Белишко Оксана Александровна
Педагогический проект «Познание предметного мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Познание предметного мира начинается для детей раннего возраста со знакомства с предметами ближайшего окружения: игрушки, мебель, одежда, обувь, посуда, транспорт. Ребенку раннего возраста необходимо усвоить определенный круг знаний об этих предметах, познакомиться с их цветом, формой, величиной и пространственным положением. С точки зрения современной детской психологии, ребенок должен овладеть способностью распознавать свойства окружающих предметов, сравнивать их и учитывать при выполнении разнообразных действий. Играя с предметами, ребенок максимально приближается к реальным действиям. Участие педагога по ознакомлению с предметным миром в роли помощника, широкое использование им художественного слова, наглядности способствует созданию у детей положительного отношения игровой деятельности, познавательной активности. В первую очередь для малышей интересен сам педагог, его действия с предметами, а уже через него дети начинают интересоваться окружающим миром.
Публикация «Педагогический проект „Познание предметного мира“» размещена в разделах
Очень важно познакомить детей с окружающим миром, дать правильные представления обо всем, что окружает их, поскольку на основе приобретенных знаний формируются такие качества как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически и бережно относиться ко всему окружающему.
Содержание психолго-педагогической работы в познавательном развитии.
Первичные представления об объектах окружающего мира. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко). Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина, их свойствами (прочность, твердость, мягкость).Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения. Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет – не тонет, рвется – не рвется). Учить группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь – одежда; посуда чайная, столовая, кухонная)
Сенсорное развитие.
-обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи.
-совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств).
- развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
-создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.
-Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
-Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам : величине, форме, цвету.
Дидактические игры. Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2–3 цветов, собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей. В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Игры, задания, упражнения в комплексных занятиях направлены на решение следующих задач воспитания и обучения:
-совершенствовать пространственную ориентировку;
-формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-развивающей среды, элементарные математические представления;
- развивать способность устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, интерес к различным видам игр, к окружающему миру в процессе игр с игрушками;
-продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произнесения слов;
-воспитывать умение слушать художественные произведения;
-учить передавать в рисунке, лепке несложные образы предметов и явлений действительности, делать простейшие обобщения.
Цель и задачи проекта :
-формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, причинах и следствиях и др.);
-формирование познавательной активности, действий, становление сознания;
-развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, развитие любознательности и познавательной мотивации;
-развитие воображения и творческой активности;
-развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
- умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Вид проекта : познавательно - игровой
Сроки проведения: год
Ожидаемые результаты:
Сформируется у детей представления о предметах ближайшего окружения, их назначением, научатся определять цвет, величину, форму предметов, расположение их по отношению к себе и другому предмету, смогут различать материалы (дерево, бумага, ткань, глина, их свойства (прочность, твердость, мягкость, узнают способы обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет – не тонет, научатся группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда – одежда) хорошо знакомые предметы.
Этапы проекта :
Организационный
- разработка структуры проекта, подбор игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме, составление перспективного планирования проекта.
Практический
– реализация поставленных задач.
Заключительный
- Подведение итогов реализации проекта.
Формы организации работы:
Блок № 1 «Игрушки»
Цель: познакомить детей с обобщающим понятием «игрушки», формирование знаний о свойствах, качествах и функциональным назначением игрушек.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «игрушки», расширить представление об игрушках.
- вызвать интерес и желание играть с игрушками, использовать игрушку по назначению
- развивать речевую активность детей.
План работы:
Беседа на тему «Моя любимая игрушка»
Игра-занятие «Игрушки», рисование «Дорога для грузовика»
Загадывание загадок об игрушках.
Дидактическая игра «Найди игрушку такого же цвета»
Обследование мяча - тонет или нет в воде. В виде экспериментальной деятельности.
Чтение стихотворения А. Барто «Наша Таня», «Самолет», «Зайка», «Грузовик».
Игра с куклой “Угостим куклу чаем”.
Подвижная игра «Прокати мяч через ворота», «Самолеты», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит», «Воробушки и автомобиль»,Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек».
Рассматривание картинок с изображением игрушек
Итог работы:
Выставка детских рисунков “Дорога для грузовика”;
Презентация по стихам «Игрушки» А. Л. Барто;
Чтение наизусть стихотворений «Игрушки» А. Л. Барто.
Работа с родителям:
Изготовление книжки малышки «Игрушки» А Барто;
Беседа - консультация с родителями на тему: “Как я играю дома”.
Блок №2 «Транспорт»
Цель: познакомить детей с основными видами транспорта; различать основные части транспорта; уметь дифференцировать транспорт по назначению.
