Дания Жардымова
Педагогический проект по экологии в средней группе «Будущее в наших руках»
▼ Скачать + Заказать документы
1.2. Актуальность
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с детского возраста, так как на этапе детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.
Публикация «Педагогический проект по экологии в средней группе „Будущее в наших руках“» размещена в разделах
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Основная идея проекта : «Сохранить природу – значит сохранить Родину».
Цель: содействие становлению экологического сознания, выработки неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды и личностного восприятия экологических проблем, самостоятельного критического мышления.
Задачи:
- Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы
- Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире и мире природы).
- Развивать способности детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.
Краткое описание целевой группы проекта :
Проект «Будущее в наших руках» ориентирован на детей в возрасте 4-5 лет
Нормативно-правовая база Проекта :
- Статья 74 п. 2 Закона РФ «Об охране окружающей среды»
- Статья 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г.
«Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г. раздел «Воспитание дошкольников».
- Статья 29 «Конвенции о правах ребенка».
-СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""- Конвенция о Правах ребёнка
Ожидаемый результат:
- формирование основ экологической грамотности у детей;
- воспитание ответственности за свои действия по отношению к окружающей среде;
- вовлечение в исследовательскую деятельность каждого ребенка;
- развитие у детей коммуникативных навыков;
- развитие творческих способностей.
1.3. Этапы реализации проекта
1) Этап – Исследовательский
Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
Формулирование задач и цели проекта;
Опрос детей;
Анкетирование родителей;
Беседы с детьми о важности данной темы.
2) Этап – Подготовительный
Сбор информации по теме;
Подбор видео материалов;
Подбор художественной литературы;
Подбор дидактического материала;
Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме;
Оформление консультаций для родителей;
3) Этап – Практический
Формы работы
Работа с детьми:
Экологические занятия.
Наблюдения и экологические экскурсии.
Познавательное чтение.
Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).
Прослушивание музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность.
Подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые игры.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
2. Реализация проекта
2.1. Работа с детьми:
Месяц Наименование мероприятия Цели и задачи Планируемый результат
Сентябрь 1. Беседа «Берегите лес!» Цель: расширять представление детей о пользе леса в жизни человека. Формирование экологической грамотности, бережного отношения к природе. Углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров в лесу. Подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей, формировать чувство повышенной опасности огня. Подведение итогов беседы - Лес нужно беречь, т. к. это наш дом, наше богатство. В лесу растёт много трав, деревьев, цветов, ягод, грибов. Лес приносит нам большую пользу.
Сентябрь 1. Беседа «Поможем природе!»
2. «Беседа о труде людей, которые приносят пользу для природы»
3. Беседа «Поможем природе!»
Цель: Формирование у детей осознанно-правильного отношения к природе.
Задачи: Заложить в детях основы экологической культуры.
Развивать в детях гуманное отношение к природе.
Воспитывать у детей желание охранять природу и содержать её в чистоте. Подведение итогов беседы проводится по вопросам:
1. Любим ли мы природу?
2. Охраняем ли природу? Как мы это делаем?
3. Как мы будем вести себя, если увидим плохое отношение к природе у других людей?
Сентябрь 1. Восприятие «Лисичка – сестричка и серый волк» Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк».
Задачи:
Образовательные:
-формировать знания о сказках;
-обогащать словарный запас.
Развивающие:
-учить оценивать персонажей по их поступкам;
-развивать мышление, творческое воображение, связную речь;
Воспитательные:
-воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
-воспитывать способность сочувствовать героям сказки. Подведение итогов проводится по вопросам: 1. Ребята, какую сказку мы сегодня слушали? 2. Что понравилось из сказки? 3. Чему учит эта сказка?
Сентябрь 1. Загадывание загадок о природе Цель: продолжать формировать познавательный интерес к животному миру у детей дошкольного возраста, обучать детей отгадыванию загадок. Уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать описательные загадки; расширять у детей представления о природе. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, природе, экологической культуре.
Октябрь 1. Опыт «Воздух повсюду» Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования. Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, вкуса, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.
Формировать навык работы в коллективе и индивидуально во время опытов. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор. Наши опыты показали, что:
1. Воздух невидимый, прозрачный. Его можно поймать. Но потрогать воздух невозможно.
2. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду
3. Воздух есть везде. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его можно поймать.
4. Воздух есть внутри нас.
5. Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
6: Воздух можно почувствовать.
7. Воздух легкий.
Октябрь 1. Рисование цветными карандашами и акварелью «Берегите природу» Цель: воспитание осознанно-правильного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей познавательный интерес к миру природы, желания сохранять природу;
Развивающие: развивать изобразительное творчество, чувство цвета и композиции; развитие диалогическую, монологическую речь; развивать творческие и коммуникативные способностей детей;
Воспитательные: воспитывать у детей дружеские, партнёрские взаимоотношения, формировать детское сообщество. Оформление выставки и чтение стихотворения
«Берегите лес, ребята!»
(О. Уральский)
Октябрь 1. Просмотр развивающего мультфильма «Планета Земля» Цель: заложить в знания детей зерно бережного отношения к планете Земля и ее ресурсам. Знакомство ребенка с нашим общим домом — планетой, на которой мы живем. Усвоение знаний о покорении космоса, строении Земли и Солнечной системы, животных всех частей света и обитателях подводных глубин.
Ноябрь 1. Беседа «Растения просят помощи»
2. Беседа «Что мы знаем об овощах и фруктах» 1. Цель: Формирование чувства ответственности за сохранение зеленого наряда планеты, расширение кругозора детей; развитие познавательного интереса к жизни леса, а также памяти, связной речи, внимания
2. Цель: закрепление у детей интереса к знаниям об овощах и фруктах. 1. Знакомство детей с охраняемыми растениями, с различными видами деятельности по охране растений, воспитание экологической культуры и любви к родной природе.
2. Закрепление у детей элементарных представлений об овощах и фруктах.
Развитие умения употреблять в речи названия овощей и фруктов, понимание обобщающего слово «овощи» и «фрукты» Формирование представлений об овощах и фруктах, как витаминах, полезных для здоровья человека.
Ноябрь 1. Восприятие «Какие звери в лесу» Цель: продолжать формирование у детей представления о диких животных. Расширение и закрепление знаний детей о диких животных, частях тела, детенышах.
Ноябрь 1. Загадывание загадок о диких животных. Цель: продолжать формировать познавательный интерес к животному миру у детей, обучать детей отгадыванию загадок. Развитие связной речи, пополнение активного словаря детей.
Закрепление знаний детей о диких животных.
Ноябрь 1. Наблюдение «И капает дождик опять» Цель:
• Формирование умения определять солнечный или пасмурный день.
• Закрепление знаний детей о сезонных изменениях в неживой природе.
• Активизация словаря детей: дождь, осень, тучи.
• Воспитание любви к природе. Закрепление знаний детей об осени.
Ноябрь 1. Рисование «Сосновая веточка» Формировать умение детей рисовать с натуры, передавая форму вазы, конструкцию веток; красиво располагать изображение на листе бумаги. Закреплять умение намечать форму вазы, рисовать красками детали изображения.
Развивать эстетическое восприятие. Оформление выставки.
Ноябрь 1. Аппликация предметная «Домашние животные» Цель: закрепить знания детей о домашних животных, продолжать развивать навык работы с ножницами, навык вырезывания овала из прямоугольника, круга из квадрата, формировать навык аккуратного приклеивания деталей, выполнение аппликации в нетрадиционной технике (нитки). Эмоционально-положительное отношение к своим работам и работам сверстников.
Декабрь 1. Д/и «Чудесный мешочек» Цель: учить детей выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Подведение итогов проводится по вопросам: Дети, вам понравилась игра? Кто помнит ее название? Какие фигуры было проще всего найти, а какие труднее?
Декабрь 1. Подвижная игра «Пустое место» Цель. Развивать умение бегать на скорость, действовать согласно правилам игры, быть внимательным. Развитие умения бегать согласно сигналу.
Декабрь 1. Музыкальная деятельность А. Вивальди «Времена года» Цели: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Развивать музыкальную культуру, воображение, фантазию детей.
Формировать экологическую культуру детей. Рисование на тему: «Золотая осень».
Декабрь 1. Беседа «Живая и неживая природа» Цель: формирование у детей представлений об объектах живой и неживой природы, о неразрывной связи человека с природой. Закладывание основ бережного и заботливого отношения к окружающему миру.
Январь 1. Восприятие Е. Чарушин «Лисята» Цель: Познакомить детей с новым произведением. Учить слушать, следить за развитием действий, отвечать на вопросы по содержанию рассказа. Формирование знаний детей об особенностях животного мира.
Январь 1. Наблюдение «Труд дворника» Цель: уточнить и расширить представления детей о работе дворника. Обобщение полученных знаний, подведение итогов.
Снятие эмоционального и умственного напряжения.
Январь 1. Д/и «Кто, что ест?» Цели: Закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам. Развитие способности анализировать, закреплять умение различать и называть животных, кто, что ест, развитие мелкой моторики рук.
Январь 1. Беседа «Зимний лес и его обитатели» Цель: Расширять знания детей об обитателях леса, особенностях жизни животных. Развитие умений и навыков умение слушать не перебивая говорящего; учиться отвечать на вопросы «кто?», «что?», «где?», «у кого?». Учить детей отгадывать животное по описанию. Находить картинку заданного животного по описанию, умение играть в коллективе. Расширение и обогащение словарного запаса.
Воспитание доброжелательного отношения к животным, дружеских отношений к сверстникам.
Январь 1. Восприятие «Зимовье зверей» Цель: Развитие интереса к художественной литературе.
Ознакомление детей с нетрадиционным видом театра из пакетов. Изготовление с детьми персонажей для сказки «Зимовье зверей». Закрепление представления детей о и приспособленности животных к зимним условиям.
Февраль 1. Наблюдение «Птицы зимой» Цель: Создать условия для построения доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности детей и воспитателя. Воспитание гуманного отношения воспитанников к окружающему миру, к природе, к зимующим птицам. Формирование умения различать и называть зимующих птиц.
Расширение кругозора о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание).
Февраль 1. Опыт «Как снег становится водой» Цели: в процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой. Развитие у детей познавательного интереса в процессе исследовательской деятельности, развитие мышления, интереса к зимним явлениям природы.
Февраль 1. Д/и «Времена года»
2. Д/и «Природа и человек» 1. Цель: учить детей называть времена года по их признакам. Находить соответствующие картинки, развивать зрительную память, внимание, речь, любить природу в разное время года.
2. Цель: закрепить, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, и что человеку дает природа. 1. Игра на закрепление «Угадай по описанию»
2. Закрепление знаний детей о взаимосвязи человека и природы.
Март 1. Беседа «Знакомство с лекарственными растениями» Цель: Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях и их целебных свойствах;
Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;
Формировать умение ухаживать за растениями;
Воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому. Чаепитие (липовый чай)
Март 1. Сюжетно – ролевая игра «В магазине» Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности. Беседа «Кто работает в магазине, какие есть отделы в магазине»
Март 1. Просмотр мультфильма «Мусор» Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. Развитие мыслительных операций, сравнений, умения анализировать, обобщать. Развитие внимания, памяти, мышления.
Март 1. Пальчиковая игра «Барашки»
2. Пальчиковая игра «Пальчики в лесу» Цель: Формирование речи, пространственного мышления, внимания, воображения и мелкой моторики рук.
Апрель 1. Беседа «Почему воду нужно беречь» Цель: уточнить представления детей о том, что воду нужно экономно расходовать. Научить детей очищать воду простейшим способом, сформировать у детей представления о том, что чистую воду необходимо расходовать экономно.
Апрель 1. Восприятие А. Яшин «Покормите птиц» Цель: Учить распознавать птиц, расширять знания детей о жизни птиц, об их повадках, питании; воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим меньшим». Изобразительная деятельность: «Дорисуй птицу» По предложенным контурным рисункам дети дорисовывают понравившихся им птиц.
Апрель 1. Опыт «Сравнение веточек сосны и ели» Цель: Обобщить и расширить знания детей о хвойных деревьях. Учить детей различать хвойные деревья по внешним признакам, находить общие и отличительные признаки, обогащать словарь детей по теме: сосновый бор, еловый лес, хвойные деревья; развивать любознательность, наблюдательность; Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе. Игра «Я знаю10 названий деревьев.»
Д / и «Хвойные – лиственные»
Апрель 1. Рисование «Братья наши меньшие» Цели:
1) познакомить с нетрадиционной техникой рисования "тычок жесткой кистью"
2) формировать умение выразительно передавать в рисунке образы домашних животных (форму тела, расположение и форму частей тела, их величину, пропорции) с опорой на схему
3) формировать и развивать у детей художественно-творческие способности;
4) развивать связную речь, мышление, творческое воображение. Оформление выставки.
Май 1. Сюжетно – ролевая игра «На даче» Цель: развивать социальные навыки детей. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность на основе полученных знаний. Активизировать словарь детей.
Май 1. Музыкальная деятельность «Земля наш дом» В. Добрынин Цель: Подвести детей к тому, чтобы дети считали планету Земля – своим домом.
Обобщить, закрепить, систематизировать знания детей полученные в течение года.
Май 1. Пальчиковая игра «Пчелки» Цель: Расширить знания детей о пчелах. Развитие мелкой моторики рук.
Июнь 1. Беседа «Растения помогают человеку жить» Цель: систематизировать и расширять знания детей о комнатных растениях; закреплять знания о строении растений, о вегетативном размножении, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений; воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним; развивать умение анализировать, обобщать с помощью наглядно-практического метода – моделирования; развивать логическое мышление. Экологическая дидактическая игра Цель: Воспитывать заботливое отношение к растениям; расширять представление детей о классификации комнатных растений на светолюбивые. Закрепить знания о комнатных растениях.
Июнь 1. Наблюдение «Рассматривание семян различных растений» Цель: Познакомить детей с разнообразием семян овощных, фруктовых и злаковых культур. Дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их прорастания. Обобщить знания детей по изученной теме.
Июль 1. Аппликация предметная «Веселый огород» Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах Воспитывать любовь к овощам.
Июль 1. Подвижная игра «Лиса и зайцы» Цель: Способствовать формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной моторики обеих рук. Закрепить ходьбу по уменьшенной площади опоры, сохраняя равновесие, подлезание под дуги, в группировке.
Июль 1. Наблюдение «Облака – белогривые лошадки» Цель: познакомить детей с видами облаков. Формировать умения высказывать и обосновывать свое мнение.
Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
Июль Рисование «Наши друзья деревья» Цель: Уточнить представления детей о лесе;
Познакомить и дать понятие о видах деревьев;
Закреплять знания детей о частях деревьев (корень, ствол, лист, цветы, плоды, семена);
Закреплять знания правил поведения в лесу;
Познакомить детей с экологическими знаками;
Воспитывать бережное отношение к деревьям, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее;
Развивать познавательные интересы, наблюдательность, воспитывать устойчивое внимание, воображение, мышление. Оформление выставки.
Август 1. Беседа «Что такое Красная книга?» Цели: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными.
Август 1. Загадывание загадок о птицах Цель: уточнение и расширение представлений детей о птицах. Умение детей находить признаки сходства и различия внешнего вида птиц, закрепить знания о питании птиц. Формировать представления детей о разнообразии птиц, знания об общих признаках внешнего вида птиц (клюв, крылья, перьевой покров. ,
различать особенности поведения птиц.
Август 1. Лепка «Цветы» Цель: Учить изображать цветок из тонко раскатанного пластилинового жгутика и располагать его на картоне; развивать фантазию, поощрять творческую инициативу. Оформление выставки.
Август 1. Опыт «Песочная страна» Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка. Расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни.
2.2. Работа с родителями
Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
Совместное творчество детей и родителей.
Изготовление рисунков на тему: «Животные и растения из Красной книги Саратовской области».
3. Заключение
а) Выпуск буклетов «Природа и мы»
б) Презентация проекта.
Вывод: В результате реализации проекта повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. У детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.