Алла Молодых
Педагогический проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Ничто не скрепляет народ, как традиции.
Именно на них опирается культуросообразность.
Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ
и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство.
Г. Н. Волков
Тип проекта : информационно - творческий, среднесрочный, групповой.
Публикация «Педагогический проект „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Направление проекта
Воспитание в традициях отечественной народной культуры, приобщение детей к народным традициям и обычаям, русскому фольклору. В ходе реализации проекта дети погружаются в старину: знакомятся с малыми формами фольклора; играют в русские народные игры, знакомятся с народными обычаями и праздниками, с изделиями народно-прикладного искусства. Дети совместно со взрослыми принимают участие в фольклорных праздниках.
Актуальность реализации проекта
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования.
Поэтому, несомненно, на сегодняшний день тема приобщения детей к истокам русской народной культуры очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди почти позабыли о своих народных ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества. Сила воздействия на ребёнка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.
Гипотеза реализации проекта
Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей. Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором, дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.
Цель проекта
Формирование начал национальной культуры детей и взрослых, создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников на основе приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Задачи проекта
1. Формировать интерес детей и их родителей к традиционной русской культуре, гордость за свой народ, уважение к прошлому.
2. Познакомить детей со старинными русскими традициями и обрядами: масленица, хлебосольство, русские посиделки.
3. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах, сказках, потешках, пословицах.
5. Сформировать чувство национального достоинства.
6. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии.
7. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детском саду уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой на основе традиций русской культуры.
Предполагаемый результат проекта
• Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
• Имеют представления о традициях русского народа;
• Осознают принадлежность к своему народу;
• Используют в активной речи устный народный фольклор;
• Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;
• Имеют представления о национальном костюме русского народа, об изделиях народного промысла.
• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап
• Определение цели и задач проекта;
• Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом
• Составление плана основного этапа проектирования;
• Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
• Создание развивающей среды в групповой комнате.
2. Основной этап
• Знакомство с устным народным творчеством русского народа;
• Совместная деятельность с детьми;
• Привлечение родителей к предстоящему мероприятию;
• Индивидуальные консультации родителей по участию в мероприятии.
3. Завершающий этап
• Совместная с детьми деятельность;
• Участие в фольклорном празднике;
• Самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы;
• Оформление материала проекта;
• Подготовка презентации для выступления из опыта работы.
Обеспечение проекта
1. Научно- методическое: подбор необходимой литературы, сценариев, конспектов;
2. Материально-техническое: аудиосистема, мультимедийное оборудование;
3. Наглядно-дидактическое: предметы русского быта, предметы народно - прикладного искусства (хохломские изделия, дымковские игрушки, матрёшки, куклы в национальных костюмах, настольно - печатные игры, иллюстрации, мультимедийные презентации.
Формы организации
• Беседа, общение.
• Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
• Экскурсия.
• Слушание и разучивание фольклорных произведений.
• Рисование.
• Развлечение.
Содержание проекта
Тема. Масленица-Комоедица
Срок выполнения: Март
- Беседа «Как на Руси зиму провожали, весну встречали» - познакомить с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины.
- Слушание русских народных песен "Масленица- кривошейка", "Катаются-блинами объедаются", «Жаворонушки!», «Едет Масленица» - развивать восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа.
- Разучивание закличек – развивать эмоциональное восприятие текста, чувство родного языка.
- Разучивание детских песен: "Ой, блины,блины, блины", "Бабушка, испеки оладушки!", " Масленица -полизуха".
- Подвижные игры «Горелки», «Малечина-калечина» - обогащать двигательный опыт детей народными играми, способствовать пониманию их самобытности,воспитывать доброжелательные, партнерские отношения
- Развлечение «Веселая Масленица» - воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями
Работа с родителями.
Консультация «Масленичная неделя»
Помощь и участие в проведении праздника
Тема. Мило тому,у кого много всего в дому.
Срок выполнения: Апрель.
- Общение с использованием презентации «Русская изба» - обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора, развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
- Рассказ о национальных традициях русского народа : хлебосольство – расширять знания о гостеприимстве, хлебосольстве; формировать культуру общения на основе русских традиций
- Общение по теме пословиц: «Хлеб на стол, так и стол- престол, а хлеба ни куска, так и стол-доска», «Ушёл не солоно хлебавши» - формировать культуру речевого общения; обогащать речь детей образными выражениями
- Дидактические игры: «Что для чего», «Что сначала, что – потом»- закреплять знания о старинных предметах, орудиях труда русского народа
- Подвижные игры: «Каравай», «У дядюшки Трифона» - учить четко проговаривать слова, соблюдать правила игры; развивать двигательную активность
- Изготовление атрибутов к д/и «Русская изба»
Тема. Русский наряд.