Задачи:
-познакомить детей с понятием «транспорт», его основными видами, учить различать основные части транспорта (кабина, кузов, колеса и тд.)
-поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за транспортом;
-развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог;
-развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
-развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
-развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, аппликации; развивать творческие способности;
План работы:
Беседы «Транспорт и его виды»;
Исследовательская деятельность: сравнивание разных видов транспорта (находить сходства и отличия);
Отгадывание и составление загадок по теме «Транспорт»;
Заучивание стихов А. Барто «Самолет», «Грузовик», «Моряки»;
Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций по темам наземный, воздушный, водный транспорт;
Рассматривание иллюстраций «Спецтехника», разгадывание загадок о спец. Машинах;
Игра- конструктор. «Собери дорогу»;
Сюжетно-ролевая игра «Шоферы», «Автобус», «Цветные рули», игра с маленькими машинками с использованием модели улицы (дома и проезжая часть);
Чтение стихотворений А. Барто «Кораблик», «Грузовик», «Самолет»;
Изготовление коллажа «Наземный транспорт», «Водный транспорт», «Воздушный транспорт», аппликация «Грузовик»;
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Самолеты», «Море волнуется», «Цветные автомобили»;
Чтение художественной литературы: Берестов В. «Про машины»; Дорохов А, «Пассажир»; А. Барто Стихи детям Михалков С. «Моя улица», Загадывание загадок о транспорте;
Итог работы:
Изготовление коллажа «Наземный транспорт», «Водный транспорт», «Воздушный транспорт».
Презентация «Спец машины»
Выставка детских творческих работ.
Оформление родительского уголка.
Работа с родителями;
Консультация «Внимание – дорога!». Альбом «Виды транспорта».
Беседы с родителями о безопасности детей на дороге.
Привлечение родителей к помощи в изготовлении атрибутов к игре «Шоферы».
Блок №3 «Одежда»
Цель: Формировать обобщающие понятия «одежда»; уточнить названия и назначение обуви и одежды; учить группировать одежду по сезонному признаку. Обогащать словарный запас детей.
Задача:
Упражнять детей в умении определять, различать одежду.
Воспитывать аккуратность и внимание к своему внешнему виду, активность, наблюдательность, самостоятельность.
Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
План работы:
Беседа: «Для чего нужна одежда?», «Какая одежда бывает?», «Какую одежду носим, когда холодно?».
Рассматривание иллюстраций об одежде, головных уборах, обуви.
Д/ и: «Найди пару», «Чья это одежда», «Чей, чьи, чья?», «Бумажные куклы», «Что изменилось?», «Чья это одежда?», «Что лишнее?», «Веселые ботинки», «Назови одним словом».
Чтение худ. литературы: Л. Воронкова «Маша-растеряша», П. Воронько «Обновки», «Рукавичка».
Пальчиковые игры: «Штанишки», «Колготки», «Рубашка», «Обувь», «Перчатка».
Сюжетно-ролевая игра: «Наши куклы».
П/ и: «Кто быстрее?», «Хоровод», «Кто быстрее оденется», «Кто во что одет?», «Карусель», «Сделай как я».
Мат. игра: «Сравнение шарфов по длине и ширине».
НОД: «Одежда»
Ситуация (общение) : «Где покупаем одежду», «Как Маша варежку потеряла?».
С-р/и. : «Магазин одежды».
Игровая ситуация: «Стираем одежду».
Наблюдение за прохожими: «Кто во что одет?»
Рисование ватными палочками: «Разукрась варежку».
Итог работы:
Выставка детских работ;
Изготовление альбома по теме: «Одежда»;
Рассматриваем и изучаем одежду вместе с детьми;
Развивающая образовательная ситуация на игровой основе: «У меня в шкафу порядок», «Учим куклу Катю обращаться с просьбой о помощи», «Чистим варежки»,
В течении недели чтение стихов, потешек, загадывание загадок об одежде, обуви, головных уборов»,
Компьютерная презентация: «Наша одежда».
Работа с родителями:
Пошив одежды для кукол;
Индивидуальная беседа «Опрятность в одежде детей».
Совместно с родителями воспитывать привычку у детей, следить за своим внешним видом.
Ширма «Гигиена одежды девочек, гигиена одежды мальчиков».
Блок№4 «Посуда»
Цели: Познакомить с названием и назначением посуды, ее предназначением. Формировать умение соблюдать правила безопасности обращения с посудой.
Задачи:
- Расширить знания детей об окружающем мире
-Закреплять обобщающие понятия о посуде.
- Воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам быта.
- Развивать связную речь, учить описывать предметы посуды.
План работы:
Непосредственная образовательная деятельность:
Познавательно-исследовательская деятельность : «Посуда»;
Художественное творчество: «Украсим коврик», «Красивая чашечка», «Миски для трех медведей»;
Коммуникация, «Расскажи о посуде»;
Беседы по теме «Посуда» с использованием иллюстраций и наглядного материала;
Дидактические игры: «Расставь посуду», «Угостим куклу обедом», «Варим обед для гостей», «Что лишнее», «Назови, что это»;
Рассматривание иллюстраций, тематического альбома о посуде;
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Чаепитие», «Магазин посуды».
Чтение художественной литературы: К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе».
Итог работы:
Выставка детских работ;
В течение недели разгадывание загадок, пословиц о посуде;
Презентация «Посуда»»
Работа с родителями
Оформление родительского уголка по теме.
Акция «Подари группе деревянную ложку»
Консультация «Бережное обращение с посудой»
Блок №5 «Мебель»
Цель: Познакомить с понятием «мебель», назначением и предметами мебели. Учить узнавать и называть по внешнему виду мебель, части и детали разных предметов
Задачи:
- расширить знания о предметах ближайшего окружения;
- познакомить с назначением, строением и особенностями использования предметов мебели (шкаф, стол, стул, кровать) .
- учить находить предметы по указанным свойствам
- развивать активный словарь детей
План работы:
НОД «Мебель»
Изобразительная деятельность "Красивый стол
Лепка "Кроватка для Маши"
Беседа с детьми на тему: «Из чего можно сделать мебель?», «Мебель в нашем доме». «Моя комната».
Дидактические игры «Найди такой же», «Подбери подходящую мебель для большой и маленькой куклы», «Найди свой шкафчик», «Большая и маленькая мебель», «Собери картинку. Мебель». «Скажи ласково» «Три медведя».
Строительная игра «Стол и стул для матрешек»
Сюжетная игра «Устроим кукле комнату», «Мебельный магазин».
Рассматривание иллюстраций «Мебель».
Конструктивная деятельность «Кровать для куклы Маши». «Мебель».
Раскраски «Мебель»
Трудовое поручение «Протираем полочки».
Рассматривание иллюстраций, тематического альбома о мебели.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Чаепитие», «Магазин мебели».
Пальчиковая игра «Стол и стулья»
Итог работы:
Выставка детских работ;
Презентация «Наша мебель»;
Альбом «Мебель»
Работа с родителями
Консультация «Мебель для детей»
Работа с родителям:
Изготовление книжки- малышки «Игрушки» А Барто;
Беседа - консультация с родителями на тему: “Как я играю дома”.
Блок №6 «Бытовая техника»
Цель: формирование представлений о приборах бытовой техники.
Задачи:
- познакомить детей с приборами бытовой техники (мясорубка, пылесос, стиральная машина, микроволновая печь);
- формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающие комфорт в доме - электробытовые приборы;
- учить детей рисовать бытовую технику карандашами и красками конструктивным способом;
-активизировать творческий потенциал родителей в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.
План работы
НОД по теме «Бытовая техника».
Изобразительная деятельность
Рисование «Бытовая техника»;
Раскрашивание «Бытовая техника»;
Выкладывание из палочек «Бытовая техника»;
Беседа «Назначение и функции предметов бытовой техники», «Домашние помощники»; Сюжетно – ролевые игры: «Магазин бытовой техники»;
Д/и «Угадай, что опишу», «Расскажи, как предметы помогают человеку», «Найди пару», «Что лишнее»;
Чтение и пересказ сказки Н. Калининой «Помощники»; Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе»;
Обращение с бытовой техникой и правила поведения при этом»; Рассматривание иллюстраций, беседа по ним «Опасно – неопасно» (о бытовых приборах);
Разучивание физкультминутки «Пылесос».
Итог работы:
Выставка детских творческих работ.
Презентация «Загадки для кота Леопольда».
Работа с родителями – организация выставки макетов «Бытовая техника»
Итоги реализации проекта :
-систематизировались представления детей об одежде, посуде, мебели, транспорте, игрушках, бытовой технике;
-дети научились классифицировать предметы;
- у детей расширился словарный запас слов.
В процессе реализации проекта развивались психические процессы, развивали мелкую моторику рук в непосредственно образовательной деятельности. Повысилась активность детей во взаимодействии с взрослым и сверстниками.
Родители стали применять в домашних условиях действия с предметами на основе приобретенных знаний.