Папки-передвижки

Педагогический проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Алла Молодых
Педагогический проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Ничто не скрепляет народ, как традиции.

Именно на них опирается культуросообразность.

Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ

и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство.

Г. Н. Волков

Тип проекта : информационно - творческий, среднесрочный, групповой.

Публикация «Педагогический проект „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Направление проекта

Воспитание в традициях отечественной народной культуры, приобщение детей к народным традициям и обычаям, русскому фольклору. В ходе реализации проекта дети погружаются в старину: знакомятся с малыми формами фольклора; играют в русские народные игры, знакомятся с народными обычаями и праздниками, с изделиями народно-прикладного искусства. Дети совместно со взрослыми принимают участие в фольклорных праздниках.

Актуальность реализации проекта

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования.

Поэтому, несомненно, на сегодняшний день тема приобщения детей к истокам русской народной культуры очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди почти позабыли о своих народных ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества. Сила воздействия на ребёнка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.

Гипотеза реализации проекта

Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей. Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором, дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.

Цель проекта

Формирование начал национальной культуры детей и взрослых, создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников на основе приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Задачи проекта

1. Формировать интерес детей и их родителей к традиционной русской культуре, гордость за свой народ, уважение к прошлому.

2. Познакомить детей со старинными русскими традициями и обрядами: масленица, хлебосольство, русские посиделки.

3. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах, сказках, потешках, пословицах.

5. Сформировать чувство национального достоинства.

6. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии.

7. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детском саду уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой на основе традиций русской культуры.

Предполагаемый результат проекта

• Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;

• Имеют представления о традициях русского народа;

• Осознают принадлежность к своему народу;

• Используют в активной речи устный народный фольклор;

• Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;

• Имеют представления о национальном костюме русского народа, об изделиях народного промысла.

• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный этап

• Определение цели и задач проекта;

• Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом

• Составление плана основного этапа проектирования;

• Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;

• Создание развивающей среды в групповой комнате.

2. Основной этап

• Знакомство с устным народным творчеством русского народа;

• Совместная деятельность с детьми;

• Привлечение родителей к предстоящему мероприятию;

• Индивидуальные консультации родителей по участию в мероприятии.

3. Завершающий этап

• Совместная с детьми деятельность;

• Участие в фольклорном празднике;

• Самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы;

• Оформление материала проекта;

• Подготовка презентации для выступления из опыта работы.

Обеспечение проекта

1. Научно- методическое: подбор необходимой литературы, сценариев, конспектов;

2. Материально-техническое: аудиосистема, мультимедийное оборудование;

3. Наглядно-дидактическое: предметы русского быта, предметы народно - прикладного искусства (хохломские изделия, дымковские игрушки, матрёшки, куклы в национальных костюмах, настольно - печатные игры, иллюстрации, мультимедийные презентации.

Формы организации

• Беседа, общение.

Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.

• Экскурсия.

• Слушание и разучивание фольклорных произведений.

• Рисование.

• Развлечение.

Содержание проекта

Тема. Масленица-Комоедица

Срок выполнения: Март

- Беседа «Как на Руси зиму провожали, весну встречали» - познакомить с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины.

- Слушание русских народных песен "Масленица- кривошейка", "Катаются-блинами объедаются", «Жаворонушки!», «Едет Масленица» - развивать восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа.

- Разучивание закличек – развивать эмоциональное восприятие текста, чувство родного языка.

- Разучивание детских песен: "Ой, блины,блины, блины", "Бабушка, испеки оладушки!", " Масленица -полизуха".

- Подвижные игры «Горелки», «Малечина-калечина» - обогащать двигательный опыт детей народными играми, способствовать пониманию их самобытности,воспитывать доброжелательные, партнерские отношения

- Развлечение «Веселая Масленица» - воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями

Работа с родителями.

Консультация «Масленичная неделя»

Помощь и участие в проведении праздника

Тема. Мило тому,у кого много всего в дому.

Срок выполнения: Апрель.

- Общение с использованием презентации «Русская изба» - обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора, развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

- Рассказ о национальных традициях русского народа : хлебосольство – расширять знания о гостеприимстве, хлебосольстве; формировать культуру общения на основе русских традиций

- Общение по теме пословиц: «Хлеб на стол, так и стол- престол, а хлеба ни куска, так и стол-доска», «Ушёл не солоно хлебавши» - формировать культуру речевого общения; обогащать речь детей образными выражениями

- Дидактические игры: «Что для чего», «Что сначала, что – потом»- закреплять знания о старинных предметах, орудиях труда русского народа

- Подвижные игры: «Каравай», «У дядюшки Трифона» - учить четко проговаривать слова, соблюдать правила игры; развивать двигательную активность

- Изготовление атрибутов к д/и «Русская изба»

Тема. Русский наряд.

