Елена Лакетко
Педагогический проект «Развитие речи детей посредством игры»
▼ Скачать +Заказ
Развитие речи детей посредством игры
Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком. умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя, как могучим средством общения и взаимодействия людей. А. А. Люблинская
Актуальность:
Публикация «Педагогический проект „Развитие речи детей посредством игры“» размещена в разделах
Не нужно объяснять, как важна и необходима человеку речь- показатель общего развития ребенка. Развитие речи - индивидуальный процесс, присущий каждому человеку и имеющий свои индивидуальные особенности.
речь- самый удивительный, самый тонкий и сложный механизм, подаренный нам природой. ребенок не рождается с этим даром, а должен открыть его в себе с помощью окружающих людей, прежде всего родителей. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка -слух, зрение, осязание - были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного,эстетического и нравственного воспитания детей в максимально активный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Особенно остро этот вопрос стоит на современном этапе дошкольного воспитания и обучения.
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. В семье "плохоговорящий" ребенок находится в психологически благоприятной ситуации - близкие, как правило, хорошо понимают его искаженную речь. Иногда родители, бабушки и дедушки умиляются особенностям речи ребенка, поощряют неправильное произнесение слов. Неясная речь ребенка становится проблемой, когда ребенок попадает в среду хорошо говорящих сверстников (детский сад, группы развития) и не может выразить свои желания, договориться о совместной игре. Повторяющаяся психотравмирующая ситуация может послужить причиной изменения характера ребенка и наложить наложить отпечаток не его поведение. Что совершенно не допустимо.
Таким образом, изучив и проанализировав вышеизложенные материалы,высказывания педагогов и психологов, в очередной раз понимаешь всю значимость, важность и необходимость развития речи у дошкольников.
Речевое развитие осуществляется в единстве с развитием познания. Речь закрепляет, обобщает, систематизирует результат познания и обеспечивает осознание освоенного. К. С. Аксаков писал: "Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира". Воссоздание этого мира идет всю жизнь, но интенсивнее всего в дошкольном возрасте. Поэтому, задача педагогов и родителей- помочь ребенку как можно успешнее овладеть хорошо развитой речью.
Проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания педагогов и психологов. Исследования по разным проблемам развития речи в дошкольном детстве подтвердили необходимость изучения закономерностей и особенностей становления речи дошкольников и определили основные принципы содержания работы по развитию речи,обучению языку.
Это формирование у дошкольников:
- разных структурных уровней языковой системы (фонетики, лексики, грамматики);
- элементарного осознания явлений языка и речи (ознакомление со смысловой и звуковой стороной слова, со структурой предложения связного текста);
- языковых обобщений в области грамматического строя речи (морфологии, словообразования, синтаксиса);
- речевой активности, воспитания интереса и внимания к родному языку, что способствует повышению уровня самоконтроля.
Я считаю, что развитие речи должно рассматриваться не только как овладение ребенком навыками фонетическими, лексическими, грамматическими,но и как овладение коммуникативными умениями, что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения.
Всё сказанное позволяет сделать вывод, что воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте -одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Родителям каждого ребенка хочется, чтобы он умел хорошо выражать свои мысли и не испытывал трудностей при общении с окружающими.
Объектом исследования являются дети, посещающие группу.
Предмет исследования - речевое развитие детей дошкольного возраста.
Цель проекта: - сделать процесс обучения по возможности интересным, увлекательным, веселым, чтобы добиться усвоения детьми образовательной программы.
Задачи проекта: создать эмоционально благоприятную обстановку для усвоения детьми дидактических задач;
создать предметно - развивающую среду способствующую развитию самостоятельной познавательно - речевой деятельности.
Теоретическое обоснование:
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа. Основоположником методики развития речи Ф. А. Сохиным сформулированы задачи речевого развития детей:
1. Развитие словаря.
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова,необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Главное в развитии детского словаря - освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией,в которой происходит общение. Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Её задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи с другими словами, особенности его употребления в речи. В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова в соответствии с контекстом,а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.
2. Воспитание звуковой культуры речи-многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения. Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса,темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку четкой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.
Дошкольное детство - наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к 5 годам).
3. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам, способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.
Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.
Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений,для предупреждения грамматических ошибок, Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.
4. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.
Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждался вопрос - нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладеют ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика исследования специалистов показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно- речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь,вступать в разговор и поддерживать его,отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами. Вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения,необходимые для более сложной формы общения - монолога.
Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его.
5. Подготовка к обучению грамоте.
В подготовительной к школе группе речь впервые становится для детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой действительности;он подводит их к звуковому анализу слов. Детей учат также производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложений. Все это способствует формированию нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь. Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля за речью. При соответствующем руководстве со стороны взрослых оно способствует воспитанию интереса к обсуждению языковых явлений, любви к родному языку.
В круг задач развития речи включается ещё одна задача - Ознакомление с художественной литературой, не являющаяся речевой в собственном смысле слова. Скорее её можно рассматривать как средство, осуществления всех задач развития речи ребенка и усвоения языка в его эстетической функции. Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления детей с художественной литературой обогащается словарь, развивается образная речь, поэтических слух, творческая речевая деятельность,эстетические и нравственные понятия.
Вычленение задач развития речи носит условный характер, в работе с детьми они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются объективно существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова,усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи.
Таким образом, взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых умений и навыков.
Важнейшим средством развития речи является общение.
Общение - сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как: процесс взаимодействия людей; информационный процесс; средство и условие передачи усвоения социального опыта,отношение людей друг к другу; процесс взаимовлияния людей друг на друга; сопереживание и взаимопонимание людей.
Средством развития речи в широком смысле этого слова является культурная речевая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Следует учитывать, что, подражая окружающим, дети принимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи, поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования:содержательность и одновременно точность, логичность; соответствие возрасту детей; лексическая,фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; образность; выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций,неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам.
Одним из основных средств речевого развития является обучение.
Это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором, под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Е. И. Тихеева считала, что "систематическое обучение и методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду".
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии имеет игра. Её характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.