития детей. Точное освоение пословиц и поговорок представляет для детей большой труд, поэтому дети знакомятся с простыми, понятными им по смыслу.
В современном мире развивающих игр большое разнообразие. Только взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит с их содержанием. Их использование будет более эффективным лишь в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи, педагогов и родителей. Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить успешное развитие детей, ведь родители лучше всего знают возможности своего ребёнка. Отобраны наиболее эффективные формы совместной работы: тематические групповые собрания; семинары – практикумы; открытые просмотры; подбор консультационного материала и консультации; беседы; оформление материала для представления в родительском уголке; игротека для домашнего пользования.