Елена Альгина
Педагогический проект «Правила движения — достойны уважения»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Участниками проекта являются: педагоги, дети среднего дошкольного возраста, родители.
Тип проекта:
по ведущему методу: практико-ориентированный, информационный;
по характеру контактов: внутри одной возрастной группы; в контакте с семьей;
по количеству участников: фронтальный;
по длительности: среднесрочный (3 недели).
По форме продукта: Лепбук «Правила движения – достойны уважения».
Актуальность:
Публикация «Педагогический проект „Правила движения — достойны уважения“» размещена в разделах
ВЫ знаете, что такое дорога? Для чего человеку нужна дорога? Что таит в себе дорога? Она таит много интересного, но одновременно с этим и опасного.
- Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Становилось ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным. Уже в те времена устанавливали правила, которые помогали регулировать движение по улицам городов. И за не соблюдение правил, — могли бить кнутом и ссылать на каторгу.
С той поры многое изменилось: дороги, города, транспорт, правила поведения на дороге. Остается одно неизменным- у людей во все времена была и остается необходимость передвигаться на различные расстояния, в разные стороны нашей планеты. Чтобы передвижения были безопасными должны быть общие правила поведения на дорогах. Мы взрослые должны помнить, что именно мы формируем отношение ребенка к поведению на дороге.
Знакомство с правилами дорожного движения происходит еще в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.
Улица для ребенка- это насыщенный интересный событиями мир, участником которого становится сам ребёнок. Детям всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё в силу их психофизиологических особенностей, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность.
И чем раньше дети получат знания о том, как должен вести себя человек на улице, во дворе, тем меньше станет несчастных случаев.
Своевременно развитые способности будут содействовать приобретению и совершенствованию поведенческих норм и установок не только на дорогах, но и вообще в жизни ребёнка.
Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Проблема: В ходе бесед и наблюдений за детьми во время прогулки, в группе выяснилось, что знания дошкольников о правилах дорожного движения недостаточно сформированы.
Дети могут называть транспорт, классифицировать его, знают какие бывают знаки дорожного движения, знакомы с правилами поведения на дороге. Но, в силу их психофизиологических особенностей, отсутствия защитной реакции на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым, детская непосредственность, стремление к самостоятельности, и не умение ребенка адекватно оценивать свои силы и возможности приводит к опасным дорожно –транспортным происшествиям.
Это одна из актуальных и современных проблем, решение которой поможет сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно - транспортных происшествий с участием детей.
Цель проекта: Создать ЛЕПБУК «Правила движения – достойны уважения» для формирования у дошкольников умений и навыков безопасного жизнесберегающего поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
1. Систематизировать материал по ПДД.
2. Повысить грамотность педагогов и сознательность родителей в постоянном соблюдении правил дорожного движения и быть примером для детей.
3. Оформить ЛЕПБУК «Правила движения – достойны уважения»
4. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
5. Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения.
6. Воспитывать устойчивую привычку соблюдать правила безопасности.
Ожидаемые результаты:
Дети 1. У детей будут сформированы элементарные знания по ПДД. 2. Дети получат расширенные представления о безопасном поведении на дорогах. Поймут простую взаимосвязь поведения ребенка на дороге, как участника дорожно-транспортного движения. У детей разовьется интерес к безопасному поведению во дворе, на улице, дороге, в городском транспорте, к правилам дорожного движения. К взаимодействиям всех участникам дорожного движения. 3. Дети научатся анализировать и делать выводы.
Педагоги 1. Будет приобретен педагогами новый опыта работы по формированию культуры поведения дошкольников на улице, дороге, и в транспорте, повысится профессиональное мастерство.
Повысится культура педагогов в области дорожной безопасности, появится понимание необходимости в ПДД просвещении воспитанников.
Родители Повысится культура родителей в соблюдения ПДД, появится понимание необходимости быть примером для детей. 2. Обогатится уровень знаний родителей в сфере ПДД.
План реализации проекта.
I.Подготовительный этап:
• формулирование проблемы;
• определение темы, актуальности, цели и продукта проекта;
• изучение методических материалов по данной теме;
• привлечение родителей к участию в проекте.
Анализируя беседу с детьми, мы пришли к выводу, что они не прослеживают связи между полученными знаниями о ПДД и необходимости соблюдать правила для своей же безопасности и участников дорожного движения. В связи с тем, что мы проживаем не в городе, а на селе, где слабо развита дорожная инфраструктура, нет регулируемых перекрестков дети забывают про соблюдения правил движения даже когда выезжают в город.
Почему именно Лепбук? Лепбук по ПДД –это удобный и эффективный способ систематизации наработок по теме;
-это яркое, привлекательное пособие которое используется не только педагогом для организации образовательной деятельности, но это еще один из самых простых и доступных способов самостоятельного изучения и закрепления детьми какой-либо темы по ПДД.
За основу взяты 2 ключевые темы: правила дорожного движения, поведение на улице.
Содержание лепбука распределено по блокам.
1. Информационный блок:
-включает блоки правил по ПДД, в частности:
• правила перехода через проезжую часть;
• правила движений по тротуару или обочине;
• правила поведения в общественном транспорте;
• правила поведения вблизи дорог.
• материалы о дорожных ловушках (это типично опасные дорожные ситуации).
2. Игровой блок-это продуктивный способ закрепления информации, так как именно игра - основной вид деятельности дошкольников. Лэпбук включает разнообразные виды игр.
3. Блок визуальных материалов
Наглядность является основой пособия-картинки в качестве иллюстраций для игр, для описаний ситуаций на дороге и дорожных знаков, для решения заданий на смекалку и развитие творческих способностей. В визуальный блок включаются также видеоролики и мультфильмы по теме.
4. Блок для развития творческих способностей
Задания на развитие творческих способностей включают раскраски, шаблоны с заготовками для аппликации.
Основной этап проекта: Продолжительность данного этапа- 2 недели. Проводилась работа над оформлением лепбука, над созданием предметно-развивающей среды. Родители с детьми готовили атрибуты для подвижных игр по ПДД.
В течение всего времени, все мероприятия проводились совместно с родителями, детьми и педагогами.
Для повышения педагогического мастерства воспитателей используются эффективные формы методической работы: информационно – практические обучающие занятия, педагогические советы (презентация ЛЕПБУКА «Правила движения – достойны уважения»)
Ежедневное взаимодействие с детьми:
- Утренняя гимнастика.
- Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика
- Гимнастика пробуждения.
- Физкультминутки
- Подвижные игры в группе, на улице.
На стадии завершения проекта с детьми провели викторину по ПДД. Дети охотно отвечали на вопросы, отгадывали загадки, и решали не простые ситуации на дороге. По завершению проекта лепбук был представлен к защите на методическом объединении.
Заключение
Улица для маленького человечка — это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. Но, благодаря совместной работе детского сада и семьи по обучению детей правилам дорожного движения, можно добиться больших успехов в воспитании детей — пешеходов, снизить дорожно-транспортный травматизм.
Я уверена, что знания дорожной грамоты, приобретенные в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.
Литература:
1. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ок- тября 2013 г. № 864, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2013 г. № 1433.
2. Программа «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, исп. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.,
3. Программа Петрова К. В. Обучение детей ПДД. Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.,
4. Лыкова И. А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности». — М. : Издательский дом «Цветной мир», 2017.