Срок выполнения: Апрель.
- Общение с использованием презентации «Как одевались в старину» - познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов.
- Рассуждение на тему поговорок «Встречают по одежке», «Береги платье снову» - развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями.
- Рассматривание кукол в русской национальной одежде.
- Создание уголка ряженья. Самостоятельные игры в уголке ряженья.
- Рисование русского национального костюма – познакомить с русским народным костюмом, развивать творческие способности в изобразительной деятельности.
- Подвижные игры «Заря», «Краски» - развивать быстроту, ловкость, внимание; умение согласовывать слова с игровыми действиями
- Изготовление пособия к дидактической игре «Наряди куклу»,
альбома «Русский народный костюм»
Работа с родителями.
Помощь в пошиве русских народных костюмов в уголках ряженья.
Тема. Умелец и рукодельник себе и людям радость приносит.
Срок выполнения: Апрель.
- Общение: «Путешествие к мастерам Хохломы»- познакомить детей с особенностями и этапами изготовления хохломских изделий, историей возникновения этого промысла, воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.
- Рассматривание предметов народно-прикладного искусства - хохломских ложек.
- Рассказ о традиции русского народа - игре на ложках - вызвать интерес к утраченным традициям.
- Обучение детей приёмам игре на ложках – вырабатывать навыки музыкального музицирования, развитие слухового восприятия и музыкальной памяти, творческих и исполнительных способностей.
- Разучивание русской народной песни «Тимоня» - развивать умение выразительно исполнять песню, играть проигрыш на ложках.
- Посещение мини-музея детского сада-рассматривание дымковских игрушек. Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства - дымковской глиняной игрушкой.
- Рисование «Фартук для дымковской куклы» - учить составлять узор, используя знания об элементах, композиции и цветосочетаниях дымковской росписи.
- Общение по теме пословиц: «Маленький, да удаленький», «Палец о палец не ударит» - формировать культуру речевого общения; обогащать речь детей образными выражениями
- Русские народные игры : «Золотые ворота», «Клубочек» - совершенствовать умения согласовывать действия со словами текста, соблюдать правила игры.
- Фольклорный праздник-развлечение «Русские народные посиделки» - способствовать непринужденному речевому общению на основе совместной деятельности; приобщение детей к культурному наследию родного народа, почтение к народным традициям и обычаям.
Работа с родителями.
Консультация «Устное народное творчество»
Помощь и участие в фольклорном празднике «Русские посиделки».
Итог реализации проекта.
По окончанию проекта по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры цель достигнута, задачи выполнены. У детей пополнились знания о народных традициях и обычаях, о культуре и быте русского народа. Наблюдения и анализ проведения проекта показали, что у детей сформированы нравственные качества, они стали больше проявлять интерес к предметам быта и произведениям народного творчества; в самостоятельной деятельности по интересам стали использовать полюбившиеся народные игры, в речи употреблять устный народный фольклор, использовать народные считалки.
Успеху педагогического процесса способствовало активное взаимодействие с родителями в создании предметно-пространственной среды на основе традиций русской культуры и родительская помощь в организации этапов проведения проекта (создании уголка «Русская изба», пошиве русских народных костюмов в уголок ряженья, проведение досугов).
В дальнейшем, мы убеждены, что следует продолжать, расширять и совершенствовать работу в данном направлении. Только так, через интерес детей к русским - народным традициям мы научим наше будущее поколение любить свою историю, свой дом, свою Родину.
Вывод: Гипотеза о том, что соприкосновение с русским народным творчеством духовно обогащает ребенка, способствует воспитанию гордости за свой народ, подтвердилась.
Продукт проекта. Праздник - развлечение «Русские народные посиделки».
Перспективы.
Мы планируем в дальнейшем продолжать приобщение дошкольников к русским народным традициям и познакомить детей с основами православной культуры, т. к. православная вера всегда играла величайшую роль в истории России.
Литература.
• Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. - М. : ООО «Элизе Трейдинг», 2001.
• Вахрушев А. А. Здравствуй мир! Методические рекомендации к образовательной программе познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста. - Изд. 2-е, доп. – М. : Баласс, 2016.
• Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа: Программа, конспекты. - М. : Владос. 2002
• Культура и творчество в детском саду: Образовательная дополнительная программа дошкольного образования / А. В. Бородина. - М. :МОФ СРОиК «ОПК», 2015.- 64с.