Срок выполнения: Апрель.

- Общение с использованием презентации «Как одевались в старину» - познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов.

- Рассуждение на тему поговорок «Встречают по одежке», «Береги платье снову» - развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями.

- Рассматривание кукол в русской национальной одежде.

- Создание уголка ряженья. Самостоятельные игры в уголке ряженья.

- Рисование русского национального костюма – познакомить с русским народным костюмом, развивать творческие способности в изобразительной деятельности.

- Подвижные игры «Заря», «Краски» - развивать быстроту, ловкость, внимание; умение согласовывать слова с игровыми действиями

- Изготовление пособия к дидактической игре «Наряди куклу»,

альбома «Русский народный костюм»

Работа с родителями.

Помощь в пошиве русских народных костюмов в уголках ряженья.

Тема. Умелец и рукодельник себе и людям радость приносит.

Срок выполнения: Апрель.

- Общение: «Путешествие к мастерам Хохломы»- познакомить детей с особенностями и этапами изготовления хохломских изделий, историей возникновения этого промысла, воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

- Рассматривание предметов народно-прикладного искусства - хохломских ложек.

- Рассказ о традиции русского народа - игре на ложках - вызвать интерес к утраченным традициям.

- Обучение детей приёмам игре на ложках – вырабатывать навыки музыкального музицирования, развитие слухового восприятия и музыкальной памяти, творческих и исполнительных способностей.

- Разучивание русской народной песни «Тимоня» - развивать умение выразительно исполнять песню, играть проигрыш на ложках.

- Посещение мини-музея детского сада-рассматривание дымковских игрушек. Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства - дымковской глиняной игрушкой.

- Рисование «Фартук для дымковской куклы» - учить составлять узор, используя знания об элементах, композиции и цветосочетаниях дымковской росписи.

- Общение по теме пословиц: «Маленький, да удаленький», «Палец о палец не ударит» - формировать культуру речевого общения; обогащать речь детей образными выражениями

- Русские народные игры : «Золотые ворота», «Клубочек» - совершенствовать умения согласовывать действия со словами текста, соблюдать правила игры.

- Фольклорный праздник-развлечение «Русские народные посиделки» - способствовать непринужденному речевому общению на основе совместной деятельности; приобщение детей к культурному наследию родного народа, почтение к народным традициям и обычаям.

Работа с родителями.

Консультация «Устное народное творчество»

Помощь и участие в фольклорном празднике «Русские посиделки».

Итог реализации проекта.

По окончанию проекта по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры цель достигнута, задачи выполнены. У детей пополнились знания о народных традициях и обычаях, о культуре и быте русского народа. Наблюдения и анализ проведения проекта показали, что у детей сформированы нравственные качества, они стали больше проявлять интерес к предметам быта и произведениям народного творчества; в самостоятельной деятельности по интересам стали использовать полюбившиеся народные игры, в речи употреблять устный народный фольклор, использовать народные считалки.

Успеху педагогического процесса способствовало активное взаимодействие с родителями в создании предметно-пространственной среды на основе традиций русской культуры и родительская помощь в организации этапов проведения проекта (создании уголка «Русская изба», пошиве русских народных костюмов в уголок ряженья, проведение досугов).

В дальнейшем, мы убеждены, что следует продолжать, расширять и совершенствовать работу в данном направлении. Только так, через интерес детей к русским - народным традициям мы научим наше будущее поколение любить свою историю, свой дом, свою Родину.

Вывод: Гипотеза о том, что соприкосновение с русским народным творчеством духовно обогащает ребенка, способствует воспитанию гордости за свой народ, подтвердилась.

Продукт проекта. Праздник - развлечение «Русские народные посиделки».

Перспективы.

Мы планируем в дальнейшем продолжать приобщение дошкольников к русским народным традициям и познакомить детей с основами православной культуры, т. к. православная вера всегда играла величайшую роль в истории России.

Литература.

• Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. - М. : ООО «Элизе Трейдинг», 2001.

• Вахрушев А. А. Здравствуй мир! Методические рекомендации к образовательной программе познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста. - Изд. 2-е, доп. – М. : Баласс, 2016.

• Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа: Программа, конспекты. - М. : Владос. 2002

Культура и творчество в детском саду: Образовательная дополнительная программа дошкольного образования / А. В. Бородина. - М. :МОФ СРОиК «ОПК», 2015.- 64с.

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 23 июня 2024 в 14:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Молодых в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД